Финансы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Одни экономисты определяют финансовую политику как "совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач.
Другие же считают, что "финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы организации абрамчик.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Финансы организации

 

2) Сущность и значение финансовой  политики, ее элементы. Понятие об  управлении финансами. Органы управления  финансами, их задачи и функции.

 

Одни экономисты определяют финансовую политику как "совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач.

Другие же считают, что "финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Последнее определение увязывает финансовую политику с реализацией государственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, посредством которого государство влияет на социально-экономические процессы в обществе.

По существу, все определения финансовой политики в той или иной мере указывают на ее цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых  ресурсов;

2. установление рационального с  точки зрения государства распределения  и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися целями и задачами  стратегии;

5. создание эффективной и максимально  деловой системы управления финансами.

При анализе финансовой политики следует исходить из специфических черт, проявляющихся в ее целях, стратегии и тактике.

Целями финансовой политики являются:

1. Политические цели (достижение  цели во внешней или внутренней  политике);

2. Экономические цели (достижение  целей в области экономики  на различных уровнях);

3. Социальные цели (достижение целей  в сфере общественных отношений)

Если обобщить, целью финансовой политики является построение такого финансового механизма, который позволит с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, или если рассматривать их как целями финансовой политики

Финансовая стратегия предполагает выбор методов, с помощью которых финансовая политика будет реализовываться.

И, наконец, финансовая тактика охватывает набор конкретных инструментов, рычагов и методов, способных обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью.

Таким образом, сочетание финансовой стратегии и тактики и есть финансовый механизм, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.

Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации процесса управления финансами. По своему содержанию процесс управления финансами — это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений — это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения. Например, финансовые отношения государства с предприятиями организованы в формах различных налогов, положений о финансировании за счет государства и т. п. Из содержания процесса управления финансами, видно, что финансы могут быть как объектом, так и субъектом управления.

Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений. 

Стадии управления финансами образуют звенья управления финансами. К ним относятся:  
1) выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование (финансовое право); 

2) практическое применение форм  финансовых отношении (финансовая  деятельность, состоящая из составления  и исполнения финансовых планов  и финансовых прогнозов); 

3) проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль).

Общее управление финансами в Республике Беларусь осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: парламент страны, аппарат президента, правительство.

В частности, Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент.

Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент.

Обязанность правительства - принимать постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат.

Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь.

Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь.

Основными задачами Министерства финансов являются:

- обеспечение активного использования  финансов в целях повышения  эффективности производства, роста  национального дохода, создания  и развития прогрессивных рыночных  форм и структур;

- разработка предложений по  совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

- эффективное проведение бюджетно-финансовой  и налоговой политики;

- участие в организации инвестиционного  сотрудничества страны и регулировании внешней государственной задолженности;

- проведение государственной политики  в области страховой деятельности, надзор за страховой деятельностью  на территории страны;

- регулирование и управление  деятельностью других республиканских  органов государственного управления в финансовой сфере и др.

В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основные функции:

- осуществляет методическое руководство  бюджетно-финансовой сферой в  стране, изучает экономику и финансы  отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;

- организует работу по составлению  проекта бюджета, ежегодно разрабатывает  проект Закона о бюджете страны  на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Совет Министров страны;

- участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического  развития государства, его платежного  баланса;

- разрабатывает и определяет  порядок и сроки формирования  и исполнения федерального (республиканского) бюджета;

- ведет деятельность, связанную  с совершенствованием налогового  законодательства страны, а также  подготовкой проектов международных  соглашений по вопросам налогообложения;

- определяет порядок финансирования  расходов, предусмотренных бюджетом;

- обеспечивает исполнение республиканского  бюджета, расписывает доходы и  расходы, устанавливая их поквартальное  распределение, осуществляет взаимные  расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей;

- управляет средствами, находящимися  на счетах казначейства;

- участвует в составлении проекта  бюджета Союзного государства, а  в дальнейшем обеспечивает его  исполнение;

- определяет условия деятельности  страховых организаций и их обособленных подразделений;

- осуществляет государственную  регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов  и представительств, а также контроль  за соответствием изменений и  дополнений, вносимых в их учредительные  документы, законодательству и др.

Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:

- ограничивать и приостанавливать  финансирование расходов за счет  государственных средств в случае  несоблюдения их получателями  законодательства, а также необоснованного получения указанных средств либо использования не по целевому назначению;

- вкладывать свободные средства  республиканского бюджета в хозяйственную  деятельность, акции и другие  ценные бумаги, выдавать бюджетные  займы, бюджетные ссуды организациям  в соответствии с законодательством;

- давать обязательные для выполнения  всеми банками республики указания  о приостановлении расчетов по  банковским счетам при нарушении  законодательства распорядителями  средств республиканского бюджета;

- взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, а также задолженность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам и проценты по займам;

- расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год;

- проводить проверки соблюдения  порядка аудиторской деятельности аудиторами, работающими на основе индивидуального предпринимательства, и аудиторскими организациями;

- осуществлять государственный  надзор за деятельностью страховых организаций и др.

Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Основными его задачами являются:

- контроль соблюдения законодательства  о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами  доходов, имущества и источников  денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет;

- разработка предложений по  совершенствованию налогового законодательства  и работы налоговых органов;

- подготовка налоговых соглашений  с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изучение опыта их работы;

- принятие нормативных правовых  актов о порядке исчисления  и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.

В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции:

- контролирует соблюдение налогового  законодательства;

- организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;

- разрабатывает в пределах своей  компетенции предложения по совершенствованию  налоговой политики, законодательства о налогах и предпринимательстве;

- проводит разъяснительную работу  по применению законодательства  о налогах и предпринимательстве, издает нормативные правовые  акты по вопросам, входящим в  его компетенцию, разрабатывает  и утверждает формы налоговых  расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций: входящих в его структуру;

- обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку  кадров и др.

Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как:

- составление сводных финансовых  планов и прогнозов по ведомству  и контроль за их реализацией;

- проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;

- контроль за эффективным использованием  основного и оборотного капитала  на предприятиях;

- контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;

Информация о работе Финансы организации