Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

1. Государственный бюджет: расходы и доходы государства
2. Концепции государственного бюджета
3. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.
4. Государственный долг, его виды и последствия.

Вложенные файлы: 1 файл

6. Фискальная политика.docx

— 28.79 Кб (Скачать файл)

Как показали Сарджент и  Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

• Существенным недостатком  долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных  инвестиций. Мы уже рассмотрели его  механизм при анализе недостатков  фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных  закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает  дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения»  с точки зрения финансирования этого  дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

• Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета  может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х  годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий: I + G + Ex = S + T + Im, где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex)

Из этого равенства  следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться  инвестиции, либо увеличиваться дефицит  торгового баланса. Механизм воздействия  роста дефицита государственного бюджета  на экономику и финансирования его  за счет внутреннего долга уже  рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста  ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет  к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового  баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

  1. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.

В этом случае дефицит бюджета  финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного  фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского  клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного  метода:

  • Возможность получения крупных сумм
  • Неинфляционный характер

Недостатки:

  • Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)
  • Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
  • Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
  • При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны
  • Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

 

  1. Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его  бремя для экономики. Для этого  используется показатель отношения  величины государственного долга к  величине национального дохода или  ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что  правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как  правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются  в следующем:

  • Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  • Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • Усиливается неравенство в доходах;
  • Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
  • Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
  • Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
  • Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
  • Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

Информация о работе Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг