Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:52, курсовая работа
Основная цель работы заключается в исследовании особенностей функционирования Фонда социального страхования в России и поиске перспективных направлений его совершенствования.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
Изучить сущность и структуру Фонда социального страхования в РФ;
Определить источники формирования средств Фонда социального страхования РФ;
Провести анализ основных показателей бюджета Фонда социального страхования и сделать соответствующие выводы по проведенному анализу;
Выявить основные перспективы развития Фонда социального страхования РФ.
Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческих настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и социальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать. Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.
Бюджет социального страхования зависит от необходимого объема обеспечения социальной защиты трудового населения, который в свою очередь определяется численностью наемных работников и состоянием их здоровья, природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания, национально-культурными особенностями и др. Часть ответственности за перечисленные факторы ложится и на государство, что влечет за собой появление государственных финансовых обязательств. Поэтому в некоторых случаях возможно частичное государственное финансирование отдельных видов социального страхования или реализация соответствующих социальных программ в рамках страхования.
В основе такой
модели лежит принцип, согласно которому
размеры страховых взносов
Функционирование
системы социального
Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом предполагаются три основных источника финансирования системы социального страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности.
И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования – государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все работающие, средства которых отчуждались и передавались в распределительную систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и работников в деятельности системы социальной защиты и социального страхования.
Бюджет предполагает финансирование всей системы социального обеспечения (в большей доле) и части системы социального страхования (в меньшей доле). Этими средствами распоряжается специально созданный фонд, в частности, пенсионный, занятости, страхования в экстремальных условиях, социального страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, что средства бюджета составляют также деньги работающих – налогоплательщиков, но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования, безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю поступлений в систему социального страхования.
В фонды социального страхования перечисляется определенный процент страховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию. Для обеспечения координации деятельности всей системы социального страхования, а также для проведения различных мероприятий республиканского уровня, выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в федеральный фонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованию между всеми фондами социального страхования.
Средства социального страхования, отчуждаемые на законном основании, становятся собственностью застрахованных и не подлежат изъятию. Они не могут быть использованы вне системы социального страхования, не облагаются налогами и с них не производится никаких отчислений.
Средствами
социального страхования
Для большей устойчивости в системе рыночных отношений фондам и страховым кассам предоставляется право коммерческого управления средствами социального страхования, но при условии направления большей части получаемой прибыли в систему социального страхования. Под коммерческим управлением понимается и участие фондов в коммерческих видах страхования, и вложение средств в коммерческие банки, и различные виды деятельности, приносящие прибыль, кроме запрещенных законодательством. Страховые кассы вправе на этих же условиях вкладывать средства в развитие своего предприятия.
Одним из важных является вопрос об участии средств госбюджета в системе социального страхования. С одной стороны, отказ от бюджетного финансирования части расходов по социальному обеспечению в системе социального страхования будет означать либо увеличение доли взносов страхователей-работодателей (с чем они могут не согласиться), либо невозможность возмещения застрахованным 100% утраченного заработка. Но фактом участия средств госбюджета создается прецедент вмешательства государства в финансовую деятельность системы социального страхования.
С другой стороны,
государство в виде различных
налогов так или иначе
Вариант 1. Утраченный
заработок возмещается в
Отказ от средств
госбюджета, а также отсутствие достаточных
средств на первых порах, пока не произойдет
становление системы
Вариант 2. Страховые возмещения составляют 75% – минимальное страховое возмещение, в том числе из средств предприятия выплачивается 55% от означенной суммы и 25% – из средств госбюджета, оставшаяся до 100% часть распределяется между предприятием (75%) и застрахованным (25%).
Размер минимального возмещения утраченного заработка взят как некая средневзвешенная величина от выплачиваемого ранее возмещения, когда ее размер зависел от стажа работающего.
Возмещение ущерба производится страховыми кассами предприятия. Средства предприятия и застрахованных у предприятия не изымаются, а переходят в статью расхода по социальному обеспечению в системе социального страхования. Предприятие при этом не вправе использовать эти средства на собственные нужды, и только страховые кассы могут использовать их в коммерческих целях.
Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов, накапливаются и впоследствии могут использоваться им в системе социального страхования даже на самые экзотические потребности, как, например, на пластические операции, на исключительно дорогостоящие медицинские процедуры, на лечение и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых точках земного шара и др.
Включение средств застрахованного в статью источников, на первый взгляд, представляется спорным. Некоторые расценивают это как ущемление прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные преимущества данного предложения.
Во-первых, работник включается в систему социального страхования не только как субъект защиты, но и как полноценный ее участник. Отчисление доли своего заработка заставит работника экономить средства и осуществлять контроль за их расходованием. Средства работника остаются его личными средствами, на них не производится никаких начислений и впоследствии он сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы социального страхования.
Во-вторых, если работник не принимает финансового участия в системе социального страхования, то она приобретает в его глазах отвлеченный характер. В этом случае система социального страхования действует по образу и подобию «старой», когда работники даже не знали, что они являются застрахованными, а выплаты и пособия получали как благодеяние, часто не задумываясь об их источниках.
При перечислении
определенного процента средств
социального страхования в
Размер отчислений строго определен законом о социальном страховании и не может быть изменен. Исходя из принципа социального страхования, т.е. возмещения утраченных средств при наступлении страхового события, предприятия или работодатели платят не всю сумму возможного страхового возмещения, а только страховые взносы, которые и формируют страховой фонд. При нехватке средств у предприятия разницу выплачивает (в долг) страховой фонд.
В целом приведенная схема финансового управления средствами системы обязательного социального страхования имеет большие преимущества перед ранее существовавшей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующая в
России система социального
При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.
Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Фонд социального страхования имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов в отношении порядка получения и расходования средств. Различие заключается в том, что суммы страховых взносов, поступающие в Фонд социального страхования, не соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных страхователями страховых взносов.
Информация о работе Фонд обязательного социального страхования