Фонд социального страхования РФ, его назначение, состав доходов и направления использования средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Внебюджетные фонды как составляющая часть финансовой системы РФ
1.1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения……………………………………………………………..6
1.2. Способы образования и источники формирования внебюджетных фондов……………………………………………………................................12
Глава 2. Фонд социального страхования РФ
2.1. Задачи ФСС РФ……………………………………………………..14
2.2. Источники финансирования ФСС РФ…………………………..…16
2.3. Направления использования средств ФСС РФ…………………...19
Глава 3. ФСС РФ на современном этапе…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Снижение ЕСН привело к выпадению  доходов фонда в размере 16,7 млрд. руб. В качестве источника покрытия этого дефицита были привлечены средства в размере 3,3 млрд. руб. из входного остатка средств на 1 января 2005 года. Предусматривалось также сокращение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности за счёт того, что из средств фонда их оплата начислялась с третьего дня после наступления заболевания, что давало ещё 14,58 млрд. руб. Значит, дефицит покрывался.

Первые два дня нетрудоспособности теперь оплачивались за счёт средств  работодателя. Эта норма не распространяется на оплату временной нетрудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Оплата этого вида осуществлялась с первого дня за счёт средств ФСС. Предполагалось увеличить максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам (с 11700 руб. в 2004 году до 12480 руб. в 2005 году).

Размеры пособий, связанных с материнством, и также с погребением, не индексировались. На прежнем уровне сохранялись расходы  на долечивание непосредственно  после стационарного лечения  в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ; они планировались в размере 1,5 млрд. руб.

На оздоровление детей намечалось израсходовать 12,6 млрд. руб. (на 1 млрд. руб. больше, чем в 2004 году). Несмотря на абсолютное уменьшение оздоровляемых  детей (а оно произошло в связи с инфляционным ростом цен по потребительской корзине), уровень охвата детей этими мероприятиями в целом по России увеличился с 36,9% в 2003 году до 41% в 2005 году.

По обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве размер ежемесячных и единовременных страховых выплат был проиндексирован в соответствии с законом на уровне инфляции – 9,4%.

Расходы на медицинскую, социальную и  профессиональную реабилитацию пострадавших были проиндексированы в то же размере  и составляли 2,3 млрд. руб. Сохранялась статья  о финансировании ФСС предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Предусматривалось увеличение (на 30%) расходов на денежное содержание работников ФСС. При этом их численность не увеличилась, хотя загрузка в связи с передачей функции по обеспечению льготных категорий санаторно-курортным лечением возросла. Следует заметить, что на протяжении последних лет, несмотря на расширение функций ФСС, повышение оплаты труда его сотрудников не проводилось.

В 2005 году Фонд социального страхования  в большей степени, нежели раньше, формировался за счёт значительных ассигнований из федерального бюджета, хотя его природа  и соответствующее законодательство предполагают бюджетную автономию. За счёт федерального бюджета обеспечивалось 5,4% доходов ФСС (прежде средства госбюджета не привлекались).

Исходя из выше названных новаций  в Фонде социального страхования  в 2005 году, возникают некоторые вопросы.

 Так как ФСС теперь собирался оплачивать больничный лист только на третий день, то в связи с этим возник вопрос о правовом обеспечении этой нормы. Во всяком случае, Правовое управление ГосДумы усмотрело здесь противоречие с Трудовым кодексом. Была опасность обращений в конституционный суд о признании данной нормы неконституционной.

Настораживала новация ФСС об оплате работодателем первых двух дней больничного  листа. Реально люди просто не смогли бы за это время получать пособие  по болезни.

В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования ФСС, но по-прежнему существуют проблемы, решение которых необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

 

 Расширение деятельности государства  привело к созданию значительного  количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды имеют строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Фонд социального страхования  создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

ФСС РФ – это фонд денежных средств, основной целью которого является социальное обеспечение населения страны по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных социальных целях, что выражается, прежде всего, в выплате соответствующих видов государственных пособий.

Основные задачи ФСС – это  обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и  реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования; осуществление мер  для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва; частичное содержание санаториев-профилакториев и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей; разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Средства ФСС образуются за счёт страховых взносов работодателей  и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также  осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; ассигнований из федерального бюджета РФ; за счёт сумм единого социального налога (3,2% от ЕСН); прочих доходов.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда и т. д.

В 2005 году в соответствии с Налоговым  кодексом был снижен ЕСН и, соответственно, отчисления в Фонд социального страхования  снизились с 4 до 3,2%. Также в 2005 году на ФСС впервые была возложена новая функция – обеспечение санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан.

Совершенствование системы социального  страхования является сейчас не благими  намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

 

                           Список использованной литературы

 

1.Годин А.М., Подпорина  И.В. Бюджет и бюджетная система  РФ: Учебное пособие. – М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и Ко», 2007.

 

2. Галанин В.А. Финансы,  денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 416с.(Профессиональное образование)

 

3.Климович В.П. Финансы,  денежное обращение и кредит: Учебник. –  2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 256с.

 

4. Сенчагов В.К., Архипов  А.И. и др. Финансы, денежное  обращение и кредит: Учебник  / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И.  Архипова.  – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: ТК Велби, Идз-во Проспект, 2011. – 720с.

 

5. Финансы, денежное  обращение и кредит: Учеб. Пособие.  – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 496с.

 

6. Финансы: Учебник  для вузов  / Под ред. Г.Б.  Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 607с.

 

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов // Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, Юнити, 2009г. - 479 с.

 

8. Финансы. Денежное  обращение. Кредит. Конспект лекций. – М.: Издательство ПРИОР, 2007.

 

9.Федотов Д.Ю. О формировании  доходов внебюджетных фондов России // Финансы. – 2009. - №7. – С.61.

 

10. Выплаты и льготы  при уплате страховых взносов  в Фонд социального страхования  // Бухгалтерский вестник. – 2008. - №1. – С.73-88.

 

11. Коровкина Е.Б. О  выборе целевых бюджетных фондов  в качестве формы финансирования расходов бюджетов // Финансы. – 2009. - №3. – С.20-23.

 

12. Государственные внебюджетные фонды – 2008 г. // Человек и труд. – 2008. - №1. – С.26-33.

 

13. Трофимов А.А. О  государственных внебюджетных фондах // Финансы. – 2008. - №10. – С.20-28.

 

14. Сергеев А.И. Новые  страховые взносы в Фонд социального страхования // Главбух. – 2009. - №3. – С.68-72.

 

15. Ответственность за  уклонение от уплаты страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды // Главбух. – 2005. – №4. – С.68-72.

 

16. Балтина А.М.  Социальные  расходы как объект бюджетного регулирования // Финансы. – 2006. - №9.

 

17. Условные накопления, сомнительные инвестиции // Эксперт. – 2005. - №21.

 

18. www.minfin.ru

 

19. www.cbr.ru

 

20. Internet библиотеки: www.bartleby.ru

 

 

 

 


Информация о работе Фонд социального страхования РФ, его назначение, состав доходов и направления использования средств