Формирование государственного бюджета и его роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается изучить теоретические аспекты государственного бюджета и провести анализ формирования государственного бюджета Республики Беларусь на примере республиканского бюджета.
Для реализации данных целей поставлены следующие задачи: -изучить экономическую сущность и роль государственного бюджета, формирование состава доходной и расходной частей государственного бюджета и рассмотреть источники финансирования бюджетного дефицита. -Провести анализ республиканского бюджета, а именно доходные поступления за 2009-2011 гг., провести анализ исполнения плана по доходным поступлениям. -Подвести итоги анализа. -Предложить направления наращивания доходной части государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..…………………….
6
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета………………………….………………...…………………………....
6
1.2 Состав доходной и расходной частей государственного бюджета……………………...............................................................………...
9
1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………………………
12

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА2009-2011 ГГ…………...……………………………………………………
17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходных поступлений в республиканский бюджет ……………………………………………………..
17
2.2 Анализ исполнения плана по доходным поступлениям в республиканский бюджет……………………………………………..............

20
3. НАПРАВЛЕНИЯ НАРАЩИВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………..………………............................................
23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть,введение,заключ,литература.docx

— 108.46 Кб (Скачать файл)

4. Сферам обращения:

- свободно обращающиеся;

- с ограниченным кругом  обращения.

5. Формам выплаты доходов  по внутренним займам:

- проценты;

- выигрыш;

- беспроцентные.

Доход по процентным облигациям выплачивается путем оплаты купонов к облигациям.

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тираж выигрышей.

 Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателей акций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который удовлетворяется полностью. Облигации выпускаются достоинством, равным цене соответствующего товара.

6. Сроком погашения:

- краткосрочные (до одного года);

- среднесрочные (до пяти лет);

- долгосрочные (более пяти лет).

7. Методом размещения:

- добровольные;

- размещение по подписке;

- принудительные.

Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями.

В СССР до 1958 г. при тоталитарном режиме широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально они являлись добровольными, но население подписывалось на них под давлением со стороны органов власти, что по сути делало их обязательными.

Принудительные займы  распространяются среди кредиторов по постановлению Правительства  и предусматривают строгую ответственность  за уклонение от покупки облигаций.

Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным  банком правительству страны и местным  органам власти (в Беларуси - Национальным банком).

Внешний государственный  кредит – совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом рынке в роли заемщика или кредитора. Это форма государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.

Предоставление внешних  займов осуществляется за счет бюджетных  средств или специальных правительственных  фондов. Получателями могут быть республиканские  и местные органы власти, а также  резиденты РБ. Кредиторами могут  выступать правительство, финансово-кредитные  учреждения, др. юридические лица иностранных  государств, частные лица и международные  финансовые организации. Цель внешних  займов - укрепление экономического потенциала заемщика.

Государственные внешние  займы бывают среднесрочными и долгосрочными. Денежные займы предоставляются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или в валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним могут производиться по истечению льготного периода, представляющего отсрочку погашения займов на 3-5 лет после его использования. [12,76]

Таким образом, государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Доходы государственного бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд. Больший удельный вес в доходах бюджета занимают налоги (около 90%). Расходная часть это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда и направлена на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления. Методы финансирования бюджетного дефицита: денежно кредитная эмиссия; выпуск государственных займов; увеличение налоговых поступлений за счет повышения ставок, акцизов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.          АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РУСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

    1. Анализ динамики состава и структуры доходных поступлений в республиканский бюджет

Государственный бюджет для  выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства  должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается  часть доходов юридических и  физических лиц.

Материальной основой  доходов государственного бюджета  является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства  и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных  финансовых ресурсов (более 2/3 всего  объема), принимающих форму доходов  бюджета.

Проведем анализ состава  и структуры источников формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь. Результаты проведенного анализа отразим в приложении А. Для того, чтобы избежать влияния инфляционного фактора и провести анализ необходимо данные за 2009год и 2010 год привести в сопоставимый вид с данными 2011 года. Для этого используем индекс потребительских цен ИПЦ2010/2009= 1,099 и ИПЦ2011/2010=2,087. Таким образом, чтобы получить сопоставимые данные необходимо показатели за 2009 год умножить на 1,099, а затем на 2,087, а показатели за 2010 год умножить на 2,087.

Доходы республиканского бюджета на 2009 год составили 70,3 трлн. руб. Налоговые поступления республиканского бюджета в 2009 году составили 60,7 трлн. руб. Неналоговые доходы республиканского бюджета за 2009 год составили 9,6 трлн. руб. (Приложение А)

На основе данных рисунка 2.1, можно сказать, что большую часть поступлений занимает налог на добавленную стоимость (26,8 %) и налоги на внешнеэкономическую деятельность, который составили 26,0% от общей суммы доходов. Акцизы составляют 11,3%, неналоговые доходы-13,6%, другие налоговые доходы-13,4, а самую малую долю занимает налог на прибыль (8,9%).

Рисунок 2.1 – Структура  доходов республиканского бюджета  за 2009 г.

Источник: собственная разработка  на основе данных приложения А

Доходы республиканского бюджета на 2010  год составили 63,2 трлн. руб. и по сравнению с 2009 годом уменьшились на 10,1%.

Налоговые доходы республиканского бюджета за 2010 год составили 58,1 трлн. руб. По сравнению с 2009 годом данные поступления уменьшились  на 4,4%.

Неналоговые поступления  республиканского бюджета в 2010 году составили 5,1 трлн. руб., что на 46,9% меньше, чем в 2009 году.

 Более трети (38,9%) всех  поступлений в республиканский  бюджет обеспечено за счет  поступлений налога на добавленную  стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился  на 30,8%.  Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 18,6% по отношению к 2009 году и составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 13,9% . Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности уменьшились на 34,0% и составили 19%. Самый меньший удельный вес занимают неналоговые доходы (8,1%) и прочие налоговые доходы (7,8%).

Рисунок 2.2 – Структура  доходов республиканского бюджета  за 2010 г.

Источник: собственная разработка на основе данных приложения А

За 2011 год в республиканский  бюджет поступило 54,2 трлн. руб., что на 14,2 % меньше 2010 года.

Налоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год составили 44, 6 трлн. руб. По сравнению с 2010 годом поступления  уменьшились на 23,2% .

Неналоговые доходы республиканского бюджета сложились в сумме 9,6 трлн. руб. и по сравнению с 2010 годом увеличились на 89,2% .

Наибольшую долю в структуре  доходов республиканского бюджета  занимают налог на добавленную стоимость (34,5%), который уменьшился на 24% по сравнению с 2010 годом. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составили 28,0% в общем объеме доходов и при этом увеличились на 25,6% по сравнению с 2010 годом, акцизы составляют 10,3% и меньший удельный вес занимает налог на прибыль (5,2%).

 

Рисунок 2.3 – Структура  доходов республиканского бюджета  за 2011 г.

Источник: собственная разработка  на основе данных приложения А

Если подвести итог приложению А, то можно сказать, что после привидения данных по доходным поступлениям в республиканский бюджет в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен, доходные поступления за 2011 год значительно уменьшились по сравнению с 2009 годом и 2010 годом. И если сравнивать 2011 год и 2010 год, то можно сказать, что темп роста имеет отрицательные значения по всем параметрам, кроме налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности и неналоговых доходов.

 

    1. Анализ исполнения плана по доходным поступлениям в республиканский бюджет

Исполнение бюджета –  это важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию  бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические  и физические лица – плательщики  налогов в бюджет, получатели бюджетных  средств.

Исполнение бюджетов по доходам  предусматривает:

1) перечисление и зачисление  доходов на единый счет бюджета;

2) распределение в соответствии  с утвержденным бюджетом регулирующих  доходов;

3) возврат излишне уплаченных  в бюджет сумм доходов;

4) учет доходов бюджета  и составление отчетности о  доходах соответствующего бюджета.

Далее будет проведен анализ исполнения плана по доходным поступлениям в республиканский бюджет за 2009-2011 гг.

За 2009 год в республиканский  бюджет поступило доходов на сумму 46 818 772 702,9 тыс. рублей, или 102,5 процента уточненного годового плана. За январь-декабрь 2009 года в республиканский бюджет поступило: налоговых доходов на сумму 26,5 трлн. рублей (101,6 процента), неналоговых доходов на сумму 4,5 трлн. рублей (113,2 процента). [5]

Доходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года сложились  в сумме 30,3 трлн. рублей, или 101,1 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 3,3 трлн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана. За январь-декабрь 2010 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 11,8 трлн. рублей, или 103,4 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 5,8 трлн. рублей, или 98,5 процента уточненного годового плана.

Таблица 2.1 – Исполнение плана по доходным поступлениям в  республиканский бюджет за 2010 год (в  млн. рублей)

Показатели

Уточненный план на 2010 г.

Исполнено за янв. – дек. 2010 г.

в % к уточненному годовому плану

ВСЕГО доходов

29 932,0

30 270,1

101,1

из них:

     

- налог на прибыль

3 321,7

3 329,4

100,2

- НДС

11 397,4

11 784,9

103,4

- акцизы

4 390,2

4 348,9

99,1

- доходы от внешнеэкономической  деятельности

5864,2

5776,2

98,5


Источник: собственная разработка на основе [3, 6]

Доходы республиканского бюджета составили 54,2 трлн. рублей, или 105,6 процента уточненного годового плана. За январь-декабрь 2011 года в бюджет сектора государственного управления поступило НДС на сумму 26,5 трлн. рублей, или 103,9 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 8,7 трлн. рублей, или 105,4 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 5,6 трлн. рублей, или 102,4 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 15,1 трлн. рублей, или 104,8 процента уточненного годового плана.

Таблица 2.2 - Исполнение плана по доходным поступлениям в республиканский бюджет за 2011 год (в млн. рублей)

Показатели

Уточненный план на 2011 г.

Исполнено за янв. – дек. 2011 г.

в % к уточненному годовому плану

ВСЕГО доходов

51312,0

54190,2

105,6

из них:

     

- налог на прибыль

2589,1

2812,3

108,6

- НДС

17921,5

18701,4

104,4

- акцизы

5467,8

5597,0

102,4

- доходы от внешнеэкономической  деятельности

14456,5

15146,9

104,8

Информация о работе Формирование государственного бюджета и его роль в развитии национальной экономики