Формирование и развитеие финансовой системы РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Сущность понятий финансов и финансовой системы. Характеристика сферы и звенья финансовой системы. Проблемы финансовой системы РБ и пути их решения. Анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…..4
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………….…..5
1.1 Понятие финансовой системы…………………………………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………......7
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….13
2.1.Структура финансовой системы …………………………………………….....13
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь…….………………………………14
2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь
и других стран……………………………………………………………………….17
3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..20
3.1 Особенности формирования финансовой системы Республики Беларусь…..20
3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения...23
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

передФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РБ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

       Функционирование государственного  бюджета происходит посредством  особых экономических форм –  доходов и расходов. Доходы служат  финансовой базой деятельности  государства, расходы удовлетворению общегосударственных потребностей.

       Основным инструментом мобилизации  доходов бюджета являются налоги.

       Налоги представляют собой обязательные  платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами  власти) с юридических и физических лиц в государственные или местные бюджеты в установленные сроки[14,с.85].

     Расходная часть государственного бюджета  включает статьи на военные цели, вмешательство  в экономику, содержание государственного аппарата, поддержание других уровней  бюджетной системы, социальные расходы, субсидии и кредиты предприятиям либо другим странам. Для Республики Беларусь характерны следующие основные направления использования расходной части бюджета – социально-культурные мероприятия и народное хозяйство. Растущие расходы на социально-культурные мероприятия (табл. П.2) подтверждают стремление государства выполнять свою социальную функцию и, таким образом, помочь населению пережить трудности процесса реформирования экономики.

       Когда расходы бюджета превышают  его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит – положительное сальдо бюджета. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

       Многие экономисты считают финансовое  положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % ВВП, 5-6 % национального дохода или 8-10 % расходной части бюджета. Сам по себе дефицит бюджета не страшен. При этом очень важно, чтобы он весь, или, по крайней мере, большая его часть приходился на бюджет развития, т. е. на инвестиции государства в экономическое развитие страны, а не на бюджет текущих расходов, что означает рост необеспеченной государственной задолженности, который может привести к самым серьёзным социальным последствиям.

       С приобретением суверенитета и переходом к рыночной экономике бюджет Республики Беларусь претерпел значительные изменения как в плане появления новых видов доходов и расходов, изменения структуры бюджета, так и в плане его сбалансированности. С 1992 года расходы стали превышать доходы госбюджета, появилась проблема изыскания источников финансирования дефицита и управления государственным долгом, который является следствием бюджетного дефицита. Пик бюджетного дефицита пришёлся на 1993 г. - 5,5 % от объёма ВВП.

     Начиная с бюджета 1994 года Правительство, исходя из принципов укрепления бюджетно-финансовой политики государства, недопущения роста уровня дефицита бюджета в ВВП и совершенствования бюджетного процесса, балансировало при составлении и исполняло бюджет с постоянным снижением уровня его дефицита.

       Причинами несбалансированности  бюджета в Республики Беларусь  являются, прежде всего, кризисные  явления в экономике, несогласованность  денежно-кредитной и бюджетной  политики, выражающаяся в принятии  важных финансовых решений не  в рамках бюджетного процесса и без учёта источников финансирования; множественность целевых программ, среди которых осуществление крупных централизованных вложений в виде чистых кредитов Национального банка в государственные программы, в частности в агропромышленный комплекс и жилищное строительство.

       Дефицит госбюджета Республики  Беларусь покрывается главным  образом эмиссией кредитных денег  Национальным банком.

       Вторым по своему значению  финансовым звеном является система  местных финансов (местные бюджеты). Главным источником доходной части местных бюджетов являются налоги (в основном поимущественные). Кроме того, в бюджеты местных органов власти поступают финансовые ресурсы, направляемые вышестоящими бюджетами и бюджетами равноценного уровня.

       В Беларуси существует разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и местные налоги. Последние могут включать подоходный налог с физических лиц, плата за пользование лесами, налог на недвижимость, земельный налог, налог на рекламу, налог на добываемые из природной среды ресурсы, экологический налог за переработку нефти и нефтепродуктов и т. д.

       Местные бюджеты Республики Беларусь  состоят из бюджетов 6-ти областей  и г. Минска соответственно  административному делению территории  страны.

     В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых фондов.

       Государственные целевые фонды  создаются для финансирования  мероприятий в наиболее важных  сферах общественной жизни. 

       В доходы бюджетов свободных  экономических зон включаются  уплачиваемые резидентами свободных экономических зон налоги на доходы и прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы. Остальные налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые резидентами свободных экономических зон, зачисляются в республиканские и местные бюджеты в соответствии с законодательными актами РБ.

       Особое финансовое звено образуют  специальные внебюджетные фонды,  которые используются по целевому  назначению и имеют определённую  самостоятельность, отделены от  государственного бюджета и управляются  непосредственно центральными либо местными властями. Главные распорядители средств внебюджетных фондов представляют в установленные сроки Министерству финансов и местным финансовым органам отчёты об исполнении доходов и расходов этих фондов.

       К специализированным фондам  относится Фонд социальной защиты  населения, который является органом  государственного управления средствами  государственного страхования в  структуре Министерства труда  и социальной защиты.

       Денежные средства Фонда являются  республиканской собственностью, не входят в состав бюджета РБ, не подлежат изъятию, хранятся на счетах Фонда в банках.

       Социальное страхование возникает  в условиях рыночной экономики  как способ реализации конституционного  права граждан на материальное  обеспечение. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются соответствующим законодательством.

       Основные задачи социального  страхования: 

       - обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовку;

       - гарантии материального обеспечения лиц, утративших или не имевших трудоспособность.

     Государственный кредит – совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заёмщика, так и в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит как звено финансовой системы представляет отношения перераспределения ВВП и частично национального богатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в распоряжение государства.  

       2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран 

       Бюджетное устройство в разных  странах конструируются по-разному,  это обусловлено их государственным  устройством, территориально-административным  делением, уровнем развития экономики  и её структурных документов, традиций и стереотипов хозяйствования. Известны две формы государственного управления:

       • унитарное (характерно два  звена управления – центральное  и местное) 

       • федеративное три звена:  центральное, членов федерации  и местное) 

       Республика Беларусь является унитарной державой, поэтому имеет двухуровневое бюджетное устройство.

       Бюджетные системы зарубежных  стран строятся на общих основных  принципах. На этих же принципах  основывается бюджетная система  РБ.

      1.оформление бюджета в виде  акта, принимаемое представительным органом власти;

      2.полнота бюджета; 

      3.единство бюджета; 

      4.достоверность и наглядность  бюджета; 

      5.ежегодное утверждение бюджета; 

      6.бюджетное равновесие.

       Обязательное оформление бюджета  в виде акта, принимаемого представительным органом власти, означает законодательное оформление бюджета. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона (Беларусь), в ряде стран (США, Финляндия), утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюджетные акты, как правило, состоят из трёх основных частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений.

       Принцип ежегодного утверждения  бюджета означает установления  государственного бюджета на  один финансовый год. В разных  странах финансовый год определяется  по-разному. В Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, а также в Беларуси он совпадает с календарным; в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля; в Италии, Норвегии, Швеции – 1 июля; в США – 1 октября. В некоторых странах конституционно закреплена возможность принятия многолетних бюджетов (например, Конституция Греции допускает возможность установления двухлетнего бюджета).

       Расходы региональных фондов  в федеративных государствах  и местных в унитарных зависят  от уровня децентрализации управления  социальной сферы в государстве. Чем выше этот уровень, тем значительнее объём финансовых ресурсов, пропускаемых по каналам региональных либо местных бюджетов, тем выше их доля в общегосударственных бюджетных расходах. К странам с высоким уровнем децентрализации управления социально-культурной сферой относятся ФРГ, Франция, Финляндия. Для Беларуси, напротив, характерна высокая централизация управления социально-культурной сферой.

       Налоговые системы федеративных  и унитарных государств также  отличаются. Для современных налоговых систем федеративных государств характерно параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и правительствами штатов и местными органами власти. В унитарных государствах существует строгое разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и местные налоги. Это связано с формированием местных бюджетов на принципах самофинансирования и бездефицитности. Такая тенденция наблюдается и в Беларуси.

       Различия налоговых систем вытекают  из различных уровней развития экономик стран. Так, в странах с развитой рыночной экономикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и др. Исключением является Франция, где государственный бюджет пополняется в основном за счёт налога на добавленную стоимость. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой практикуют использование косвенных налогов для формирования доходной части государственного бюджета – НДС, акцизы и таможенные пошлины.

       Совершенствование бюджетных, налоговых,  кредитных систем является ведущим  направлением деятельности правительств  промышленно развитых государств. В мировой практике накоплен  огромный опыт построения финансовых  систем, что может послужить ориентиром  для проведения белорусских реформ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      3.1 Особенности формирования финансовой  системы Республики Беларусь

     Накануне  дезинтеграции бывшего СССР Белоруссия оказалась в сложном финансовом положении. Практически произошло разрушение правовых, экономических и конституционных основ финансовой системы. Финансовая политика была направлена на предотвращение негативных последствий экономического и политического кризиса. Принимаемые меры по управлению государственными финансами можно квалифицировать как авральные. Очевидно, из-за непредсказуемости развития политической обстановки по иному не могло быть. Тем не менее органы государственной власти и государственного управления сделали все возможное, чтобы сохранить управляемость финансами накануне исторического события - обретения Республикой Беларусь подлинного суверенитета и независимости.

Информация о работе Формирование и развитеие финансовой системы РБ