Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:30, курсовая работа
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования 6
1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета 12
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЧП «СДОБУШКА» 22
2.1 Технико-экономическая характеристика ЧП «Сдобушка» 22
2.2 Анализ состава и структуры прибыли ЧП «Сдобушка» 26
2.3 Анализ рентабельности ЧП «Сдобушка» 30
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Представим показатели прибыли ЧП «Сдобушка» на рис. 2.2.
Рисунок 2.2 - Показатели прибыли ЧП «Сдобушка»
Выручка в начале периода увеличивается (таблица 2.1): в 2010 г. выручка увеличилась более чем в 2 раза и составила 5303 тыс.руб., в 2011 году её размер увеличился на 55,1 % по отношению к 2010 году и составил 8 255 тыс.руб. Рост выручки связан с повышением объема продаж. Валовой доход увеличился на 99 тыс. руб., тем роста составил 107,8%. Таким образом, темп роста валового дохода меньше темпов роста товарооборота. Факторный анализ валового дохода под влиянием структурных изменений ассортимента: вычитая из отчетного уровня надбавок расчетный их уровень, получим влияние изменения уровня торговой надбавки по товарам имеющегося ассортимента на уровень валового дохода =16,7- 24,0= -7,3%.
Издержки обращения в торговле характеризуют величину потребленных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Их анализ необходим главным образом для выявления резервов сокращения расходов.
Издержки обращения, в 2010 году уменьшились на 132 тыс. руб., темп роста составил 84,1 %.
Прибыль от продажи товаров увеличилась на 231тыс. руб., ее темп роста составил 151,6%. Чистая прибыль также увеличилась, однако темпы её роста ниже темпов роста товарооборота и прибыли от продаж.
Чистая прибыль ЧП «Сдобушка» растет из года в года и на конец 2011 г. ее размер увеличился в 3,7 раза по сравнению с аналогичным периодам предыдущего года и составила 643 тыс.руб. Рост прибыли обусловлен профессиональным менеджментом компании, грамотной ценовой, сбытовой, конкурентной, маркетинговой стратегией, выход на новые рынки сбыта.
Численность работников на протяжении периода постоянно увеличивается, что связано с возрастающим объемом работы. На конец 2011 г. численность работников составила 16 человек. Среднемесячная заработная плата на предприятии составила в 2009 г. 7710 руб., в 2010 г. – 7890 тыс.руб. (увеличилась на 2,3 %), в 2011 г. – 8150 руб. (увеличился на 3,3%).
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Одним из финансовых результатов является прибыль, обратное положение называется убытком. Важнейшими среди финансовых результатов являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.
Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль- это конечный результат деятельности предприятия.
Проведем оценку динамики показателей прибыли от продаж и чистой прибыли:
Далее в табл. 2.2 рассмотрим структуру доходов от продаж ЧП «Сдобушка» за период с 2009 по 2011 гг.
Таблица 2.2- Структура доходов от продаж ЧП «Сдобушка» за 2009 - 2011 годы
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
Сумма, тыс.руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс.руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс.руб. |
Доля, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы от продаж всего |
923 |
100 |
1276 |
100 |
1375 |
100 |
Издержки обращения |
555 |
60,1 |
828 |
64,9 |
696 |
50,6 |
Прибыль от продаж |
368 |
39,9 |
448 |
35,1 |
679 |
49,4 |
Рисунок 2.3 - Структура доходов от продаж ЧП «Сдобушка»
Итак, по результатам анализа доходов от продаж, можно отметить следующее, в структуре доходов ЧП «Сдобушка» больше половины занимают издержки обращения ЧП «Сдобушка» . Однако удельный вес издержек обращения в структуре доходов от продаж за период с 2009 по 2011 год снизился на 9,5 %.
Анализ динамики дохода ЧП «Сдобушка» за 2010-2011 гг. по сумме и уровню представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3Данные для факторного анализа доходов и доходности ООО «Киндеркнехет» за 2010-2011 годы
Показатель |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Темп роста |
Отклонение (+,-) | |
% |
в аболютн. оценке | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы от реализации в сумме |
1276 |
1375 |
107,8 |
- |
+ 99 |
Уровень, % к обороту |
24,0 |
16,7 |
- |
-7,3 |
- |
Оборот розничной торговли |
5303 |
8225 |
155,1 |
- |
+2922 |
Проведенный анализ динамики дохода ЧП «Сдобушка» по сумме и структуре показал, что в 2011 году доход составил 1375 тыс. руб. база сравнения 2010 год, где сумма валового дохода составила 1276 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом доходы увеличились на 99,0 тыс. руб. Оборот увеличился на 2922 тыс.руб. Однако превышение темпов роста оборота розничной торговли по сравнению с валовым доходам привело к снижению уровня валового дохода за анализируемый период на 7,3%, что крайне негативно характеризует результаты деятельности предприятия.
Для того чтобы наращивать доход, организация должна пересмотреть договора сотрудничества поставки товаров и т.д, заключать более эффективные контракты, сокращать звенность товародвижения, следовательно, ритмично и равномерно выполнять планы товарооборота, усилить рекламную политику, изучать спрос населения, повышение культуры обслуживания и другие мероприятия. Целесообразно провести факторный анализ доходов и доходности предприятия.
Далее проведем факторный анализ прибыли от продаж таблица 2.4.
Таблица 2.4- Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж ЧП «Сдобушка» за 2010 -2011 годы, тыс. руб.
Показатель |
Базовый период |
Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода |
Отчетный период |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от продаж за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В) |
5303 |
7924 |
8225 |
Полная себестоимость (З) |
4855 |
7267 |
7546 |
Прибыль от продаж (П) |
448 |
657 |
696 |
Индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.
На данном предприятии индекс объема продаж составляет: 67000/ 100305= 0,6679
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 33.2 % и составить 299,2 тыс. руб. (448* 0,6679)
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1*Ц i0) - ∑(VРПi1*C i0)= 7924 -7267 = 657 тыс. руб.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1*Ц i1) - ∑(VРПi1*C i0)=8225- 7267 = 958 тыс. руб.
Таблица 2.5 –Расчет показателей факторного анализа прибыли ЧП «Сдобушка»
Показатели прибыли |
Условное обозначение |
Порядок расчета |
Сумма, тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Базисного периода |
П0 |
В0- З0 |
448 |
При объеме реализации отчетного и остальными показателями базисного |
Пусл.1 |
В0* IVРП |
299,2 |
При объеме реализации, структуре продукции отчетного и остальными показателями базисного |
Пусл.2 |
Вусл.- Зусл. |
657 |
При объеме реализации, структуре и цене отчетного и себестоимости базисного |
Пусл.3 |
В1- Зусл. |
958 |
Отчетного периода |
П1 |
В1- З1 |
696 |
По данным табл. 2.5 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
1.объема реализации продукции
∆ПVРП=Пусл1-П0 = 292 – 448 = -148,8 тыс. руб.;
2. структуры товарной продукции
∆Пстр=Пусл2-П усл1 = 657 - 299,2= +357,8 тыс. руб.;
3. средних цен реализации
∆Пцен=Пусл3-П усл2 = 958 – 657 = +301 тыс. руб.;
4. себестоимости реализованной продукции
∆Псебест=П1-П усл3 = 696 - 958= -262 тыс. руб.
Баланс отклонений: +248 тыс. руб.
По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.
На анализируемом предприятии сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения среднереализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 262 тыс. руб.
Коэффициенты рентабельности характеризуют эффективность, финансовую результативность, прибыльность деятельности организации и рассчитываются по прибыли. Представим показатели в табл. 2.6
Рентабельность продаж за период с 2009 по 2011 гг. снизилась на 5,97 %. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Снижение показателя может быть вызвано падением спроса на продукцию.
Таблица 2.6- Показатели рентабельности и оборачиваемости ЧП «Сдобушка», 2009 -2011 гг.
Коэффициент |
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 г. |
2011к 2010 г. |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Рентабельность продаж, % |
14,8 |
8,45 |
8,25 |
6,35 |
-0,2 |
Общая рентабельность |
11,9 |
8,2 |
7,8 |
- 3,7 |
-0,4 |
Рентабельность собственного капитала |
81,2 |
39,9 |
20,3 |
-1,97 |
-19,6 |
Рентабельность активов |
14,2 |
24,3 |
16,1 |
10,1 |
-8,2 |
Рентабельность затрат |
18,9 |
10,8 |
9,4 |
-8,1 |
-1,4 |
Период окупаемости собственного капитала |
1,1 |
1,7 |
3,7 |
0,6 |
2 |
Информация о работе Формирование прибыли и рентабельности предприятия