Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретико-практических основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения.
Для поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть сущность доходов бюджета;
- рассмотреть структура доходов;
- рассмотреть бюджет, который был составлен на три года.
Объектом исследования является сущность доходов федерального бюджета, их значение и структура.
Наиболее наглядно распределения доходов можно представить в виде гистограммы:
Рис 2.1- Распределение доходов Федерального бюджета в 2010-2012 гг. в млрд. руб.
Объем доходов федерального
бюджета РФ за исследуемый период
менялся в различных
Соотношение налоговых и
неналоговых поступлений
При сравнении структуры налоговых доходов за 2010-2011 гг. следует отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС, которые в 2011 г. в совокупности составили 41% от налоговых доходов, сократившись на 8% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на это, доля данного налога в структуре налоговых доходов для обоих годов остается самой высокой. Также значительную долю представляют собой налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами, которые в 2011 г. составили 31% всех налоговых доходов, что выше данного показателя за 2010 г. на 6,5%. Такой рост можно связать с ростом мировых цен на нефть.
В 2011 году вс е доходы по сравнению с 2010 годом составил 119,21%,а в 2012 году все доходы по сравнению с 2011 годом составили 79,10%.
Что касается неналоговых
доходов федерального бюджета, то здесь
наибольшую долю составляют доходы от
внешнеэкономической
2.2. Прогноз доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы
Прогноз доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 26 апреля 2012 года [18].
Прогноз доходов сформирован с
учетом предлагаемых к принятию изменений
в налоговое законодательство, с
учетом одобренных Правительством Российской
Федерации Основных направлений
налоговой политики на 2013 - 2015 годы,
и нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации,
касающихся внешнеэкономической
Таблица 2.2
Изменение доходной базы федерального
бюджета в связи с
N |
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Изменение законодательства - всего |
-190,3 |
-186,4 |
-100,0 | |
%% к ВВП |
0,3 |
0,3 |
0,1 | |
в том числе: |
||||
1. |
индексация специфических ставок акцизов: |
0,3 |
0,3 |
92,3 |
1.1. |
на табачную продукцию (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 960 руб. за 1 тыс. штук) |
58,4 | ||
1.2. |
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 600 руб. за 1 литр безводного этилового спирта) |
16,1 | ||
1.3. |
на нефтепродукты (установление ставок с 1 января 2015 г. на автомобильный бензин в размерах 6 223 - 12 221 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на дизельное топливо - 5 244 - 7 090 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 9 086 руб. за 1 тонну; установление ставок на прямогонный бензин с 1 января 2013 г. в размере 10 229 руб. за 1 тонну, с 1 января 2014 г. - 11 252 руб., с 1 января 2015 г. - 12 378 руб.) |
0,3 |
0,3 |
6,4 |
1.4. |
на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья |
1,1 | ||
1.5. |
на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации |
10,3 | ||
2. |
индексация ставок НДПИ на газ горючий природный: |
28,3 |
113,6 |
231,8 |
2.1. |
для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 679 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. - 717 руб., с 1 июля 2014 г. - 859 руб., с 1 января 2015 г. - 886 руб., с 1 июля 2015 г. - 1 062 руб.) |
21,8 |
86,0 |
174,5 |
2.2. |
для независимых производителей (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 445 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. - 456 руб., с 1 июля 2014 г. - 726 руб., с 1 июля 2015 г. - 1 049 руб.) |
6,5 |
27,6 |
57,3 |
3. |
снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (в 2013 году с 9,33% до 7,24%, в 2014 году с 9,15% до 6,65%, с 2015 года с 9,15% до 5,94% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2013 - 2015 гг.) |
-187,8 |
-256,8 |
-365,9 |
4. |
снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию |
-21,8 |
-33,5 |
-47,3 |
5. |
снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров |
-9,3 |
-10,0 |
-10,9 |
Указанные изменения в совокупности приведут к снижению по сравнению с действующими условиями прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2013 году на 190,3 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2014 году - на 186,4 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2015 году - на 100,0 млрд. рублей (0,1% к ВВП). При этом в результате изменения налогового законодательства поступления от отдельных видов налогов и сборов федерального бюджета увеличатся в 2013 году на 28,6 млрд. рублей, в 2014 году - на 113,9 млрд. рублей, в 2015 году - на 324,1 млрд. рублей.
Основная часть прогнозируемых доходов (более 90%) будет обеспечена поступлениями по налогу на добавленную стоимость (33 - 35%), таможенным пошлинам (32 - 33%), налогу на добычу полезных ископаемых (18%) и акцизам (5 - 6%).
Прогноз доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы по основным источникам представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Прогноз доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |||||
отчет |
% к ВВП |
отчет |
% к ВВП |
Закон с учетом изменений |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП | |
Доходы, всего |
11 367,7 |
20,8 |
12 677 |
20,9 |
12 395,4 |
18,8 |
13 642,2 |
18,6 |
15 223,7 |
18,7 |
в том числе: |
||||||||||
Нефтегазовые доходы |
5 641,8 |
10,3 |
6 383,3 |
10,5 |
5 632,0 |
8,5 |
6 075,1 |
8,3 |
6 913,3 |
8,5 |
НДПИ на нефть |
1 845,8 |
3,4 |
2 114,0 |
3,5 |
1 808,6 |
2,7 |
1 949,3 |
2,7 |
2 091,0 |
2,6 |
НДПИ на газ горючий природный |
136,3 |
0,2 |
275,6 |
0,4 |
368,2 |
0,6 |
486,8 |
0,7 |
631,0 |
0,8 |
НДПИ на газовый конденсат |
6,4 |
0,0 |
11,2 |
0,0 |
12,0 |
0,0 |
13,2 |
0,0 |
13,3 |
0,0 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
2 332,4 |
4,3 |
2 395,6 |
4,0 |
2 000,0 |
3,0 |
2 148,4 |
2,9 |
2 309,0 |
2,8 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
384,4 |
0,7 |
500,1 |
0,8 |
527,8 |
0,8 |
541,0 |
0,7 |
629,9 |
0,8 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
936,5 |
1,7 |
1 086,8 |
1,8 |
915,4 |
1,4 |
936,4 |
1,3 |
1 239,1 |
1,5 |
Ненефтегазовые доходы |
5 725,9 |
10,5 |
6 293,7 |
10,4 |
6 763,4 |
10,3 |
7 567,1 |
10,3 |
8 310,4 |
10,2 |
Налог на прибыль |
342,6 |
0,6 |
377,8 |
0,6 |
411,5 |
0,6 |
438,2 |
0,6 |
487,4 |
0,6 |
Налог на добавленную стоимость |
3 250,4 |
6,0 |
3 629,4 |
6,0 |
4 128,6 |
6,3 |
4 696,6 |
6,4 |
5 280,9 |
6,5 |
Акцизы |
278,4 |
0,5 |
406,1 |
0,7 |
596,8 |
0,9 |
768,6 |
1,0 |
867,8 |
1,1 |
Ввозные таможенные пошлины |
692,9 |
1,3 |
765,5 |
1,3 |
657,3 |
1,0 |
690,9 |
0,9 |
679,9 |
0,8 |
Прочие ненефтегазовые доходы |
1 161,6 |
2,1 |
1 114,9 |
1,8 |
969,2 |
1,5 |
972,8 |
1,4 |
994,4 |
1,2 |
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации |
153,1 |
0,3 |
16,3 |
0,0 |
35,0 |
0,1 |
55,0 |
0,1 |
75,0 |
0,1 |
Доходы от платных услуг и компенсации затрат государства |
154,1 |
0,3 |
127,9 |
0,2 |
127,0 |
0,2 |
128,3 |
0,2 |
132,0 |
0,2 |
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации |
79,4 |
0,1 |
151,2 |
0,2 |
150,4 |
0,2 |
149,8 |
0,2 |
125,9 |
0,2 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния |
70,8 |
0,1 |
96,3 |
0,2 |
61,2 |
0,1 |
68,5 |
0,1 |
75,5 |
0,1 |
Прочие доходы |
704,2 |
1,3 |
723,2 |
1,2 |
595,6 |
0,9 |
571,2 |
0,8 |
586,0 |
0,6 |
Указанный прогноз на 2014 и 2015 год приведет к увеличению всего дохода по сравнению с предыдущими годами, а именно в 2014 году – на 13642,2 млрд. рублей, в 2015 году – 15223,7 млрд. рублей. Из представленных видов дохода, наименьший доход в 2014 и 2015 году принесет - НДПИ на газовый конденсат, в 2014 году составит – 13,2 млрд. рублей, в 2015 – 13,3 млрд. рублей. Из них так же можно выделить наибольший доход в 2014 и 2015 году это – ненефтегазовые доходы, а именно в 2012 году – 7567,1 млрд. рублей, в 2012 году – 8310,4 млрд. рублей.
Из прогноза доходов федерального бюджета видно, что на протяжении 2011-2015 года происходит увеличение доходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализуя возложенные на него функции, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Именно для этого оно аккумулирует денежные средства в федеральном бюджете, которые выступают в форме его доходов.
Госрегулирование процессов
распределения и использования
доходов как в целом по стране,
так и по ее регионам является стержнем
системы экономической и
Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ показывает, что по сравнению с 2011 г. размер доходов сократился на 21%. В следствие экспортные цены на нефть упали, прибыль предприятий сократилась, число убыточных предприятий возросло, ликвидность банковского сектора резко сократилась. Все это привело к сокращению поступлений от налога на прибыль и НДПИ в сумме на 1,2 трлн. руб., а также к уменьшению доходов от внешнеэкономической деятельности на 0,9 трлн. руб. Причем в структуре доходов доля налоговых доходов постепенно уменьшается и в 2012 г. составляет только 54%, что делает бюджет страны все более зависимым от уровня экспортных цен.
Указанный прогноз на 2014 и 2015 год приведет к увеличению всего дохода по сравнению с предыдущими годами, а именно в 2014 году – на 13642,2 млрд. рублей, в 2015 году – 15223,7 млрд. рублей. Из представленных видов дохода, наименьший доход в 2014 и 2015 году принесет - НДПИ на газовый конденсат, в 2014 году составит – 13,2 млрд. рублей, в 2015 – 13,3 млрд. рублей. Из них так же можно выделить наибольший доход в 2014 и 2015 году это – ненефтегазовые доходы, а именно в 2012 году – 7567,1 млрд. рублей, в 2012 году – 8310,4 млрд. рублей.
Из прогноза доходов федерального бюджета видно, что на протяжении 2011-2015 года происходит увеличение доходов.
Значительная степень зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской
Федерации. Особенности
2. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации учебник. - М.: Дашков и К, 2009. - 564с.
3. Мысляева И.Н. государственные
и муниципальные финансы
4. Нешитой А.С. Финансы: учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2006. - 509с.
5. Финансовое право учебник для
вузов отв. ред. Е. Ю. Грачева,
6. Финансы: учебник для вузов под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2009. - 680с.
7. Финансы: учебник. - 2-е изд. Перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 640с.
8. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008 - 2010 годах //Финансы. - 2007. - №9. С.8-10
9. Воронин Ю. Ненефтегазовый бюджет: доводы и контрдоводы //Экономист. - 2009. - №8. С.62-69. Приведены таблицы, в т.ч. "Показатели федерального бюджета на трехлетку"
10. Выхухолева Е. Работа над ошибками //BusinessWeek. - 2006. - № 5. С.20-21
11. Гурвич Е. Бюджетная и
12. Дмитриева О. Формирование
стабилизационных фондов: предпосылки
и следствия //Вопросы
13. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики //Финансы. - 2010. - №4.-С.3-8
14. Лебедева Е.И. Совершенствование государственного финансового контроля за налоговыми доходами бюджета //Финансы. - 2011. - № 3. С.53-55
15. http://www.gks.ru
16. http://www.budgetrf.ru
17. http://www.roskazna.ru
18. http://www.minfin.ru
Информация о работе Формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения