Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 12:05, курсовая работа
Основная цель курсовой работы заключается в том , чтобы узнать что такое финансы общества, их сущность и роль в развитии общественного производства, государственный бюджет и его структура, проблема балансирования.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть понятия с сущность финансов
- выявить роль и функции финансов в расширенном производстве
- исследовать участие финансов в процессе распределения
- изучить функции и задачи государственного бюджета
- рассмотреть принципы бюджетной системы
- проанализировать особенности,функции и задачи гос. бюджета
- рассмотреть проблемы балансирования гос. бюджета
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ
1.2 УЧАСТИЕ ФИНАНСОВ В ПРОЦЕСЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
2.1 ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ,ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА БАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять
стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции:
1. формирование денежных фондов (доходов);
2. использование денежных фондов (доходов) ;
3. контрольная.
Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем
самостоятельный способ действия категории финансов.
Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в
целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:
1. финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении);
2. финансы обладают
потенциальным свойством быть
катализатором процессов
Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 3 стадии, где определяющей является стадия производства.
а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;
б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку.
Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.
в) сфера потребления, где выделяют:
- коммерческие организации;
- бюджетные организации.
В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов.
Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это
распределительная категория, то общество использует ее для своих целей.
Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования. Экономический инструмент - это экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из
экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации
экономической политики государства).
Финансы влияют двояко:
1. количественно (характеризуется пропорциями распределительного процесса);
2. качественно (характеризуется
воздействием финансов на материальные
интересы субъектов
Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений. Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:
1. с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
2. с точки зрения
использования финансов для
регулирования стоимостной
3. с позиции использования финансов, как экономического стимула.
Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов. Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений.
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.[ Столбов, М.И 2006]
1.2 Участие финансов в процессе распределения
Одной из отличительных черт финансов является их участие в процессе распределения. Стоимость ВВП распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, з/п) и амортизацию, которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств.
В формировании денежных
доходов экономических
Процесс перераспределения
затрагивает движение средств
между субъектами. Перераспределение
происходит: во-первых, через бюджетную
систему – поступление в
В процессе распределения и перераспределения участвует часть национального богатства (накопления прошлых лет: сбережения, амортизационные отчисления, выручка и поступления от продажи имущества). Сформированные доходы и накопления экономические субъекты используют в целях потребления, а также направляются для дальнейшего накопления.[ Шевчук, Д.А 2006]
Глава 2 Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:
- образовании основного
- использовании средств
- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе -- за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом
Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и перераспределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты
(около 29 тысяч городских, районных,
поселковых и сельских
Как видно, бюджетное устройство РФ определяется
ее государственным устройством - в унитарных
государствах бюджетная система имеет
два уровня - государственный бюджет и
местные бюджеты (однако и в унитарных,
и в федеративных государствах бюджеты
нижестоящих уровней (нижестоящих государственных
и административно-
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации. Понятия “местные бюджеты”, “бюджеты муниципальных образований”, “бюджеты органов местного самоуправления” рассматриваются как синонимы.
Бюджетный кодекс Российской Федерации, который был принят в 1998 году1, расширил бюджетную систему, включив туда бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие “консолидированный бюджет” - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.[ Сорокина, Т. В 2003]
2.1 Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов и
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности
использования бюджетных
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характер
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Информация о работе Функции финансов и их роль в общественном производстве