Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, влияющих на объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение экономической сущности и значения налогов, а также их классификации;
- определение порядка зачисления налогов в бюджет РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;
- рассмотрение состава и структуры налоговых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации;
- проведение анализа налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2008 г. и прогноза налоговых доходов бюджета в 2009-2012 годах;
- рассмотрение основных направлений налоговой политики в кризисных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налог как экономическая категория и источник формирования
доходов бюджета 5
1.1. Сущность налогов и их роль в бюджетной системе 5
1.2.Налоговая система Российской Федерации и классификация
налогов 9
1.3. Формирование налоговых доходов бюджетной системы
Российской федерации 12
Глава 2. Анализ состава и динамики налоговых доходов
федерального бюджета и их прогноз на 2009-2012 гг. 17
2.1. Состав основных налоговых доходов федерального
бюджета 17
2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета
за 2006-2008 год 23
2.3. Направления налоговой политики в услових кризиса и
прогноз налоговых доходов на 2009-2012 гг. 35
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

11.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

     а) индексация ставок акцизов: на табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%; на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;  
на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год; на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;

     б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;

     в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);

     г) увеличение средних ставок транспортного  налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.

     По  бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:

     а) увеличение норматива зачисления в  федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый  конденсат с 95 до 100%;

     б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Таблица 1

  2009 2010 2011 2012
млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП
Всего доходов 6561,3 17,1 6636,2 15,7 7346,9 15,7 8097,4 15,5
В том  числе:                
Нефтегазовые доходы 2545,8 6,6 2955,0 7,0 3245,2 6,9 3520,8 6,7
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) 882,8 2,3 982,9 2,3 1088,0 2,3 1187,1 2,3
Таможенные  пошлины 1663,0 4,3 1972,1 4,7 2157,2 4,6 2333,7 4,4
Ненефтегазовые  доходы 4015,5 10,4 3681,2 8,7 4101,7 8,8 4576,6 8,8
НДС 1943,7 5,1 2148,4 5,0 2430,4 5,2 2792,0 5,4
Налог на прибыль организаций 172,8 0,4 191,5 0,5 192,4 0,4 200,3 0,4
ЕСН 495,4 1,3 41,3 0,1 0   0  
Акцизы 105,8 0,3 145,1 0,3 182,7 0,4 233,9 0,4
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 11,1 0,0 10,7 0,0 11,2 0,0 11,8 0,0
Таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов) 506,6 1,3 546,3 1,3 620,7 1,3 700,5  
1,3
 

     Причины, в результате которых поступления  в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить  на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

     Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета  в период 2010-2012 годов (Таблица 1) незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, основными признаками которого являются обязательность, безвозвратность и индивидуальная безвозмездность, денежный характер и публичное предназначение. Основной функцией налогов выступает фискальная – обеспечение государства или муниципальных образований финансовыми средствами. Зачисление налогов в бюджеты всех уроней происходит в соответствии с нормативами, утвержденными Бюджетным кодексом РФ.

     Основное  место в доходах федерального бюджета занимают налоговые доходы. В данной работе охарактеризованы состав и структура основных бюджетообразующих налоговых доходов федерального бюджета, таких как: налог на добавленную стоимость, акцизы,  налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, ЕСН.

     Наиболее полное представление о роли и значимости налоговых доходов, в общем, и отдельных налогов в частности, для бюджета страны можно получить лишь, проведя сравнительный анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджетной системы.

     Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006-2008 гг., проведенный в работе, показал, что налоговые доходы занимают наиболее высокий удельный вес в общей сумме: 57,3 % - в 2006 г., 59,6 % - в 2006 г., 56,4 – в 2008 г.

     Основная  часть налоговых поступлений  обеспечивается за счет налога на добавленную  стоимость, налогов за пользование  природными ресурсами, налога на прибыль, единого социального налога и акцизов.

     В 2007 году доходы федерального бюджета  увеличились на 1 502 231,4 млн. рублей или 23,9 % по сравнению с 2006 годом. Определяющее воздействие на рост налоговых поступлений оказали такие факторы как: повышение среднего уроня мировой цены на нефть, благоприятная внешнеэкономическая ситуация, совершенствование законодательства РФ о налогах и сборах, повышение эффективности налогового администрирования.

     Мировой экономический кризис 2008 года, сопровождающийся сильным падением мировых цен на энергоносители выявил неререшенные проблемы и поставил перед Россией ряд задач. В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей  и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.  
На сегодняшний день государственная политика в области расходов  (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. Во избежание такого расхождения между долгосрочными целями и среднесрочной политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как  табак и алкоголь.

     Необходимость сохранения объема доходов бюджетной  системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости.

     Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с  одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и  бюджетной стабильности.

     В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. 

     С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и  сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность  по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и  сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

     При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года. Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП.  
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации.

     2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

     3. Федеральный закон от 03.04.2008 N 36-ФЗ  «Об исполнении федерального  бюджета за 2006 год»

     4.  Федеральный закон от 03.12.2008 N 228-ФЗ  «Об исполнении федерального  бюджета за 2007 год»

     5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2006 год, представленному в форме проекта федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год» , 2007//Счетная палата Российской Федерации

     6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2007 год, 2008//Счетная палата Российской Федерации

     7. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004

     8. Государственные и муниципальные финансы. / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

     9. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. Ростов на Дону. «ЮНИТИ», 2004

     10. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Норма, 2004.

     11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб.– М.: МЦФЭР, 2006.

     12. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008.

     13. С. Д. Шаталов: «Других возможностей для снижения налоговой нагрузки сегодня нет»// Российский налоговый курьер, 2009, №11

     14. Официальный сайт Министерства финансов РФ// www.minfin.ru

     15. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» //www.budgetrf.ru

     16. Материалы информационно-правового портала «Гарант»// www.garant.ru

     17. Материалы компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс// /www.consultant.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Виды  налогов и сборов в РФ. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Нормативы зачисления налоговых доходов в  федеральный бюджет. 

Налоговые доходы Норматив  зачисления

в федеральный бюджет

налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет 100%
налог на прибыль организаций (в части  доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 100%
налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации 20%
налог на добавленную стоимость 100%
акцизы  на спирт этиловый из пищевого сырья  50%
акцизы  на спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением пищевого, - по нормативу  100%
акцизы  на спиртосодержащую продукцию 50%
акцизы  на табачную продукцию 100%
акцизы  на автомобили легковые и мотоциклы 100%
акцизы  по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации 100%
налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий  природный) 100%
налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) 95%
налог на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) 40%
налог на добычу полезных ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации  100%
регулярные  платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) 100%
регулярные  платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) 95%

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета