Экстраполяция динамики налоговых поступлений
может применяться при обосновании планируемых
поступлений как на год, так и но кварталам
и месяцам. В последнем случае осуществляется
экстраполяция показателя коэффициента
сезонности.
Данный метод предполагает тщательный
анализ информации статических рядов,
элиминирования влияния случайных факторов
на фактические показатели. Для обеспечения
надежности применения данного метода
проводится анализ исходной информации
о поступлениях налогов и сборов. Из фактических
данных за отдельные годы исключаются
суммы поступлений, полученные под влиянием
неординарных факторов, нетипичных ситуаций
в поведении налогоплательщиков.
Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую
обработку экспертных оценок и заключается
в использовании профессиональной интуиции
экспертов по бюджетному планированию.
Эффективность этого метода зависит от
профессионализма и компетентности экспертов.
Такое прогнозирование не требует больших
затрат и может быть достаточно точным,
однако экспертные оценки носят субъективный
характер, зависят от «ощущений» эксперта
и не всегда поддаются рациональному объяснению.
Несмотря на это экспертный метод разработки
прогнозных оценок достаточно широко
используется для расчетов возможного
поступления конкретных налогов и сборов,
для проведения мониторинга динамики
их поступления за несколько периодов,
выполнения расчетов уровней собираемости
налогов и сборов, выявления объемов выпадающих
доходов, оценки состояния задолженности
по налоговым платежам в результате изменения
налогового законодательства.
Следует отметить, что независимо от
применяемого метода исходной составляющей
налогового планирования является определение
налоговой базы для каждого вида налога
на федеральном уровне и в региональном
разрезе. Региональное налоговое планирование,
в свою очередь, основано на результатах
анализа исполнения текущих налоговых
обязательств и прогноза макроэкономической
ситуации в регионах.
При этом большое значение в планировании
имеет достоверная оценка поступлений
налогов до конца текущего периода (месяца,
квартала, полугодия, года), которая проводится
на основе сопоставимых фактических данных.
Для оценки и прогноза налоговых поступлений
проводят всесторонний и многофакторный
анализ данных о налоговой базе, поступлениях
в бюджетную систему, а также анализ тенденций
социально-экономического развития.
Виды планов налоговых поступлений следует
рассматривать с помощью их классификации,
что позволяет полнее представить содержание
планирования налоговых поступлений.
В зависимости от назначения в процессе
управления налогообложением целесообразно
выделять прогнозирование налоговых поступлений
и планирование налоговых поступлений.
По уровню органов власти и управления
следует различать государственные (консолидированный
план по Российской Федерации, план федерального
уровня, региональные планы) и местные
(муниципальных образований) планы налоговых
поступлений.
С точки зрения временной определенности
планы налоговых поступлений могут быть
долгосрочные (более трех лет), среднесрочные
( три года), краткосрочные (год), текущие,
оперативные (квартал, месяц).
По степени охвата налогов и сборов: планы
агрегированные (обобщенные по всем видам
налогов и сборов); группированные по видам
налогов и сборов (федеральные, региональные,
местные); детальные (планы по конкретным
налогам и сборам).
Исходя из субъектов налоговых платежей,
различают планы налоговых поступлений
от налогоплательщиков-организаций и
от физических лиц.
В зависимости от этапа бюджетного процесса
выделяют планы налоговых поступлений
при обосновании налоговых доходов бюджетов
и при исполнении бюджетов.
В мировой практике на данный момент
накоплен значительный набор различных
методов разработки прогнозов и планов,
каждый из них имеет как преимущества,
так и недостатки, учитывает влияние тех
или иных факторов и применим в зависимости
от конкретных условий. Выбирая тот или
иной метод прогнозирования, следует исходить
также из масштабов данного региона и
его социально- экономического развития.
Кроме того, применяемые методы имеют
свои особенности при краткосрочном, среднесрочном
и долгосрочном планировании. Как краткосрочное,
так и среднесрочное налоговое планирование
представляет собой ряд взаимосвязанных
последовательных процессов, и на каждом
из этапов целесообразно использование
конкретных методов.
Особое место в общегосударственном
налоговом планировании отводиться налоговым
органам как структуре, выполняющей наряду
с контрольными процедурами функцию бюджетно
- налогового планирования.
Заключение
Доходы государства важная часть современного
общества. За счет них обеспечивается
решение экономических и социальных задач
развития общества. Они дают возможность
проводить единую финансовую политику,
обеспечивать перераспределение средств
в пользу прогрессивных отраслей народного
хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых
пределах потребности непроизводственной
сферы, на какой бы территории ни функционировали
ее учреждения.
Основное место в доходах федерального
бюджета занимают налоговые доходы. Федеральные
налоги обязательны к уплате на всей территории
Российской Федерации, их ставки определяются
Федеральным Собранием РФ либо Правительством
РФ. Они составляют примерно 90% всех доходов,
а остальное приходится на неналоговые
доходы. Доходы федерального бюджета формируются
в соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством РФ.
Сейчас практически завершена налоговая
реформа. Новая налоговая система должна
обеспечивать финансирование бюджетных
потребностей, быть при этом необременительной
для субъектов экономики и не препятствовать
повышению их конкурентоспособности и
росту деловой активности.
Планируется снижение налогового бремени
на предприятия.
Это придаст новый импульс инвестиционной
активности, усилит мотивацию роста прибыли
и отказа от теневой хозяйственной деятельности,
будет стимулировать инновационную деятельность
и развитие высоких технологий. Тем самым
будут созданы необходимые условия для
диверсификации структуры экономики и
ее дальнейшего роста.
С точки зрения количественных параметров
российской налоговой системы с учетом
изменений, которые предполагается реализовать
в среднесрочной перспективе, выделим
цели налоговой политики России. Во-первых,
это сохранение неизменного уровня номинального
налогового бремени в среднесрочной перспективе
при условии поддержания сбалансированности
бюджетной системы. При этом с учетом принятых
расходных обязательств бюджетной системы,
а также заложенного в долгосрочном периоде
увеличения социальной направленности
бюджетной политики, в условиях изменчивости
прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры,
снижение налоговой нагрузки на экономических
агентов возможно при сбалансированном
снижении налоговых ставок, а также путем
перераспределения налоговой и административной
нагрузки с помощью проведения структурных
преобразований налоговой системы – повышения
качества налогового администрирования,
нейтральности и эффективности основных
налогов.
Во-вторых, унификация налоговых ставок,
повышение эффективности и нейтральности
налоговой системы за счет внедрения современных
подходов к налоговому администрированию,
оптимизации применяемых налоговых льгот
и освобождений, интеграции российской
налоговой системы в международные налоговые
отношения.
Введенные в действие к настоящему времени
основы российской налоговой системы
были сформированы во многом с учетом
лучшей мировой практики в области налоговой
политики. Вместе с тем эффективность
функционирования российской налоговой
системы хотя и соответствует нынешнему
уровню развития экономики, но все же далека
от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением
в России инструментов налоговой политики,
которые успешно функционируют во многих
зарубежных странах, свидетельствуют
не о неэффективности данных инструментов,
а о том, что причины этих проблем лежат
вне системы принятия решений в отношении
налоговой политики.
Отчасти подобные проблемы могут быть
решены с помощью адаптации широко используемых
инструментов налоговой политики к современным
условиям российской экономики, примером
чего является успешное использование
в России плоской ставки налога на доходы
физических лиц. Вместе с тем, во многих
случаях неэффективность налоговой системы
связана с недостаточной эффективностью
системы применения и администрирования
законодательства о налогах и сборах,
судебной системы, органов государственной
власти и управления в целом. В среднесрочной
перспективе предполагается принимать
последовательные меры по исправлению
указанных недостатков налоговой системы,
однако основным условием результативности
таких мер будет их тесная координация
с социально-экономическими преобразованиями
в иных областях.
Список литературы
- Финансы под редакцией Г.Б.Поляка, ЮНИТИ, 2011
- Федеральный Закон
«О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов»
- www.nal-kodeks.ru
- Бюджетный
кодекс РФ
Бабич
А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные
финансы: учебник для вузов, - М.: Финансы,
ЮНИТИ, 2004
Миляков
Н.В. Налоги и налогообложение.- М.: Финансы
и
статистика, 2005
Пути
совершенствования налоговой системы
Российской
Федерации. Налоги и налогообложение,
№2, 2007
www.gks.ru
www.nalog.ru