Что такое межбюджетные отношения?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 16:48, реферат

Краткое описание

Сформировав 3-уровня власти и 3 уровня бюджетного устройства, государство вплотную подошло к вопросу: "А как будут строиться отношения различных уровней власти?". Как следствие существования 3-х уровневой системы появилось понятие межбюджетных отношений.
Слайд 2. Обратимся к официальному определению понятия межбюджетные отношения (п.1. ст. 129 БК РФ): Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

межбюджетные отношения (19.04.13).docx

— 19.96 Кб (Скачать файл)

Что такое межбюджетные отношения?

Сформировав 3-уровня власти и 3 уровня бюджетного устройства, государство  вплотную подошло к вопросу: "А  как будут строиться отношения  различных уровней власти?". Как  следствие существования 3-х уровневой  системы появилось понятие межбюджетных отношений.

Слайд 2. Обратимся к официальному определению понятия межбюджетные отношения (п.1. ст. 129 БК РФ): Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Чит. С одной стороны, в предложенной формулировке нет ни одного упоминания о бюджете, но в то же время, понятие вводится именно основополагающим законодательным документом о бюджете и бюджетном устройстве РФ.

Слайд 3. Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности,
  • стимулирование роста налогового потенциала,
  • финансовое управление территориальным развитием,
  • снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Слайд 4. Наличие административно-территориального устройства само по себе еще не является достаточным признаком бюджетного федерализма. В прежней экономической системе преобладал унитарный подход к межбюджетным отношениям, когда основная часть бюджета концентрировалась на уровне центрального правительства, а весь бюджетный процесс находился под постоянным управлением и контролем центра. Бюджетный федерализм предполагает не только большую децентрализацию бюджетной системы, но и большую ответственность, и самостоятельность всех ее звеньев. Это отражено в принципах межбюджетных отношений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. К ним относятся: 
 
        -            распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации; 
 
        -            разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по законодательно установленным нормативам федеральных налогов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; 
 
        -            равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований; 
 
        -            выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 
 
        -            самостоятельность бюджетов; 
 
        -            равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Слайд 5. Таким образом, становится очевидным, что межбюджетные отношения имеют две основные составляющие экономическую и политическую.

Экономическая составляющая представляет собой решения вопросов "Как  и куда собирать деньги?" и "Как и куда эти деньги тратить?".

Политическая составляющая связана  с вопросом "функциональности" или "самостоятельности" того или  иного уровня власти.

Слайд 6. Как результат построения 3-х уровневого государственного устройства и, как следствие, 3-х уровневой бюджетной системы возникают три уровня межбюджетных отношений: "Федеральный центр – Регион", "Регион - Муниципальное образование", "Федеральный центр – муниципальное образование". 

Слайд 7. Бюджетный федерализм – форма организации межбюджетных отношений в федеральном государстве.

В силу этого в российской экономической  системе бюджетный федерализм является адекватной формой осуществления межбюджетных отношений, выражающей относительную  самостоятельность (бюджетно-налоговую  автономию) бюджетов разных уровней  бюджетной системы (федерального, регионального, местного). Отношения бюджетного федерализма, охватывающие взаимодействие только федерального и региональных бюджетов, в силу принципа единства бюджетной системы, оказывает существенное влияние и на функционирование муниципальных (местных) финансов.  
 
Межбюджетные отношения проявляются как функционирование многоуровневой бюджетной системы, в которой каждый уровень власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Развитие межбюджетных отношений в РФ 
Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности достаточно разнообразны. Они менялись в процессе формирования российской модели бюджетного федерализма.  
 
слайд 8. Законодательные преобразования в сфере межбюджетных отношений были проведены по следующим основным направлениям: 
 
      1.            Уточнение разграничений бюджетных полномочий между органами власти разных уровней. Введение бюджетных полномочий по установлению и исполнению расходных обязательств; установление нормативов отчислений от налоговых доходов в бюджеты разных уровней; определения порядка предоставления межбюджетных трансфертов, оснований и временного осуществления бюджетных полномочий государственной власти других уровней; определение особенностей бюджетных полномочий органов местного самоуправления разных типов. 
 
      2.            Уточнение бюджетного устройства и общих принципов организации бюджетной системы РФ. Основные преобразования, предполагающие построение двухуровневой системы местных бюджетов, были проведены на уровне местных бюджетов; наряду с уточнением ряда принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ введен новый принцип – равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, запрещающих установление индивидуальных взаимоотношений между органами власти разных уровней при осуществлении бюджетного процесса. 
 
      3.            Разграничение налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ. Установление единых для соответствующего уровня бюджетной системы нормативов отчислений от федеральных налогов; введение норм, регулирующих установление нормативов отчислений в местные бюджеты органами государственной власти субъектов РФ. 
 
      4.            Установление порядка разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы РФ. Определения прав и обязанностей органов  публичной власти разных уровней в соотношении установления и исполнения расходных обязательств; установление обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления вести на постоянной основе реестры расходных обязательств; введение механизмов защиты региональных и местных бюджетов от «необеспеченных федеральных мандатов». 
 
      5.            Регулирование предоставления межбюджетных трансфертов. Введение единых принципов и механизмов предоставления трансфертов бюджетам других уровней из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; законодательное закрепление методологии распределения дотаций из ФФПР; формирование на региональном уровне фондов, аналогичных федеральным фондам; введение ряда мер по укреплению финансовой дисциплины при использовании финансовой помощи. 
 
Межбюджетные отношения признаны стать активным инструментом развития муниципалитетов, регионов и всей страны. По мере развития финансовых взаимоотношений между органами власти всех уровней реализации сформированного бюджетного законодательства РФ требует осуществления комплекса мероприятий, как в части совершенствования межбюджетных отношений, так и в области повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Реформа бюджетной системы, основные положения которой были утверждены в концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249, также требовала принятии я мер по ее реализации не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном уровнях бюджетной системы.


Информация о работе Что такое межбюджетные отношения?