Шведская модель финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:27, реферат

Краткое описание

Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Содержание

Введение
1.Эволюция шведской модели экономики.
2.Сильные, слабые стороны шведской модели и их недостатки.
3. Опыт шведской модели для других экономик.

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 82.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики, финансов и бизнеса

Кафедра «Финансов и налогообложения»

 

 

 

Реферат

по дисциплине:

«Региональные финансы »

На тему:

«Шведская модель финансирования»

 

 

 

Выполнила:

магистрант 2 года обучения гр. 2РЭ Курбангалеева Ю.Р..

Проверил:

проф, док экон. наук

Яруллин Р.Р.__________

«___» ___________ 2013 г.

 

 

 

 

 

 

                                            Уфа-2013 

 

Содержание:

 

Введение

 

1.Эволюция шведской модели экономики.

 

2.Сильные, слабые стороны шведской модели и их недостатки.

 

3. Опыт шведской модели  для других экономик.

 

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в  социально-экономическом отношении  государств. Он появился в конце 60-х  годов, когда иностранные наблюдатели  стали отмечать успешное сочетание  в Швеции быстрого экономического роста  с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет  разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые  отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения  и государственное регулирование, преобладающую частную собственность  в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта  послевоенной Швеции - специфика отношений  между трудом и капиталом на рынке  труда. На протяжении многих десятилетий  важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров  о заключении коллективных договоров  в области заработной платы с  участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных  действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения  шведской модели исходит из того, что  в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость  и выравнивание доходов, что и  определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно  большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Экономисты могут определить шведскую модель как модель, сочетающую полную занятость и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений. Эта модель была представлена некоторыми профсоюзными экономистами в начале 50-х годов и в определенной степени была использована социал-демократическими правительствами.

Наконец, в самом широком  смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие "шведская модель" не имеет однозначного толкования.

 

      1. Эволюция шведской модели экономики

Основными целями модели, как  уже отмечалось, в течение длительного  времени были полная занятость и  выравнивание доходов. Их доминирование  может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая  рабочая партия Швеции (СДРПШ). В  течение десятилетий с СДРПШ  тесно сотрудничает Центральное  объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ или ЛУ), что усиливает реформистское  рабочее движение в стране.

Принципы полной занятости  и выравнивания доходов имеют  глубокие корни и традиции в рабочем  движении. Они стали руководящими принципами шведской политики в послевоенный период.

В программе шведского  рабочего движения в 1944 г. была выработана идея полной занятости, и эта линия  систематически выдерживалась в  заявлениях и программах профсоюзов и социал-демократов. Действительно, Швеция отличается от других стран  принятием полной занятости в  качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Стремление к равенству  сильно развито в Швеции. Когда  лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как "дома народа", где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. То, что СДРПШ сохраняла свою долю голосов на выборах на уровне примерно 45% в течение более полувека, несмотря на снижение доли работников физического труда, показывает, что социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

Среди общих условий создания шведской модели, также существующих и в других промышленно развитых странах Запада, можно выделить политическую демократию, частную собственность, основные принципы рыночной экономики  и независимые от правительства  профсоюзы и объединения предпринимателей.

К числу специфических  факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в  обеих мировых войнах, рекордное  по продолжительности пребывание у  власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своихотношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон, практика социального консенсуса.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Добыча железной руды и меди на экспорт продолжается не менее тысячи лет. Первая компания в мире - "СтураКоппарберг" - была основана более 700 лет назад и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны. В XVI и XVII вв. шведские короли поощряли иностранные капиталовложения и импорт новой технологии. Широкомасштабное судостроение началось в XVI в., а уже в XVII в. Швеция имела как торговый, так и военный флот, сопоставимый с британским. Из 35 крупнейших компаний в обрабатывающей промышленности Швеции, действовавших в 80-е годы, 2/3 существовали еще в прошлом веке.

Не следует забывать и  о длительной истории консервативных традиций и демократии, возникшей  из частной собственности на землю  крестьян и гарантированной писаными и неписаными законами еще со средних  веков. В Швеции никогда не было феодальных политических порядков континентальной  Европы.

Можно отметить и несколько  национальных черт характера: рационализм, тщательное исследование подходов к  решению проблем, поиск консенсуса и способность избегать конфликтов. Шведы - само дисциплинированные и замкнутые  люди, сторонящиеся эмоциональных крайностей.

Успешное функционирование модели зависит от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза, как равенству, так и конкурентоспособности  шведской экономики. Следовательно, модель должна использовать такие методы поддержания  полной занятости, которые не приводят к инфляции издержек и противоположному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой  пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в  связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом экономическое  положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности, некоторые отрасли  промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в  огромном масштабе. В связи с этим отдельные авторы заговорили о крахе  шведской модели, кризисе государства  благосостояния, чрезмерном уровне личного  налогообложения и быстро разрастающемся государственном секторе, вытесняющем  частные фирмы. Однако за последнее  десятилетие эти мрачные прогнозы были опровергнуты экономическим возрождением Швеции. Развитие в 80-е годы - а с 1983 г. продолжается непрерывный экономический  подъем - показало, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Методы шведской модели предусматривают  активную роль государства. Воплощение в жизнь шведской модели является заслугой социал-демократов, делающих ставку на повышение жизненного уровня; посредством постепенных реформ в рамках капитализма при прагматическом отношении, как к целям, так и  к средствам их достижения с учетом практической целесообразности и трезвого учета реальных возможностей.

Основы шведской модели были сформулированы в начале 50-х годов  в шведском профсоюзном движении, а затем стали стержнем экономической  политики социал-демократов. Главный  принцип этой политики гласил: нет  причин для социализации средств производства и отказа от выгод эффективной рыночной системы производства ради идеологических постулатов. Прагматичность этой политики заключается в том, что "незачем резать курицу, несущую золотые яйца".

Шведская модель исходит  из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в  производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке труда  должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл  состоит в максимальном росте  производства частного сектора и  как можно большем перераспределении  государством части прибылей через  налоговую систему и государственный  сектор для повышения жизненного уровня народа, но без воздействия  на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень  большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и  перераспределении национального  дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм".

Особенностями шведской модели являются, в частности, высокая степень  ее институционализации, особенно в  области регулирования бюджетных  расходов, и гибкость антикризисной  государственной политики. Частный  капитал при такой системе  как бы освобождается от многих видов "непроизводительных" для него затрат. Она стимулирует использование  большей части прибыли на расширенное  накопление капитала, так как государство  берет на себя преобладающую часть  затрат на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки и т. п.

      1. Сильные, слабые стороны шведской модели и недостатки

 

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно  низкую безработицу в послевоенный, период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные  проблемы привели к массовой безработице  в большинстве развитых капиталистических  стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах  и жизненном уровне, проистекающих  из массовой безработицы, поскольку  долгосрочная безработица ведет  к потерям в доходах. Доходы и  жизненный уровень выравниваются  двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области  зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство  использует прогрессивное налогообложение  и систему обширных государственных  услуг. С конца 50-х годов различия в зарплате между различными группами в ЦОПШ сократились более чем  наполовину. Они также сократились  между рабочими и служащими. Политика солидарности в области зарплаты имела решающее значение для сокращения различий в зарплате в Швеции. В  результате выравнивание в Швеции достигло одного из самых высоких уровней  в мире.

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран  ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем  в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение  темпов роста производительности труда - международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора  услуг, который менее способен к  рационализации. В определенной степени  неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным  сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким  образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость  и политику равенства.

Информация о работе Шведская модель финансирования