Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Финансы".
1 Основы организации финансов предприятия Сущность финансов предприятия заключается в наличии денежных отношений, возникающих по разным поводам: отношения между учреждениями в момент создания предприятия, по поводу формирования уставного капитала и т.д Под финансами предприятия понимается система денежных отношений, которая в определённой степени регламентирована государством и связана с формированием, распределением и использованием капитала и денежных фондов, необходимых для осуществления своей деятельности и выполнения обязательств. Функции финансов предприятия: - обеспечивающая, характеризует
необходимость обеспечения - воспроизводственная, денежные средства, формируемые в области финансов, должны обеспечивать расширенное воспроизводство; - распределительная, на предприятии должно осуществляться возмещение стоимости потребляемых ресурсов, обеспечиваться общегосударственное потребление и формирование целевых фондов денежных средств; - стимулирующая, финансы должны оказать стимулирующее воздействие на деятельность персонала; - контрольная, реализуется в процессе финансового планирования и финансового анализа. Предприятие, формируя финансовую
политику, решает следующие стратегические
задачи: - максимизация прибыли; оптимизация
структуры капитала и обеспечение
финансовой устойчивости; обеспечение
инвестиционной привлекательности; создание
эффективного механизма управления
финансами; использование рыночного
механизма привлечения Виды финансовых ресурсов: - собственные: уставный
фонд; добавочный фонд (формируется
за счет переоценки основных
фондов, за счет эмиссионного
дохода акционерных обществ, - привлеченные: капитальные
вложения в уставный фонд - заемные: кредиты банков, коммерческие кредиты, лизинг, факторинг - государственные средства
7. Финансовое планирование на предприятии
Финансовое планирование
как вид управленческой деятельности
предполагает определение необходимого
объема финансовых ресурсов, их оптимальное
распределение и эффективное
использование с целью Основной целью финансового
планирования выступает приведение
расходов предприятия в соответствии
с его финансовыми Выделяют 3 вида финансового планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.
8 виды финансового планирования Выделяют 3 вида финансового планирования: стратегическое, тактическое и оперативное. 1. Стратегическое планирование
представляет собой процесс 2. Текущее планирование
предполагает разработку 3. Оперативное планирование
разрабатывается на короткие
периоды (месяц, декада, день, смена).
Основным видом плана 13 основы организации финансов предприятия с\х Все особенности организации финансов сельскохозяйственных предприятий можно объединить в группы. 1) Естественно-биологические
и природно-климатические - почвенно-климатические
(определяют специализацию - погодные (определяют время
и темп работы, качество продукта,
его количество; изменчивостью погоды
обусловлена необходимость - природные (естественный
цикл развития животных и 2) Технологические и - планирование, учет и
организация осуществляются - непрерывность 3) Социально-экономические: - по праву собственности
государственные, 1Прямое финансирование из бюджета и целевых фондов 2Косвенное финансирование
через систему льготного 3Таможенное и ценовое регулирование
15 В осуществлении строительного
производства участвуют два вида финансов:
финансы заказчика (инвестора); финансы
подрядчика. Хозяйственный способ характеризуется тем, что предприятие, имеющее средства для строительства, не привлекая подрядную организацию, самостоятельно выполняет для собственных нужд строительные и ремонтные работы.
14 Существенным элементом
затрат на производство во всех отраслях
сельского хозяйства является заработная
плата. Формы и системы оплаты
труда тесно увязываются с
конечными результатами Прибыль от реализации продукции,
работ, услуг не
17 Специфика финансов торговли
(сферы товарного обращения) состоит
в следующем:
21 Финансирование хозяйственной
деятельности предприятия – это
совокупность форм и методов, принципов
и условий финансового Организационные
формы финансирования 1Самофинансирование (нераспределенная
прибыль, амортизационные отчисления,
резервный капитал, добавочный капитал
и др.). 2 Акционерное или долевое финансирование
(участие в уставном капитале, покупка
акций и т.д.).
11. Капитал предприятия – это стоимость (финансовые ресурсы), авансированная в произв-во с целью извлечения прибыли и обеспечения расширенного воспроизводства. Капитал можно классифицировать по следующим признакам: По источникам формирования: 1) собственный; 2) заемный По целям использования: 1)Производительный 2)Ссудный капитал ( По формам инвестирования капитал бывает:1)Денежный 2)Материальный 3)Нематериальный По объекту инвестирования: 1)Основной, инвестируется в основные фонды 2)Оборотный, в оборотные активы По форме нахождения в процессе кругооборота 1)В денежной 2)В производственной 3)В товарной форме По формам собственности: 1)Государственный 2)Частный По характеру использования в хозяйственном процессе 1)Работающий ( участвует в операционной, инвестиционной деятельности) 2)Не работающий (инвестирование в оборудование, которое не используется) По организационно-правовым формам: 1)Акционерный 2))Индивидуальный По источникам привлечения: 1)Национальный 2)Иностранный Кругооборот: денежный
капитал (инвестирование Первоначальный капитал,
который формируется из вкладов
учредителей предприятия и
24. Фин сис-ма РБ - четырех блочная относительно самостоятельных звеньев: 1.общегос-ые фин; 2.территориальные фин; 3.фин-сы хоз.субъектов; 4.фин-сы дом.хоз-в. Задача общегос-ых фин-ов: концентрация фин ресурсов в распоряжении гос-ва и направлении их на финансирование общегос-ых нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, гос пошлин, сумм полученных от выкупа гос-ых предприятий, доходов от хоз субъектов гос-ой формы собственности. Фин сис-ма РБ - это совокупность фин институтов, с помощью кот гос-во осущ-ет мобилизацию и распространение денежных средств и совокупность гос-ых органов и учреждений, кот в пределах компетенции осущ-ют фин деят-ть. Фин сис-ма РБ сост-ит из следующих звеньев: 1) фин РБ; 2) фин местного управления; 3) республиканский бюджет; 4) местные бюджеты; 5) бюджеты свободных экономических зон; 6) бюджет Союза Российской Федерации и РБ;. Центральным звеном фин сис-мы РБ явл-ся республик-ий бюджет. Централизованные фин. – система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных органов власти. К централизованным финансам относятся:1.Гос. бюджет; 2.Целевые бюджетные и внебюджетные фонды; Децентрализованные фин. – форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на ур-не различных предприятий, организаций, иных субъектов хоз. деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализ. фин. относят фонды денежных средств, кот.формируются вне гос. финансов. Децентрализ. фин. ( фин. предприятий) подразделяются в зависимости от хар-ра деятельности на:1)Фин. коммерческих организаций; 2)Фин. некоммерческих организаций В зависимости от отрасли экономики: 1)Фин. промышленных предприятий; 2)Фин. агропромышленного комплекса; 3)Фин. строительных организаций; 4)Фин. энергетики и др.
30. Любая национальная
система экономической принимает к производству
заявления о банкротстве, подаваемые
самим должником, кредитором или
объединившими свои требования кредиторами,
уполномоченными на основании заявления возбуждает производство по делу о банкротстве; назначает временного управляющего
на период защитного периода и
обеспечивает необходимые условия
для эффективного выполнения временным
управляющим своих функций, в
частности, по предложению временного
управляющего назначает экспертизу
финансово-хозяйственной
35 Под технологией антикризисного
управления мы понимаем совокупность
оздоровительных и/или
|
3 Финансовая деятельность предприятия
Финансовый механизм – система управления финансами предприятия, которая выражается организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов с целью их эффективного воздействия на результаты производства. Структура финансового механизма: - финансовые методы (финансовый
анализ, финансовое планирование, финансовое
регулирование, финансовый - финансовые рычаги и
инструменты (порядок - правовое обеспечение (законодательные акты); - информационное обеспечение; - нормативное обеспечение
(инструкции, указы, положения, разъяснения) Функционирование финансового механизма осуществляется по средствам финансового менеджмента, который представляет собой организацию управления финансами, при которой существует возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов на выгодных условиях, их инвестирование с наибольшим эффектом, а также осуществление прибыльных операций на финансовом рынке. Задачи финансового механизма:- избежание банкротства и других финансовых проблем; - обеспечение лидерства в конкурентной борьбе; - обеспечение роста объемов производства и реализации; - максимизация цены предприятия. При управлении финансами формируется финансовая стратегия. В ее рамках реализуются следующие направления: анализ финансового состояния, оптимизация основных и оборотных фондов, оптимизация распределения прибыли, налоговая политика, политика в области ценных бумаг, ценовая политика.
9.финансовые ресурсы финансовые ресурсы Источниками формирования финансовых ресурсов выступают: - собственные средства, -
привлеченные средства, - заемные
средства. Соответственно выделяют
фонды собственных, Заемные ресурсы включают: 1получение предприятием кредитов в банках на условиях платности и возвратности, 2 кредитование специализированными финансовыми компаниями ( лизинг, факторинг) и коммерческий кредит
32. Признание предприятия потенциа коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Структура баланса
признается неудовлетворительной, а
предприятие коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами.
6 Финансовая устойчивость
– это способность субъекта хозяйствования
функционировать и развиваться,
сохранять равновесие своих активов
и пассивов в изменяющейся внутренней
и внешней среде, гарантирующее
его платежеспособность и инвестиционную
привлекательность в Коэффициент соотношения заемных и собственных средств , где Соб. кап — собственный капитал предприятия, Заем. кап — заемный капитал. Чем больше коэффициент превышает 1, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень часто определяется условиями работы каждого предприятия, в первую очередь, скоростью оборота оборотных средств. Коэффициент концентрации заёмного капитала, , где Zk- заемный капитал, Vb — валюта баланса. По сути очень схож с коэффициентом концентрации собственного капитала. ликвидности предприятия Анализ ликвидности баланса позволяет установить степень реализуемости его активов и погашаемости пассива баланса путем оплаты срочных обязательств. Оценка ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по убыванию ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по возрастанию сроков погашения. Для этого необходимо построить баланс ликвидности Оборотные средства по степени ликвидности делятся: А1 – деньги и краткосрочные финансовые вложения А2 – быстрореализуемые активы ( дебиторская задолженность до 12 месяцев, готовая продукция, товары отгруженные) А3 – медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, долгосрочные финансовые вложения, уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий) А4 – труднореализуемые активы ( внеоборотные активы, за исключением ранее включенных статей) Пассивы группируются по степени срочности их оплаты: П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и ссуды, не погашенные в сроки) П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и заемные средства) П3 – долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заемные средства) П4 – постоянные пассивы (собственный 16. Размер затрат определяется
по каждому объекту путем Общая прибыль строительных
организаций включает: 1)фактическую
прибыль (от основных видов деятельности);
2)прибыль от операционной деятельности;
3)прибыль от внереализационной Фактическая прибыль = Договорная цена – НДС – Фактическая стоимость. В строительстве различают
прибыли: 1)смежная – плановое накопление,
включаемое в цену строительства; 2)плановая
– прогнозная величина прибыли при
осуществлении бизнес-
19. Особенностями коммунального хозяйства выступают: 1. Процесс производства
совпадает с процессом 2. 95% в имуществе предприятия
занимают основные 3. Содержание основных фондов требует больших затрат 4. Неравномерность спроса в течение года 5. На общий финансовый результат оказывает влияние структура потребностей Деятельность жилищного хозяйства направлена на содержание и эксплуатацию жилищного фонда. Ведомственный жилищный фонд подчинен соответствующим предприятиям и организациям. В зависимости от подчиненности осуществляется дотирование данной отрасли. В первом случае дотации выделяются из местного бюджета, во втором – часть расходов покрывается за счет прибыли предприятий, на балансе которых он находится. Выделяют следующие присущие ему особенности: 1. Привлечение строительных,
транспортных и других 2. Основным доходом жилищно- Коммунальное хозяйство включает: 1. Санитарно-технические предприятия 2. Транспортные предприятия (автомобили, троллейбусы, метро) 3. Предприятия коммунальной энергетики (тепло- и электросети, газ) 4. Предприятия коммунального обслуживания
25 Под финансовой средой предприятия понимается система условий и факторов, влияющих на организацию, формы и результаты его финансовой деятельности. В зависимости от характера влияния отдельных условий и факторов, а также возможностей их контроля со стороны предприятия в процессе осуществления финансовой деятельности в составе общей финансовой среды его функционирования следует выделять отдельные виды: внешнюю финансовую среду непрямого влияния; внешнюю финансовую среду непосредственного влияния; внутреннюю финансовую среду. Внешняя финансовая среда
непрямого влияния Внешняя финансовая среда
непосредственного влияния Внутренняя финансовая среда характеризует систему условий и факторов, определяющих выбор организации и форм финансовой деятельности с целью достижения наилучших ее результатов, которые находятся под непосредственным контролем руководителей и специалистов финансовых служб предприятия. Она заключает в себе тот финансовый потенциал, который позволяет предприятию достигать поставленных целей и задач в стратегическом периоде.
12. Основные фонды – это часть имущ-ва, используемая в качестве ср-в труда при произв-ве товаров в течение периода более 12мес. и способное приносить эконом выгоды в будущем. Внеоборотные Активы: 1) основные производственные фонды; 2) основные непроизводственные фонды (удовлетвор.нужды работников).ОПФ по натурально-вещественному составу делят:1) здания; 2) сооружения; 3) передаточные устройства; 4) машины и оборудование; 5) транспорт.ср-ва; В зависимости от роли в производственном процессе внеоборотные активы делят на: Активная часть – непосредственно влияет на выпуск продукции, участвует в процессе произв-ва;Пассивная часть – прямо не участвует в процессе произв-ва (здания, сооружения). Внеоборотные активы имеют стоимостную оценку. Виды оценок: Первоначальная стоимость осн.ср-в – стоимость в момент их произв-ва и ввода в действие (в ценах данного года). Восстановительная стоимость
– стоимость аналогичных осн. В процессе кругооборота оборотный капитал проходит три стадии и существует следующая формула движения оборотного капитала: Д-Т…Т-П-Т’…T’-Д’ Где Д - деньги, Т - товар, П - производство, T’-готовая продукция, Д’ – реализация. Разница между Д и Д’ показывает эффективность работы предприятия, в итоге прибыль.
27. Основная цель благосостояния
экономики состоит в
31. Важнейшим составным
элементом национальной реализует государственную политику по предупреждению банкротства, а также обеспечивает условия для реализации процедур банкротства; организует систему подготовки
управляющих; устанавливает профессионально- приостанавливает и аннулирует лицензии антикризисных управляющих. Орган государственного управления по делам о банкротстве образует территориальные органы по делам о банкротстве, полномочия которых устанавливаются в пределах его компетенции. К числу органов государственного управления, принимающих участие в делах о банкротстве, относятся организации, представляющие в делах о банкротстве интересы государства как кредитора по обязательным и другим платежам (например, налоговые органы, местные исполнительные и распорядительные органы государственной власти и т.п.). Кроме того, правом подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника обладает прокуратура (прокурор).
|
5 анализ финансового состояния предприятия Финансовый анализ - совокупность
методов определения Целью финансового анализа
выступает определение Финансовое состояние
– комплексное понятие, которое
определяется совокупностью производственно- Финансовое состояние
предприятия может быть:1. Определение конкретного
финансового состояния Первый: предварительная
оценка финансового состояния Четвертый: анализ финансовых
результатов. Данный анализ заключается:
в оценке общих финансовых результатов
при сравнении показателей Пятый: анализ деловой активности. Шестой: оценка потенциального банкротства предприятия.
4.финансовый анализ в деятельности предприятия. Финансовый анализ – совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующих субъектов в истекшем периоде, а также их возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективы. Целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия. Функции финансового анализа:1.оценка финансового состояния предприятия, 2.выявление факторов и причин достигнутого состояния, 3.подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов, 4.выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышение эффективности всей хозяйственной деятельности Субъектами финансового анализа являются: 1. внутренние субъекты: - управленческий персонал предприятия, 2.внешние субъекты:- поставщики, клиенты, налоговые органы, банки, биржи, инвесторы. Объекты финансового анализа:- затраты; - доходы; - имущество; - источники финансирования; - денежные движения; - финансовое состояние Виды финансового анализа: 1. внутренний анализ. Цель – обеспечить поступление денежных средств и разместить собственные, заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство. 2. внешний анализ. Цель – определение платежеспособности предприятия, оценка эффективности его деятельности и возможности выполнения в установленные сроки своих обязательств.
10 финансовые обязательства Финансовые обязательства
являются частью финансовых отношений,
связанных с движением денежных средств
и основаны на передаче предприятиям финансовых
ресурсов для осуществления финансово-хозяйственной
деятельности. Они отражаются в пассиве
баланса предприятий как долгосрочные
и краткосрочные обязательства (приложение
1). Выделяют также внешние и внутренние
финансовые обязательства. Внешние финансовые
обязательства у предприятий возникают:
капитал предприятия за исключением расходов будущих периодов) Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1> = П1; А2 > = П2; А3 > = П3; А4 < = П4 Оценка ликвидности активов осуществляется путем расчета коэффициентов ликвидности на основе баланса ликвидности: Коэффициент текущей ликвидности К = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2), Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности К = (А1 + А2) / (П1 + П2) Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции Коэффициент абсолютной ликвидностиКал = А1/(П1+П2)Считается, что нормальным значение коэффициента должно быть не менее 0,2, то есть каждый день потенциально могут быть оплачены 20 % срочных обязательств. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Одним из показателей, характеризующих
финансовое положение предприятия,
является его платежеспособность, т.е.
возможность своевременно погашать
свои платежные обязательства Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства.
33. Попытки учесть все многообразие имеющих место на практике финансовых состояний современного предприятия привели к разработке целого ряда комплексных (интегральных) моделей оценки возможности банкротства (моделей диагностики банкротства, их еще называют количественными кризис прогнозными методиками). Одной из наиболее простых количественных кризис - прогнозных методик является двухфакторная модель оценки возможности банкротства М.А. Федотовой, учитывающая влияние на вероятность экономической несостоятельности двух значимых (ключевых) факторов. Рейтинговая модель оценки возможности банкротства Р. С. Сайфулина – Г. Г. Кадыкова относится к числу достаточно сложных кол-ных кризис-прогнозных методик, поскольку принимает во внимание пять влияющих (ключевых) показателей: Модель диагностики банкротства Альтмана (Z-счет Альтмана), предложенная американским экономистом-аналитиком Э. Альтманом еще в 1968 г., предусматривает вычисление комплексного критерия – индекса кредитоспособности, – позволяющего разделить все предприятия на две группы – банкротов и небанкротов. Модель оценки возможности банкротства У. Бивера относится к числу наиболее сложных, зато позволяет не только разделять предприятия на банкротов и небанкротов, но и прогнозировать сроки наступления банкротства. Предлагаемая этим экономистом-аналитиком кризис-прогнозная методика предусматривает вычисление так назы-ваемых показателей Бивера и определение на их основе вероятности экономической несостоятельности предприятия. Британским ученым Таффлером в 1977 г. предложена четырех-факторная прогнозная модель, предусматривающая использование статистического метода обработки информации об обанкротившихся и платежеспособных компаниях, известного как метод многомерного дискриминанта.
20 В жилищно-коммунальном хозяйстве расходы оформляются в смету, которая включает: 1. Содержание аппарата
управления долгов по 2. Содержание домового хозяйства 3. Текущий ремонт жилищного фонда 4. Амортизация 5. Налоги Расходы коммунального хозяйства оформляются в виде финансового плана и их можно представить следующим образом: 1. Прямые расходы 2. Накладные расходы 3. Налоги на заработную плату и прочие 4. Ремонт зданий 5. Прочие затраты Доходы ЖКХ: 1. Квартирная плата 30-31%, взимается на основе установленных ставок на 1 м2 общей площади. Размер ставок зависит от благоустройства помещения и категории населения. 2. арендная плата за
нежилые помещения, сдаваемые
коммерческим организациям и
ИП (40%), взимается исходя из площади
помещений и установленной 3. плата за сбор, вывоз
и обезвреживание бытовых 4. плата за пользование лифтами. 5. комиссионный сбор за жилищно-коммунальные платежи. 6. прочие доходы. Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия - балансовая прибыль или убыток - представляет собой сумму финансовых результатов от реализации услуг (продукции, работ, товаров), основных средств, товарно-материальных ресурсов, нематериальных активов, ценных бумаг, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
22 ВЭД во всех странах выполняет ряд функций: • способствует выравниванию уровня экономического развития (национального и мирового); осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства; реализует преимущества международного разделения труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики. Включение национальной экономики в мировую влияет на развитие любой страны, но особое значение оно имеет в условиях преодоления кризисных явлений и ускорения перехода к рыночному хозяйствуй Внешнеэкономическая деятельность оказывает положительное влияние на развитие экономики в разных аспектах: во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики; во-вторых, ВЭД способствует
повышению технологического уровня
производства за счет импорта современной
техники и технологий. Под воздействием
НТП ускорились темпы морального
старения техники и технологий, возросли
затраты на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские • в-третьих, ВЭД помогает
развитию экономики за счет долгосрочного
производственного Финансы внешнеэкономической
деятельности предприятий выражают
систему экономических • между резидентами и нерезидентами по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. п.; предприятиями и коллективами их работников при выплате заработной платы, премий, распределении средств фонда потребления; предприятиями и финансовой
системой при внесении платежей в
бюджет в части национальной валюты;
а в части иностранной валюты
— по поводу распределения валютной
выручки, покупки валюты, финансирования
в валюте из централизованного валютного
фонда государства, получения иностранных
кредитов под гарантию правительства
и т.п.; партнерами совместного предприятия,
связанные с формированием государствами и международными организациями по поводу оказания и погашения валютной помощи, выдачи и погашения ссуд и т. д.
18. Издержки обращения
торговли – это затраты живого
и овеществленного труда Валовый доход и прибыль в торговле валовый доход-общая сумма дох-да плательщика налога от всех видов деят-ти,полученного на протяжении отчетного периода в ден.,мат.или немат.формах.
34. Главная специфика этих решений состоит в том, что антикризисное управление допускает любые потери в будущем ради восстановления платежеспособности предприятия сегодня и предотвращения его банкротства завтра. Именно в этом заключается принципиальное отличие антикризисного управления от обычного, традиционного менеджмента, позволяющее выделить антикризисный менеджмент во вполне самостоятельную научную дисциплину. Эволюционный цикл кризиса начинается с кризиса стратегии развития предприятия, связанного с неспособностью высшего менеджмента предвидеть такие изменения во внутренней и внешней среде организации, которые в перспективе приведут к несоответствию ее финансово-хозяйственных параметров изменившимся условиям существования. Формой антикризисного управления на этой стадии является стратегическое антикризисное управление, имеющее своей целью критическую оценку избранной стратегии развития предприятия и ее переориентацию или корректировку. Кризис стратегии в случае неэффективности предпринимаемых мер стратегического антикризисного управления перерастает в кризис результатов деятельности предприятия. Кризис результатов вынуждает руководителя приступить к реализации мер операционного антикризисного управления, связанных с решением, прежде всего, маркетинговых проблем (реализация наступательных маркетинговых стратегий, повышение качества продукции, снижение постоянных издержек и т.п.) и задач диверсификации производственной деятельности. Технология антикризисного управления – это комплекс последовательно осуществляемых мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, а также компенсации его отрицательных последствий.
29. Различают следующие основные группы платежных обязательств предприятия: 1) обязательства перед фискальной системой (долги по обязательным платежам – по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе экономические (финансовые) санкции, применяемые к должнику), т.е. платежные обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли руководства фирмы; 2) обязательства перед финансово-кредитной системой (долги перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора3) обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги, а также за выполненные работы, т.е. платежные обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате договоров; 4) обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг), представляющие собой долги компаний по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д. Нарушение сроков исполнения обязательств может иметь временный или устойчивый (хронический) характер. В конечном счете устойчивое нарушение сроков уплаты долгов позволяет констатировать наступление неплатежеспособности предприятия, под которой понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в порядке, установленном законодательством.
|