Выплаченное
страховое возмещение может быть впоследствии
взыскано с лиц, виновных в совершении
транспортной аварии.
Альтернативные
страховые общества (акционерные, кооперативные,
взаимные, ведомственные) начинают проводить
виды страхования, относящиеся к особой
отрасли – страхованию предпринимательских
рисков.
Устойчивость
страхования предпринимательских рисков
зависит от уровня рыночных отношений,
деловых связей между юридическими лицами.
21.Финансовые отношения складывающиеся
у гос-ва с предприятиями, организациями
и населением называются бюджетными. Особенности
которых заключаются в следующем: 1)они
возникают в распределительном процессе
одним из участников которого явл-ся в
обязательном порядке гос-во.2)они связаны
с образованием и использованием централизованного
фонда ден. сре-в для общегосударственных
нужд. По своей экономической природе
бюдж. отношения очень разнообразны, они
охватывают разные отрасли экономики,
территории и уровни управления, им присущ
объективный характер, они обусловлены
и объективно предопределены тем, что
для реализации гос-ом своих функций необходима
фин-ая база и определенная доля национального
дохода. Т.о. бюджет можно рассматривать,
с одной стороны, как экономическую категорию,
а с другой – как реальный субъективный
финансовый инструмент воздействия определенного
субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности
общества. Различают бюджет индивида,
бюджет коллектива, бюджет гос-ва и бюджет
межгос-ой организации. Каждый из них имеет
свое назначение, но экономическому содержанию
всех бюджетов органически свойственны:
необходимость, причины, функции и общая
цель функционирования; экономическая
основа, функциональная форма, функциональный
механизм
17.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА и бюджетное
устройство в РФ.
Бюджетная система РФ согласно Бюджетному кодексу РФ представляет
собой основанную на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ, регулируемую
нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов. Она состоит из трех уровней:1)федерального
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов;2)бюджетов субъектов РФ и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных
фондов; 3)местных бюджетов. БС рф состоит из трех
блоков: экономического, юридического
и непосредственно бюджетного. Первый объединяет
экономические отношения структурных
уровней России (федерального, субъектного
и местного), второй - юридические положения
федерации, субъектов и органов самоуправления,
и третий - совокупность бюджетных элементов
государства. Чем согласованнее бюджетная
система, тем эффективнее она функционирует. Федеральный бюджет - главное звено бюджетной
системы РФ, представляющее собой денежный
фонд органов федеральной власти РФ. С
его помощью власть (представительные
и исполнительные органы) сосредоточивает
в своих руках значительную часть внутреннего
продукта, используемого для осуществления
общегосударственных управленческих,
правовых, политических, военных и социально-экономических
функций. Субъектные (республиканские, краевые,
окружные и областные) бюджеты. В их задачи входят
обеспечение денежными ресурсами политических,
административных, социальных и других
функции государственно-национальных
и административно-территориальных образований,
экономическое воздействие на производственную
деятельность организаций в рамках их
территорий, а также решение социально-
экономических и культурных задач. Местные бюджеты обеспечивают финансовыми
ресурсами органы местного самоуправления,
реализацию местных социально экономических
задач, а также выполнение ряда функций,
делегированных от вышестоящих органов
власти в области социально культурных
и политических мероприятий. Гос-ые внебюджетные
фонды сюда входят федер. Пенсионный
фонд РФ, Фонд соц. страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования. Их задачами
явл-ся финансирование конкретных соц.-экономических
целевых мероприятий: страхования, пенсионного
обеспечения, медиц. страхования. Гос.
внебюдж. фонды организационно могут состоять
из федеральных и территориальных. Т.о.
бюджетн. система РФ представляет собой
сложную экономич. категорию, выражающую
совокупность эконом. отношений между
органами гос. власти, негос-ми экономич.
субъектами и физ. лицами по поводу формирования
и использования ден. фондов различных
органов гос. власти.
22.Внебюджетные фонды, их сущность
и значение в развитии государственных
финансов.
Внебюджетные фонды – совокупность
денежных ресурсов, которые находятся
в распоряжении государственных органов
и имеют целевое назначение. Порядок их
формирования и использования регламентируется
соответствующим законодательством. В
зависимости от целевого назначения внебюджетные
фонды подразделяются на экономические
и социальные, а в зависимости от уровня
управления – на государственные и региональные
.Экономические фонды – фонды, предназначенные
для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные
для решения общественных вопросов. Государственные фонды – фонды, которые
формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном
уровне. Внебюджетные фонды являются одним
из звеньев государственных финансов.
По своей сущности внебюджетные
фонды - это форма перераспределения
и использования финансовых ресурсов,
привлекаемых государством для финансирования
некоторых общественных потребностей
и комплексно расходуемых на основе оперативной
самостоятельности. виды внебюджетных фондов: государственное социальное страхование.
Этот фонд создается страховыми методами.
К созданию этого фонда привлекаются все,
кто занимается коммерческой деятельностью. Пенсионный фонд. Задачи пенсионного
фонда: сбор средств для выплаты пенсий
и пособий, а также организация пенсионного
дела, участие в финансировании региональных
программ. Государственный
фонд занятости.Всего в РФ работают
на каком - либо производстве порядка 80
млн. чел. 2 – 3 % являются безработными,
которых необходимо кормить, пока они
ищут подходящую работу. Для этого необходим
государственный фонд занятости. Для получения
пособия необходимо: причина, независящая
от работника (ликвидация или реорганизация
предприятия); необходимо находится на
учете в государственном фонде занятости
и осуществлять поиск работы; обучение. Фонд обязательного медицинского страхования.
Создается с целью усиления заинтересованности
и ответственности как самого застрахованного,
так и предприятия, учреж., организации
и гос-ва в охране здоровья работника.
Сейчас есть у россиянина следующие права
в этой области: выбора врача, выбора поликлиники;
выбора больницы.
.Внебюджетные
фонды гарантируют целевое использование
ресурсов в полном объеме их
поступления и своевременное
финансирование важнейших социальных
мероприятий; они выполняют роль финансового
резерва, к которому прибегают государственные
власти в случае финансовых затруднений.
9.Источники формирования и направления
использования централизованных
и децентрализованных финансовых
ресурсов.
Основой финансовой системы
являются децентрализованные финансы
(представляющие макроуровень), поскольку
именно в этой сфере формируется преобладающая
доля финансовых ресурсов государства.Часть
этих ресурсов перераспределяется в соответствии
с нормами финансового права и доходы
бюджетов всех уровней и во внебюджетные
фонды. При этом значительная часть указанных
средств в дальнейшем направляется на
финансирование бюджетных организаций;
коммерческих организаций в виде субвенций,
субсидий, а также возвращается населению
в форме социальных трансфертов (пенсий,
пособий, стипендий и т.п.).
Среди децентрализованных
финансов ключевое место принадлежит
финансам коммерческих организаций. Здесь
создаются материальные блага, производятся
товары, оказываются услуги, формируется
прибыль, являющаяся главным источником
производственного и социального развития
общества.
Финансы домохозяйств играют
значительную роль как в формировании
централизованных финансов посредством
налоговых платежей, так и в формировании
платежеспособного спроса страны. Чем
больше доходы населения, тем выше его
спрос на различные виды материальных
и нематериальных благ и тем большие возможности
для развития экономики, социальной сферы.
Централизованные финансы
представлены бюджетной системой, а также
государственным и муниципальным кредитом.
В Бюджетном кодексе РФ бюджетная
система определена как совокупность
бюджетов всех уровней и бюджетов государственных
внебюджетных фондов, которая регулируется
нормами права и основывается на экономических
отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной
системы находятся в государственной
собственности или собственности местного
самоуправления (муниципальной собственности).
Функционирование бюджетной системы России
регламентируется Бюджетным кодексом
РФ.
В качестве самостоятельного
звена в системе государственных и муниципальных
финансов выделяют государственный и
муниципальные кредиты. Государственный
и муниципальный кредиты представляют
собой денежные отношения между государством,
муниципалитетами, от имени которых выступают
органы исполнительной власти федерального
уровня, уровня субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, с одной
стороны, и юридическими, физическими
лицами, иностранными государствами, международными
финансовыми организациями, с другой стороны,
по поводу получения займов, предоставления
кредита или гарантий.
Государственные муниципальные
займы – это денежные средства, привлекаемые
от физических, юридических лиц, иностранных
государств, международных финансовых
организаций, по которым возникают долговые
обязательства Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований как заемщиков или гарантов.
Государственные и муниципальные органы
исполнительной власти Российской Федерации
преимущественно выступают в качестве
заемщика и гаранта[3]. Если предоставление кредита
или получение займа сразу влияют на величину
финансовых ресурсов централизованных
денежных средств, то гарантия приводит
к их изменению только в случает несвоевременного
выполнения заемщиком своих обязательств.
Государственные муниципальные займы
осуществляются путем эмиссии и размещения
ценных бумаг, получения кредитов у специализированных
финансово-кредитных институтов и в иностранных
государств.
Финансовые ресурсы делятся на: 1)централизованные
(выступают в форме бюджетных и внебюджетных
фондов и обеспечивают потребности воспроизводства
на макроуровне (например, бюджет)). 2) децентрализованные
(формируются у субъектов хозяйствования
и используются на расширение производства
(или оказание услуг) и удовлетворение
социально - культурных потребностей работников
предприятия.Они направляются на следующие
цели: a) капиталовложения; b) увеличение
оборотных средств; c) финансирование НТП;
d) проведение природоохранных мероприятий;
e) обеспечение потребностей социального
характера (жилищный фонд, сфера дошкольных
учреждений, оздоровительные лагеря, дома
культуры); f) прочие аналогичные цели.
14. Финансовый рынок: необходимость,
сущность, значение
Финансовый
рынок
— это особая форма денежных операций,
где объектом купли - продажи выступают
свободные денежные средства субъектов
хозяйствования, государства и населения.
Причем предоставление этих средств производится
на основе выпуска и обращения различных
видов ценных бумаг .Участники финансового
рынка: Сберегатели – юр. и физ. лица накапливающие
денежные средства в связи с тем, что расходы
меньше накопленных средств, сосредоточенных
на руках в виде наличности или на счетах
в банках (население, предприятия и государство). Инвесторы – субъекты хозяйствования
(органы государственного управления,
направляющие денежные средства на покрытие
срочных и длительных потребностей). Эмитенты - юридические лица, которые
могут выпускать ценные бумаги. С помощью
финансового рынка денежные накопления
сберегателей привлекаются для инвестирования
затрат на развитие производства, осуществление
государственных и региональных целевых
программ и других нужд. Объективной предпосылкой
является несовпадение потребностей в
финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования
с наличием источников финансовых ресурсов. Функциональное назначение финансового
рынка - осуществление аккумуляции
и перераспределения денежных средств
в целях обеспечения необходимыми финансовыми
ресурсами субъектов хозяйствования и
государственных органов. Финансовый
рынок способствует развитию экономики,
осуществлению материально - финансовой
сбалансированности по общему объему
и по структуре общественного производства.
С его помощью развиваются предприятия
и отрасли, которые обеспечивают инвесторам
максимальную прибыль на вложенный капитал.
Способствует реальному осуществлению
научно-технического прогресса. Финансовый
рынок позволяет цивилизованным образом
покрыть дефицит государственного бюджета,
для чего государство выпускает ценные
бумаги и продает их.
10.КЛАССИФИКАЦИЯ
ФИН. РЫНКОВ
Современный
фин. рынок представляет собой систему
относительно самостоятельных сегментов,
основные среди которых: валютный, кредитный,
страховой и рынок ц/б. 1.Валютный рынок - это
экономическое явление, представляющее
собой систему обмена (купли-продажи) одной
валюты на другую. Характерная особенность
валютного рынка заключается в его обусловленности
международной экономической деятельностью,
рыночными контактами субъектов разных
стран. Валютный рынок подразделяется
на международный и внутренний, которые в
свою очередь, могут быть организованными
и неорганизованными (теневыми).2.Кредитный рынок представляет
отношения экономических субъектов по
поводу купли-продажи специфического
товара - временного пользования ссудным
фондом (валютой или другими ценностями). Суть
кредитной сделки заключается в предоставлении
одним субъектом другому ссудного фонда
на условиях возвратности, срочности и
платности.1)Коммерческий кредит предоставляется
юридическими лицами друг другу по долговым
обязательствам или в товарной форме -
продавцами покупателям (продажа в рассрочку).
Документом сделки в форме коммерческого
кредита служит вексель - письменное долговое
обязательство установленной формы, обычно
на относительно короткий срок. 2)Банковский кредит предоставляется
банками заемщикам в денежной форме. Объект
банковского кредита - ссудный фонд. В
кредитном рынке различаются рынок банковских ссуд (ссудного
фонда) и денежный рынок. Рынок
ссудного фонда - это рынок средне- и долгосрочных
операций, обслуживающий воспроизводство
внеоборотных активов организаций и предметов
длительного потребления населения. Денежный
рынок - рынок краткосрочных операций,
опосредует движение оборотных активов
экономических субъектов. 3) Рынок ц/б охватывает
совокупность отношений между экономич.
субъектами по поводу купли-продажи ц/б.
К основным ц/б относятся акции и облигации.
К вспомогательным ц/б относятся опционы,
чеки, сертификаты, фьючерсы. Он делится
на первичный и вторичный. Первичный- это
сфера обращения ц/б, где происходит формирование
субъектов (инвесторов и должников) как
таковых и первая купля-продажа. Вторичный-
это процесс размещения ранее размещенных
ц/б, переходящие во вторые, третьи руки.4)Страховой
рынок- субъектами выступают страхователи
(покупатели, инвесторы), страховщики (должники)
и посредники. Объектом служат страховые
полисы.
11.БЮДЖЕТ:
ПОНЯТИЯ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
Слово бюджет
происходит от английс. слова budget и означает
чемодан или мешочек с деньгами. Финансовые
отношения складывающиеся у гос-ва с предприятиями,
организациями и населением называются
бюджетными. Особенности которых заключаются
в следующем: 1)они возникают в распределительном
процессе одним из участников которого
явл-ся в обязательном порядке гос-во.2)они
связаны с образованием и использованием
централизованного фонда ден. сре-в для
общегосударственных нужд. По своей экономической
природе бюдж. отношения очень разнообразны,
они охватывают разные отрасли экономики,
территории и уровни управления, им присущ
объективный характер, они обусловлены
и объективно предопределены тем, что
для реализации гос-ом своих функций необходима
фин-ая база и определенная доля национального
дохода. Т.о. бюджет можно рассматривать,
с одной стороны, как экономическую категорию,
а с другой – как реальный субъективный
финансовый инструмент воздействия определенного
субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности
общества. Различают бюджет индивида,
бюджет коллектива, бюджет гос-ва и бюджет
межгос-ой организации. Каждый из них имеет
свое назначение, но экономическому содержанию
всех бюджетов органически свойственны:
необходимость, причины, функции и общая
цель функционирования; экономическая
основа, функциональная форма, функциональный
механизм
16. Сущность и функции
бюджета.
Бюджет– это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
Роль бюджета состоит в том, что он создает
финансовую основу, необходимую для деятельности
государственных органов и органов местного
самоуправления. Бюджетные средства предназначены
для:
1) функционирования органов государственного
управления;
2) осуществления международной деятельности
государства, в том числе реализация международных
договоров, возврат и предоставление кредитов,
выполнение международных обязательств
по охране окружающей природной среды,
культурных и информационных связей;
3) национальной обороны;
4) правоохранительной деятельности и обеспечения
безопасности государства;
5) функционирования федеральной судебной
системы;
6) фундаментальных исследований и содействия
научно-техническому прогрессу;
7) развития промышленности, энергетики
и строительства;
8) развития сельского хозяйства, транспорта,
дорожного хозяйства, информатики, рыночной
инфраструктуры;
9) предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
10) развития образования, культуры, искусства
и средств массовой информации, здравоохранения;
11)осуществления социальной политики
и т. д.
Консолидированный бюджет– свод
бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации на соответствующей
территории (ст. 6 БК РФ).
Функции бюджета:
1) образование бюджетного фонда или бюджетных
доходов. Эта функция проявляется через
формирование централизованных фондов
денежных средств по уровням государственной
власти. Основной источник бюджетных доходов–
это национальные доходы;
2) расходование бюджетного фонда, или финансирование
бюджетных расходов. Эта функция предполагает
конкретные целевые бюджетные расходы.
Через расходы бюджета государство получает
возможность обеспечивать свои функции,
а именно производство общественных благ,
поддержание правопорядка, эмиссионную
деятельность, развитие науки и техники,
обеспечение обороноспособности страны;
3) бюджет выполняет контрольную функцию,
которая предполагает возможность и обязанность
государственного контроля за поступлением
и расходованием бюджетных средств.
Роль бюджета: бюджет отражает расходование
средств, перераспределение национального
дохода и ВВП и выступает в качестве эффективного
регулятора экономики и социальных процессов
страны.