Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:18, шпаргалка
Роль банковской системы в экономике государства.
БС – включ-ая в экон-ую систему страны, единая и целостная совок-ть КО, каждая из кот-ых выполняет свой особый набор ф-ий, проводит свой перечень операций и сделок. Финансы – распред. и перераспред. ден. отн-ия, между направлениями деят-ти или подраздел. орг-ии по поводу достиж. целей орг-ии. Кредит – передача ден. ср-в во врем. польз. на услов. возвр, сроч и плат. В совокуп-ти финансы и кредит организуют движение ден. ср-в в воспроизв. процессе.
Вопросы к экзамену ОДКБ МГЭИ
Вопросы к экзамену ОДКБ МГЭИ
БС – включ-ая в экон-ую систему страны, единая и целостная совок-ть КО, каждая из кот-ых выполняет свой особый набор ф-ий, проводит свой перечень операций и сделок. Финансы – распред. и перераспред. ден. отн-ия, между направлениями деят-ти или подраздел. орг-ии по поводу достиж. целей орг-ии. Кредит – передача ден. ср-в во врем. польз. на услов. возвр, сроч и плат. В совокуп-ти финансы и кредит организуют движение ден. ср-в в воспроизв. процессе. Движение ден. потоков в соотв-их сферах гос-ва порождает необход-ть организац-материальногшо обесп. этого процесса, т.е. обесп. денежн. ср-в гос-ва. Специфика ден. отн-ий влияет на возникн. и функционир. элементов БС. Влияние связано с рыноч. и нерыноч.(бюджет, налогов сферы) хар-ом ден. отн-ий.
БС – включ-ая в эк. систему страны, единая, целостная совок-ть КО, каждая из кот-ых выполн. свой особый набор ф-ий, проводит свой перечень операций и сделок с макксим-ым возможным удовлетв-ем в полной мере банковск. продуктов и услуг общества.
БС исходя из структуры (сов-ть эл-ов и связей между ними): входят в БС орг-и, кот-ые регулярно выполн. больш-во или отд. банк. операции. В БС включают: ЦБ, КБ, вспомог. орг-ии – специализ-ые орг-ии, кот-ые не проводят банк. операции, но технологически обеспеч. деят-ть банка и других КО (АРКО – агентство по реструктуризации КО, кот-ое осущ-ет меры фин. оздоровл). В ФЗ О Б и БД Состав: ЦБ,КО,филиалы, представ0ва инбанков, союзы,ассоциации.
Банк – КО, кот-ая имеет исключ-ое право осущ. в совок-ти операции: 1) привлеч. во вклады ден. ср-в физ и юр лиц 2) размещать их отсвоего имени на услов. возвр, сроч, платн 3) открыт. и вед. банк. счетов физ и юр. лиц. НКО – КО, им. право осущ. отд. банк. операции. Допустимые сочет. банк. операций для НКО устан-ся БР. К НКО: 1) фонд. и вал. биржи 2) страх. и фин. компании 3) инвест, пенс и благотвор. фонды 4) брокер-ие 5) дилерские 6) факторинг 7) лизинг 8) кредит. союзы 9) кассы взаимопомощи 10)ломбарды и др. 2 признака банков: 1) БО - первичное, исходное звено фин. рынка. 2) НБО – вторич. звенья вступают с банком в опред. эк. и другие связи. Отлич. черты БО 1) спос-ть выпускать в обращ и изымать деньги 2) деньги- первичный характер по отн-ию к люб. ден. инструментам (вкл. ц/б) 3) НБО обслуж-ся БО как клиент 4) банки испол-ют фин. инструменты
Методы гос рег-ия БС: 1) законотворчество- устан прав норм, регул-х орг-ию БС и механизм её функц-ия, статус, ф-ии и полном БР и др. 2) подзаконное нормотворчество уполномоч фед гос органов 3) рег-ия и лиценз деят-ти КО, филиал и представ инбанков, оформл разреш на испрльз инкапитала при коздании КО 4) ден эмиссия, банк рег-ие, вкл. инструменты и методы ден-кр политики, устан обяз эк нормативов 5) осущ гос контроля и надзора за БС и БД 6) принятие судами реш-ий по вопр банк деят-ти, банкрот, ликвид КО, назнач арбитраж управляющих. Осн. инструм. и методы гос ден-кр политики:1) % ставки по операциям БР. БР регул-ет общий объём выдав-х им кредитов в соотв-ии с ед. ден-кр политикой и может устан-ть 1 или нескол. % ставок по различ. видам операций 2) нормативы обяз. резервов, депонируемых в БР. Устан-ся СД и не могут превышать 20% от обяз-в КО. 3) операции на откр. рынке. Купля-продажа гос. цен/б. 4) рефин-ние КО (кредит-ие) 5)вал. интервенции (купля-продажа инвалюты для возд. на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег) 6)устан. ориентиров роста ден. массы 7) прямые колич. огранич. (лимиты на рефинансир. КО и провед. отд. операц.) 8) эмиссия облигаций от своего имени. Ставка рефинансирования – та ставка, по которой ЦБ выдает кредит. Цена кредита= ставка реф+ услуги банка (3%) + плата за риск.
Соврем. глобал. хар-ся увелич. знач. фин. и интеллект.капитала. БС явл. осн. носителем фин. капитала. В н. вр. имеет место концентрация капитала КО. В ФЗ О Б и БД ст.3 КО м. созд-ть союзы и ассоциации, не преслед-ие цели извлеч. прибыли, для координ. деят-ти, развития межрегионал. и междунар. связей, удовл-ия научных, инф-ых и профессионал. интересов, выработки реком-ий по осущ. БД и реш-ию иных совместн. задач КО. Банк группа – не явл-ся юр л объед КО, в кот-ом 1 КО прямо или через 3-е лицо оказ сущ-ое влияние на приним орг упр-ия реш-ия др. орг-ий. Банк холдинг – не явл-ся юр. л. объед. юр. л с учатием КО или неск КО,в кот-ом юр. л, не явл-ся КО, имеет возм-ть прямо или через 3е лицо оказывать существ влияние на реш-ия, кот-ые приним-ся орг упр-ия входящих в холдинг КО. Существ-м влиян. наз возм-ть определять реш-ия орг упр-ия юр.л., условия ведения им предприн деят-ти. Причины, позв-ие осущ такое влияние 1) участ в УК 2)на основе дог-ра, заключ. между юр. лицами, кот-ые входят в сотав банк группы или холдинга. Формами влияния выступ: 1) возм-ть назначать единолич. исполнит. орган или более половины состава коллег. исполнит. органа юр. лица 2) возм-ть определять избрание более половины состава СД юр. лица Рос банки могут устан-ть кор. отн-ия с банками на тер. др. стран. для расширения бизнеса банка. Возможно создание виртуальных банк. групп, т.е. которые не связаны офиц-ми дог-ми, а действует на осн-ии доверия и устных договорённостей. Нужно учитывать, что МВФ и Мировой банк реально не ведёт операций с коммерческими банками. Однако коммерческие банки заинтересованы в получении необходимых консультаций обучения кадров. ЕБРР и МФК помогают рос КБ привлекаьб ин инвестиции, разраб эк-ки эфф-ые проекты развития. ЕБРР явл-ся источником кредитов и капитала для развития частного бизнеса, м.б. инве-ии в УК, предост-име гарантий и возм-ть участия в подписке и покупке долговых обяз-тв. КБ м. сотрудн с с МФК, что позволяет: 1) структурировать проекты компаний 2) проводить технич. экспертизу широкого профиля 3) содейств. развитию совмест. пр-ий 4) м. осущ-ся капиталовлож в пр-ия, имеющ повыш степень риска 5) возможно получение статуса местного держателя акций во многих странах 6) возможно кред-ие на длит срок 7) мобилизац фин ресурсов и др. источн. МФК широко использует страхование рисков. Банки, которые намереваются сотрудничать с МФК, должны знать, что на кредиты и инвестиции ограничиваются, как правило, 25% стоимости проекта. При этом собственный капитал организации должен быть не менее 4 – 6 млн.$ в развивающихся странах и 10 млн.$ в развитых странах. МФК вправе инвестировать до 35% акционерного капитала предприятия.
1)Метод. прав. док-ты – конвенции 2) К РФ (свобода заним. предприн. деят-ю, равенство форм собств-ти, права и обяз-ти граждан, цель деят-ти ЦБ) 3) ГК,НК,АК (ГК устан-ет ОПФ предприн. деят-ти, отв-ть за нанесение вреда) Текущ. деят. банков рег-ет ФЗ О Б и БД. 13 Лиц-ия выд-ся без огранич. сроков её действ 5 В соотв. с ней БО вправе провод. операции в руб. инвалюте. 1) исключит-ые (доступ только БО) 2) особенные (только КО) 3) общие (люб. хоз. суб.) 6 Пров. сделки на РЦБ, в кач-ве участника 9 БО не отвеч. по обяз-ам гос-ва и БР. БО на договорных началах м.б. уполномоченным банком Прав-ва РФ, органа исполнения власти суб РФ . БО нельзя обязать вести деят-ть, непредусмот. её учредит. док-ми. 11 БР не может потребов. от действующего банка изменить размер УК. Учредители не имеют право выход. из состава первые 3г. 22,35 ЮО м. открыв. филиалы и представ. на тер. РФ, а с разреш БР + дочер. орг-ии в ингос-ах. 28 БО на договор. началах м. устанав-ть коротнош. с др. банками, в т.ч. с иностр. Привлек и размещ. друг у друга ср-ва в форме депозитов, кредитов, провед. расчётов и платеж по собств или клиентск. операциям и др. 29,3 Отн-ия между БО и его клиент строят-ся на догов основе. Для откр. счёта в БО треб-ся согласие БО. БО по соглаш. с клиент. м. устанав-ть % за кредиты, вклады и комис. вознагр. 33 БО м. треб-ть, чтобы заёмщик предоставлял адекват. обеспеч. выдаваемого кредита. При наруш. заёмщиком обяз-в по кр. дог-ру БО имеет право досроч. взыскать кредит и % 26 Имеет право на банк тайну 34 Право и обязан предприн все предусм. зак-ом меры взыскания задол-ти 21 М. обрат-ся в арбитр. суд с заявл. о возбужд. производства о банкротстве в отн-ии должника, невыполн-его об-ва перед БО.
1) Л на осущ. банк оп-ий со ср-ами в руб ( без права привл. во вклады ден. ср-в физ лиц) 2) Л на привл. во вклады ден. ср-в физ лиц в руб, содержащая банк. операции (м б выдана одноврем. с л 1) 3) Л на осущ банк опер со ср-ами в руб и инвалюте (без права привлеч ден. ср-в физ лиц) 4) Л на привл во вклады ден ср-в физ лиц в руб и инвалюте, содержащая банк операции (одновр с 3)) 5) Л на привл во вклады и размещ драг метал м б одновр с л на осущ банк опер со ср-ами в руб и инвалюте (без права привл во вклады ден ср-в физ лиц) Действующий банк м. получить след. виды лиц-ий для расширения: 1) на вед. операций в руб. и инвалютах 2) работу с драг.мет 3) на привлеч во вклады (в руб) физ лиц (м.б. выдана банку с момента рег-ии кот-го не менее 2 лет) 4) на привлеч. во вклады денег ( в руб и инвалюте) физ лиц (не менее2 лет) 5) ген. лиц-ию на вед всех банк операций в руб и инвалюте
Ген. лиц-ия м.б. выдана БО, кот-ые удовл-ют треб-ям: 1) работают > 2 лет с момента регис-ии 2) удовл. треб-ям БР к СК (180млн. руб) 3) прошли комплекс инспекц проверку БР во время лиценз-ия или не позднее, чем за 3 мес. до подачи ход-ва о выдаче ген. лиц-ии. Получ ген лиц даёт право в установ-ом порядке создавать филиалы за границей и \или приобр. доли в УК КО, явл-ся нерезидентами.
Осн. мотивами создания БО м.б.: 1) неудовл.
потреб в банк услуг в данной местности
или отрасли 2) налич своб ден ср-в и предприним
инициатива по их использ. Этапы создания: 1) исслед и подгот работы 2) гос регис как юр
лица 3) получ лицензии 4) созд. орг стр-ры,
реш-ия функц-ия БО 5) созд клиентск базы Первый этап вкл-ет: а) опред и оценку
потреб-ти в конкр банк услугах (ёмкость
рынка) б) формир состава учред-ей в) опред
ОПФ г) подгот учред док-ов (Устав и Учред
дог-р).
Реорг м.б. инициат. и принудит. (самостоят. форма оздоровл.ю банка). ст.57 ГК РФ Реорг. юр. лица (слияние, присоед, раздел, выдел, преобраз) м.б. осущ-на по реш-ию его учредит. либо его органа, уполном-ого на то учредит. док-ами. Инициат. реорг. М.б. связана с расширен. сфер деят-ти, перечня выполняемых операций, изм-ями на рынке (ст. 92 и 104 ГК). Д. учитыв-ся Устав банка, регламен-ий реорг. и принятие реш-ий. Ст. 11 ФЗ О несостоят и банкрот устан-ет, что руков-ль исполнит. органа д. сам выступить организатором процесса реорг, если есть проблемы, угрож. стабильности банка. В теч. 10 дн. с момента их возникн. он д. обратиться в высшие органы упр-ия с ходат-ом и в теч. 3 календ. дн. известить об этом БР. Высш. органы д. в теч 10 дн. принять реш-ие и не позднее 3 кален. дн. с момента принятия реш-ия направить в ТУ БР извещение. Принуд. реорг. провод-ся при выявл. наруш. в деят-ти и фин. устойч. банка по инициативе БР, кот-ая основыв-ся на предписании, кот-ое составл. и предъявл. банку ТУ БР и после контрол. его исполн-ия. При получ. предписания руков-ли исполн. органа в теч. 5 дн. с момента получ. д. обратиться в органы упр-ия банка с ходат-ом о необх-ти реорг. банка и они д. не позднее 10 дн. с момента получ. треб-ия известить ЦБ о принятом реш-ии.