Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:29, курсовая работа
Кризис мировой валютной системы ведет к ломке старой системы и ее замене новой, обеспечивающей относительную валютную стабилизацию. Создание новой мировой валютной системы проходит три основных этапа:
- становление, формирование предпосылок, определение принципов новой системы: при этом сохраняется ее преемственная связь с прежней системой;
- формирование структурного единства, завершение построения, постепенная активизация принципов новой системы:
- образование полноценно функционирующей развитой мировой валютной системы на базе законченной целостности и органической увязки ее элементов.
Введение___________________________________________________3
Эволюция мировой валютной системы________________________4
1.1. Система «Золотого стандарта» 4
1.2. Бреттон-Вудская валютная система_____________________9
1.3. Ямайская валютная система___________________________13
Европейская валютная система 16
2.1. Основные цели европейской валютной системы____________16
2.2. Основные принципы построения европейской валютной
системы_______________________________________________________17
2.3. Современное состояние европейской валютной системы.
Перспективы развития европейской валютной системы ______________ 18
Маастрихтский договор____________________________________30
3.1. Критерии вхождения в еврозону_______________________30
3.2. План введения евро_________________________________ 32
3.3. Альтернативы для осуществления международных
платежей_______________________________________________ 33
Заключение _______________________________________________ 36
Список литературы_________________________________________ 38
Согласно отчету, в годовом
выражении индекс цен производителей
увеличился в феврале на 1,3%, что
было заметно меньше, чем показатель
за предыдущий месяц, который был
пересмотрен в сторону
Кроме того, стало известно, что в месячном выражении индекс цен производителей поднялся на 0,2%, что полностью соответствовало прогнозам экономистов. Тем не менее, ежемесячный рост оказался намного медленнее, чем 0,4%, зафиксированные в январе, которые были пересмотрены в сторону понижения с 0,6%.
Заметим, что в Европейском Союзе (ЕС) цены производителей выросли на 0,4% в месячном выражении, и поднялись на 1,3% по сравнению с февралем 2012 г.
Статистическое бюро также сообщило, что цены в промышленности, за исключением энергетического сектора, увеличились на 1,2% и в зоне евро и в ЕС, в то время как цены в энергетическом секторе выросли на 1,6% и на 1,4% соответственно.
Среди государств-членов, наибольшее увеличение наблюдалось в Эстонии, Румынии, Бельгии и на Кипре. Снижение было зафиксировано в Швеции и Австрии.
Как показали предварительные данные, уровень потребительской инфляции в еврозоне замедлилась в марте, что стало третьим ежемесячным снижением подряд, но в меньшей степени, чем прогнозировали экономисты, чему способствовал более медленный темп роста цен на энергоносители.
Согласно отчету, гармонизированный индекс потребительских цен (HICP) увеличился в прошлом месяце на 1,7% в годовом исчислении в марте, по сравнению с ростом на 1,8% в феврале. Добавим, что согласно средним прогнозам экономистом, уровень инфляции должен был замедлиться до 1,6%.
Как стало известно, наибольший вклад в общий прирост цен внесли продукты питания, алкоголь и табачные изделия, цены на которые выросли на 2,7% в год, что соответствовало увеличению, которое было зафиксировано в предыдущем месяце. В то же время, отчет показал, что цены на энергоносители также выросли более медленными темпами – на 1,7%, по сравнению с увеличением на 3,9% в феврале. Кроме того, был замечен 1-процентный прирост цен на неэнергетические товары, что последовало после увеличения на 0,8% в феврале. Между тем, стало известно, что стоимость услуг была на 1,9% выше, чем в предыдущем месяце.
Индекс потребительских цен
Период |
Значение |
Ед. изм. |
Изменение абс. |
Изменение, % MoM |
Изменение, % YoY |
Дата публ. |
Март 13 |
117.5 |
% |
1.4 |
1.2 |
1.7 |
16.04.13 |
Февраль 13 |
116.1 |
% |
0.4 |
0.4 |
1.8 |
15.03.13 |
Январь 13 |
115.7 |
% |
-1.2 |
-1 |
2 |
28.02.13 |
Декабрь 12 |
116.9 |
% |
0.4 |
0.4 |
2.2 |
16.01.13 |
Ноябрь 12 |
116.48 |
% |
-0.2 |
-0.2 |
2.2 |
14.12.12 |
Октябрь 12 |
116.71 |
% |
- |
0.2 |
2.5 |
15.11.12 |
Сентябрь 12 |
116.5 |
% |
0.9 |
0.7 |
2.6 |
16.10.12 |
Август 12 |
115.6 |
% |
0.5 |
0.4 |
2.6 |
14.09.12 |
Июль 12 |
115.14 |
% |
-0.6 |
-0.5 |
2.4 |
16.08.12 |
Июнь 12 |
115.76 |
% |
-0.1 |
-0.1 |
2.4 |
16.07.12 |
Май 12 |
115.85 |
% |
-0.2 |
-0.1 |
2.4 |
14.06.12 |
Апрель 12 |
116.01 |
% |
0.5 |
0.5 |
2.6 |
16.05.12 |
Март 12 |
115.47 |
% |
1.3 |
1.3 |
2.7 |
17.04.12 |
Февраль 12 |
113.99 |
% |
0.6 |
0.5 |
2.7 |
14.03.12 |
Январь 12 |
113.42 |
% |
-0.9 |
-0.8 |
2.6 |
29.02.12 |
Декабрь 11 |
114.35 |
% |
0.4 |
0.3 |
2.7 |
17.01.12 |
Ноябрь 11 |
113.98 |
% |
0.1 |
0.1 |
3 |
15.12.11 |
Октябрь 11 |
113.9 |
% |
0.4 |
0.3 |
3 |
16.11.11 |
Сентябрь 11 |
113.5 |
% |
0.9 |
0.8 |
3 |
14.10.11 |
Август 11 |
112.62 |
% |
0.2 |
0.2 |
2.5 |
15.09.11 |
Июль 11 |
112.41 |
% |
-0.7 |
-0.6 |
2.5 |
17.08.11 |
Июнь 11 |
113.1 |
% |
0 |
0 |
2.7 |
14.07.11 |
Май 11 |
113.1 |
% |
0 |
0 |
2.7 |
16.06.11 |
Апрель 11 |
113.1 |
% |
0.6 |
0.6 |
2.8 |
16.05.11 |
Март 11 |
112.5 |
% |
1.5 |
1.4 |
2.7 |
15.04.11 |
Февраль 11 |
111 |
% |
0.5 |
0.4 |
2.4 |
16.03.11 |
Январь 11 |
110.5 |
% |
-0.8 |
-0.7 |
2.3 |
28.02.11 |
Индекс потребительских цен в еврозоне вырос в марте 2013 г. на 1,2% относительно предыдущего месяца, что соответствует ожиданиям, после роста на 0,4% в предыдущем месяце. Об этом свидетельствуют данные Евростата.
В годовом исчислении индекс потребительских цен в марте вырос, как и ожидалось, на 1,7% после такого же роста в предыдущем месяце.
Рост потребительских цен может привести к повышению основных процентных ставок, что, в свою очередь, ведет к укреплению курса национальной валюты, поскольку увеличивает привлекательность вложения средств в валюту по большей процентной ставке.
Страны еврозоны не смогут преодолеть рецессию и в 2013 г. К такому выводу приходит Еврокомиссия в своем новом экономическом прогнозе. Общий объем внутреннего валового продукта в еврозоне сократится на 0,3 процента.
Европейскую экономику, судя по всему, ожидает еще один кризисный год. К такому выводу приходит Еврокомиссия в своем новом экономическом прогнозе, обнародованном в пятницу, 22 февраля, в Брюсселе. В нем говорится, что совокупный объем внутреннего валового продукта (ВВП) в странах еврозоны сократится на 0,3 %, что означает, что европейские страны не смогут выйти из рецессии и в 2013 г. До сих пор эксперты ожидали минимального роста экономики в еврозоне в объеме 0,1%. Лишь на 2014 г. прогнозируется суммарный рост ВВП на уровне 1,4%.
Столь неутешительную ситуацию авторы прогноза объясняют слабостью крупнейших экономик в еврозоне. Во Франции в 2013 г. рост ВВП ожидается лишь в объеме 0,1 %. Даже локомотив конъюнктуры Германия не сможет обеспечить рост экономики выше 0,5 %. Уровень безработицы в среднем по еврозоне превысит 12 %, а в таких кризисных странах, как Греция и Испания составит соответственно 27 и 26,9 %.
Продолжающаяся слабость
европейской экономики
3.МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР
Маастрихтский договор об образовании Европейского союза был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».
3.1. Критерии вхождения в еврозону
Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:
Названные критерии конвергенции
как надежное средство обеспечения
стабильной макроэкономической среды
были призваны стать объективной
основой для политических решений.
Они должны строго соблюдаться и
после вступления страны в валютный
союз, а также обязательны для
всех стран, желающих в перспективе
вступить в ЭВС.
Первоначально эти критерии были задуманы
как средство создания так называемого
«твердого ядра» валютного союза в лице
Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса
(без средиземноморских стран). Что касается
государств, которым не удалось достичь
требуемой степени конвергенции, Маастрихтский
договор позволял им вступить в валютный
союз в более поздние сроки, в соответствии
с дифференцированными темпами интеграции.
В соответствии с достигнутыми
между странами ЕС договоренностями,
процесс продвижения к
Подготовительная — до 1 января 1996 г., в
ходе которой страны-участницы сняли взаимные
ограничения на движение платежей и капиталов
и начали стабилизацию своих государственных
финансов по критериям, установленным
ЕС как «пропускные» для членства в валютном
союзе.
Организационная — до 31 декабря 1998 г.,
нацелена на завершение окончательной
стабилизации государственных финансов
и на формирование правовой и институциональной
базы валютного союза.
Реализационная – до 1 января 2003 г., реализация
плана введения евро в безналичный, а затем
и в наличный оборот стран – участниц
соглашения с полной заменой единой валютой
национальных валют.
3.2.План введения евро
План введения евро, отвечающий требованиям
реализма, выполнимости, гибкости для
бизнеса и населения в целом,
включает три последовательных этапа:
Продолжительность переходного периода в три года обусловлена необходимостью подготовить общественность, банковские системы и технические средства, предприятия розничной торговли и государственного сектора. При этом предполагалось, что при досрочном завершении подготовительных мер на начальных этапах и накоплении критической массы новой валюты последующие этапы могут быть сокращены.
3.3.Альтернативы для осуществления международных платежей
В момент перехода на евро, в странах Евросоюза существовало три альтернативы для осуществления международных платежей:
TARGET. Система была поставлена на испытание в июне 1997 г. и завершена в июне 1998 г. Система TARGET (трансевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени – Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET), через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в ЕС, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET – сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность.
Второй важнейшей системой явилась Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association - EBA), представляющая собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходил в течение дня, а окончательный расчет – в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию экю, она объединила 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная и рентабельная система, отвечающая всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходило около трети всех трансграничных платежей в ЕС. В зависимости от видов финансовых операций замена национальных валют ЭВС евро в течение переходного периода 1999-2001 гг. являлась либо жестко привязанной ко времени, либо отдавалась на усмотрение самих предприятий. С 1 января 1999 г. на евро были переведены:
а) бюджет ЕС и вся система бухгалтерского учета европейских институтов;
б) облигационные займы ЕС, ЕЦБ, Европейского инвестиционного банка со сроком погашения после 1 января 1999 г., ранее номинированные в экю и в валютах, заменяемых евро, и платежи по ним;
в) новые облигационные и иные займы стран-членов зоны евро.
В течение переходного
периода банкам было рекомендовано
на добровольной основе освобождать
от комиссионных пересчетов национальных
валют ЭВС в евро и наоборот при
исходящих платежах и при пересчете в
евро остатков национальных валют на счетах
в течение переходного периода, а также
обмен национальных банкнот на евро для
своих клиентов в начале 2002 г. в суммах,
не превышающих их бытовые потребности.
Главные компоненты ЭВС – единая валюта,
получившая наименование «евро», и единый
Европейский центральный банк, которые
неразрывно связаны друге другом. Вторым,
заключительным этапом третьей фазы перехода
к валютному союзу ЕС стал полный переход
на евро.
Таким образом,
к 1 января 2003 г. полный переход на евро
во всех странах – участницах ЕВС был
завершен. Отныне, евро стал единственным
законным платежным средством в странах
Еврозоны. Новая валюта неожиданно быстро
завоевала популярность и расположение
европейцев. Руководство Европейского
союза позитивно оценило этот процесс.
Европейская валюта даже стала пользоваться
популярностью в странах, не присоединившихся
к Еврозоне. Согласно результатам опросов,
проведенных в Великобритании, Дании и
Швеции, доля населения, поддерживающего
идею вступления своих стран в зону евро,
в январе 2002 г. в Дании выросла до 57,2% (против
51,9% в декабре 2003 г.), а в Швеции – до 51% (43%).
Даже в Великобритании, считающейся самым
упорным противником перехода на евро,
47% респондентов заявили, что за последние
полгода они стали более позитивно относиться
к идее введения единой европейской валюты.
Совсем недавно
в Евросоюз были приняты 10 новых членов
– Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта,
Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.
План их принятия предусматривает переход
некоторых из них на евро. К 2011 г. на евро
перешли 5 членов – Мальта, Словакия, Словения,
Кипр и Эстония. Переход Чехии на Евро
давно обсуждается, но правительство пока
не планирует отказываться от кроны, опасаясь
роста инфляции. Окончательный переход
Польши к европейской валюте намечен на
2015 г. Литва планирует ввести евро в 2015
г., но более четверти респондентов считают
этот срок неосуществимой целью и не верят,
что уже через два года Литва перейдет
на единую европейскую валюту. Планы Латвии
по введению евро в 2014. предприниматели
считают более осуществимыми. Переход
Венгрии на евро планируется осуществить
не раньше 2016 г.