Эволюция мировой валютной системы. Европейская валютная система. Маастрихтский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Кризис мировой валютной системы ведет к ломке старой системы и ее замене новой, обеспечивающей относительную валютную стабилизацию. Создание новой мировой валютной системы проходит три основных этапа:
- становление, формирование предпосылок, определение принципов новой системы: при этом сохраняется ее преемственная связь с прежней системой;
- формирование структурного единства, завершение построения, постепенная активизация принципов новой системы:
- образование полноценно функционирующей развитой мировой валютной системы на базе законченной целостности и органической увязки ее элементов.

Содержание

Введение___________________________________________________3
Эволюция мировой валютной системы________________________4
1.1. Система «Золотого стандарта» 4
1.2. Бреттон-Вудская валютная система_____________________9
1.3. Ямайская валютная система___________________________13
Европейская валютная система 16
2.1. Основные цели европейской валютной системы____________16
2.2. Основные принципы построения европейской валютной
системы_______________________________________________________17
2.3. Современное состояние европейской валютной системы.
Перспективы развития европейской валютной системы ______________ 18
Маастрихтский договор____________________________________30
3.1. Критерии вхождения в еврозону_______________________30
3.2. План введения евро_________________________________ 32
3.3. Альтернативы для осуществления международных
платежей_______________________________________________ 33
Заключение _______________________________________________ 36
Список литературы_________________________________________ 38

Вложенные файлы: 1 файл

(2)Эволюция мировой валютной системы Хачатрян 4310.docx

— 91.72 Кб (Скачать файл)

 

Согласно отчету, в годовом  выражении индекс цен производителей увеличился в феврале на 1,3%, что  было заметно меньше, чем показатель за предыдущий месяц, который был  пересмотрен в сторону повышения  на уровне 1,7%. Добавим, что многие экономисты прогнозировали замедление инфляции до уровня 1,4% с 1,9%, о которых первоначально  сообщалось в январе.

Кроме того, стало известно, что в месячном выражении индекс цен производителей поднялся на 0,2%, что полностью соответствовало  прогнозам экономистов. Тем не менее, ежемесячный рост оказался намного  медленнее, чем 0,4%, зафиксированные  в январе, которые были пересмотрены в сторону понижения с 0,6%.

Заметим, что в Европейском  Союзе (ЕС) цены производителей выросли  на 0,4% в месячном выражении, и поднялись  на 1,3% по сравнению с февралем 2012 г.

Статистическое бюро также  сообщило, что цены в промышленности, за исключением энергетического  сектора, увеличились на 1,2% и в  зоне евро и в ЕС, в то время  как цены в энергетическом секторе  выросли на 1,6% и на 1,4% соответственно.

Среди государств-членов, наибольшее увеличение наблюдалось в Эстонии, Румынии, Бельгии и на Кипре. Снижение было зафиксировано в Швеции и  Австрии.

 

Как показали предварительные  данные, уровень потребительской  инфляции в еврозоне замедлилась  в марте, что стало третьим  ежемесячным снижением подряд, но в меньшей степени, чем прогнозировали экономисты, чему способствовал более  медленный темп роста цен на энергоносители.

Согласно отчету, гармонизированный  индекс потребительских цен (HICP) увеличился в прошлом месяце на 1,7% в годовом  исчислении в марте, по сравнению  с ростом на 1,8% в феврале. Добавим, что согласно средним прогнозам  экономистом, уровень инфляции должен был замедлиться до 1,6%.

Как стало известно, наибольший вклад в общий прирост цен  внесли продукты питания, алкоголь и  табачные изделия, цены на которые выросли  на 2,7% в год, что соответствовало  увеличению, которое было зафиксировано  в предыдущем месяце. В то же время, отчет показал, что цены на энергоносители также выросли более медленными темпами – на 1,7%, по сравнению  с увеличением на 3,9% в феврале. Кроме того, был замечен 1-процентный прирост цен на неэнергетические товары, что последовало после  увеличения на 0,8% в феврале. Между  тем, стало известно, что стоимость  услуг была на 1,9% выше, чем в предыдущем месяце.

 

 

Индекс потребительских цен

 

Период

Значение

Ед. изм.

Изменение абс.

Изменение, % MoM

Изменение, % YoY

Дата публ.

Март 13

117.5

%

1.4

1.2

1.7

16.04.13

Февраль 13

116.1

%

0.4

0.4

1.8

15.03.13

Январь 13

115.7

%

-1.2

-1

2

28.02.13

Декабрь 12

116.9

%

0.4

0.4

2.2

16.01.13

Ноябрь 12

116.48

%

-0.2

-0.2

2.2

14.12.12

Октябрь 12

116.71

%

-

0.2

2.5

15.11.12

Сентябрь 12

116.5

%

0.9

0.7

2.6

16.10.12

Август 12

115.6

%

0.5

0.4

2.6

14.09.12

Июль 12

115.14

%

-0.6

-0.5

2.4

16.08.12

Июнь 12

115.76

%

-0.1

-0.1

2.4

16.07.12

Май 12

115.85

%

-0.2

-0.1

2.4

14.06.12

Апрель 12

116.01

%

0.5

0.5

2.6

16.05.12

Март 12

115.47

%

1.3

1.3

2.7

17.04.12

Февраль 12

113.99

%

0.6

0.5

2.7

14.03.12

Январь 12

113.42

%

-0.9

-0.8

2.6

29.02.12

Декабрь 11

114.35

%

0.4

0.3

2.7

17.01.12

Ноябрь 11

113.98

%

0.1

0.1

3

15.12.11

Октябрь 11

113.9

%

0.4

0.3

3

16.11.11

Сентябрь 11

113.5

%

0.9

0.8

3

14.10.11

Август 11

112.62

%

0.2

0.2

2.5

15.09.11

Июль 11

112.41

%

-0.7

-0.6

2.5

17.08.11

Июнь 11

113.1

%

0

0

2.7

14.07.11

Май 11

113.1

%

0

0

2.7

16.06.11

Апрель 11

113.1

%

0.6

0.6

2.8

16.05.11

Март 11

112.5

%

1.5

1.4

2.7

15.04.11

Февраль 11

111

%

0.5

0.4

2.4

16.03.11

Январь 11

110.5

%

-0.8

-0.7

2.3

28.02.11


 

Индекс потребительских  цен  в еврозоне вырос в марте 2013 г. на 1,2% относительно предыдущего месяца, что соответствует ожиданиям, после роста на 0,4% в предыдущем месяце. Об этом свидетельствуют данные Евростата.

В годовом исчислении индекс потребительских цен в марте  вырос, как и ожидалось, на 1,7% после  такого же роста в предыдущем месяце.

Рост потребительских  цен может привести к повышению основных процентных ставок, что, в свою очередь, ведет к укреплению курса национальной валюты, поскольку увеличивает привлекательность вложения средств в валюту по большей процентной ставке.

 

Страны еврозоны не смогут преодолеть рецессию и в 2013 г. К такому выводу приходит Еврокомиссия в своем новом экономическом прогнозе. Общий объем внутреннего валового продукта в еврозоне сократится на 0,3 процента.

Европейскую экономику, судя по всему, ожидает еще один кризисный  год. К такому выводу приходит Еврокомиссия в своем новом экономическом  прогнозе, обнародованном в пятницу, 22 февраля, в Брюсселе. В нем говорится, что совокупный объем внутреннего валового продукта (ВВП) в странах еврозоны сократится на 0,3 %, что означает, что европейские страны не смогут выйти из рецессии и в 2013 г. До сих пор эксперты ожидали минимального роста экономики в еврозоне в объеме 0,1%. Лишь на 2014 г. прогнозируется суммарный рост ВВП на уровне 1,4%.

Столь неутешительную ситуацию авторы прогноза объясняют слабостью  крупнейших экономик в еврозоне. Во Франции в 2013 г. рост ВВП ожидается лишь в объеме 0,1 %. Даже локомотив конъюнктуры Германия не сможет обеспечить рост экономики выше 0,5 %. Уровень безработицы в среднем по еврозоне превысит 12 %, а в таких кризисных странах, как Греция и Испания составит соответственно 27 и 26,9 %.

Продолжающаяся слабость европейской экономики негативно  отразится и на состоянии бюджетов. Так, к примеру, в Испании объем дефицита госбюджета составит, по прогнозам, 6,7 % в 2013 и 7,2 % в 2014 г. Франция также не сможет соблюсти маастрихтские критерии пакта о стабильности: на текущий год в этой стране ожидается дефицит в размере 3,7, а на 2014 г. - даже 3,9 %. Правительство Франции уже официально объявило о неспособности выполнить маастрихтские критерии в текущем году.

 

 

3.МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР 

 

Маастрихтский договор об образовании Европейского союза  был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание Экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов». 

 

3.1. Критерии вхождения  в еврозону

Поскольку валютный союз мог  объединить только государства с  хорошо регулируемой экономикой, его  участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его  достаточности в Маастрихтском  договоре были зафиксированы следующие  критерии:

  • уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;
  • долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;
  • национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;
  • дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;
  • государственный долг - не выше 60% от ВВП.

Названные критерии конвергенции как надежное средство обеспечения  стабильной макроэкономической среды  были призваны стать объективной  основой для политических решений. Они должны строго соблюдаться и  после вступления страны в валютный союз, а также обязательны для  всех стран, желающих в перспективе  вступить в ЭВС.  
Первоначально эти критерии были задуманы как средство создания так называемого «твердого ядра» валютного союза в лице Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса (без средиземноморских стран). Что касается государств, которым не удалось достичь требуемой степени конвергенции, Маастрихтский договор позволял им вступить в валютный союз в более поздние сроки, в соответствии с дифференцированными темпами интеграции.

В соответствии с достигнутыми между странами ЕС договоренностями, процесс продвижения к валютному  союзу ЕС распался на три фазы: 
Подготовительная — до 1 января 1996 г., в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе. 
Организационная — до 31 декабря 1998 г., нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.  
Реализационная – до 1 января 2003 г., реализация плана введения евро в безналичный, а затем и в наличный оборот стран – участниц соглашения с полной заменой единой валютой национальных валют. 

 

3.2.План введения евро

 
План введения евро, отвечающий требованиям  реализма, выполнимости, гибкости для  бизнеса и населения в целом, включает три последовательных этапа:

  • первый этап (1 января 1999 г. - не позднее 1января 2002 г.): переход к евро банковского и финансового секторов, выпуск новых государственных займов в евро, начало производства банкнот евро;
  • второй этап (не позднее 1 января 2002 г. - не позднее 1 июля 2002 г.): окончательный переход к евро в системе государственного управления, ввод в обращение банкнот и монет евро, причем в течение первых 6 месяцев в качестве валюты, равноправной с национальной;
  • третий этап (не позднее 1 июля 2002 г.): евро становится единственным законным средством расчетов на всей территории стран-членов ЭВС.

Продолжительность переходного  периода в три года обусловлена  необходимостью подготовить общественность, банковские системы и технические  средства, предприятия розничной  торговли и государственного сектора. При этом предполагалось, что при досрочном завершении подготовительных мер на начальных этапах и накоплении критической массы новой валюты последующие этапы могут быть сокращены.

 

3.3.Альтернативы для осуществления международных платежей

В момент перехода на евро, в  странах Евросоюза существовало три альтернативы для осуществления  международных платежей:

  • платежная система Европейской системы Центральных банков TARGET;
  • система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации ECU, в настоящее время носящей название Евробанковской ассоциации (ЕВА);
  • национальные клиринговые системы, которые выполняют функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов и отчетности, обеспечивают возможность отдаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории ЭВС.

TARGET. Система была поставлена на испытание в июне 1997 г. и завершена в июне 1998 г. Система TARGET (трансевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени – Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET), через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в ЕС, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET – сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность.

Второй важнейшей системой явилась Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association - EBA), представляющая собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходил в течение дня, а окончательный расчет – в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию экю, она объединила 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная и рентабельная система, отвечающая всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходило около трети всех трансграничных платежей в ЕС. В зависимости от видов финансовых операций замена национальных валют ЭВС евро в течение переходного периода 1999-2001 гг. являлась либо жестко привязанной ко времени, либо отдавалась на усмотрение самих предприятий. С 1 января 1999 г. на евро были переведены:

а) бюджет ЕС и вся система  бухгалтерского учета европейских  институтов;

б) облигационные займы  ЕС, ЕЦБ, Европейского инвестиционного  банка со сроком погашения после 1 января 1999 г., ранее номинированные в экю и в валютах, заменяемых евро, и платежи по ним;

в) новые облигационные  и иные займы стран-членов зоны евро.

В течение переходного  периода банкам было рекомендовано  на добровольной основе освобождать  от комиссионных пересчетов национальных валют ЭВС в евро и наоборот при исходящих платежах и при пересчете в евро остатков национальных валют на счетах в течение переходного периода, а также обмен национальных банкнот на евро для своих клиентов в начале 2002 г. в суммах, не превышающих их бытовые потребности. Главные компоненты ЭВС – единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Вторым, заключительным этапом третьей фазы перехода к валютному союзу ЕС стал полный переход на евро. 
          Таким образом, к 1 января 2003 г. полный переход на евро во всех странах – участницах ЕВС был завершен. Отныне, евро стал единственным законным платежным средством в странах Еврозоны. Новая валюта неожиданно быстро завоевала популярность и расположение европейцев. Руководство Европейского союза позитивно оценило этот процесс. Европейская валюта даже стала пользоваться популярностью в странах, не присоединившихся к Еврозоне. Согласно результатам опросов, проведенных в Великобритании, Дании и Швеции, доля населения, поддерживающего идею вступления своих стран в зону евро, в январе 2002 г. в Дании выросла до 57,2% (против 51,9% в декабре 2003 г.), а в Швеции – до 51% (43%). Даже в Великобритании, считающейся самым упорным противником перехода на евро, 47% респондентов заявили, что за последние полгода они стали более позитивно относиться к идее введения единой европейской валюты. 
        Совсем недавно в Евросоюз были приняты 10 новых членов – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. План их принятия предусматривает переход некоторых из них на евро. К 2011 г. на евро перешли 5 членов – Мальта, Словакия, Словения, Кипр и Эстония. Переход Чехии на Евро давно обсуждается, но правительство пока не планирует отказываться от кроны, опасаясь роста инфляции. Окончательный переход Польши к европейской валюте намечен на 2015 г. Литва планирует ввести евро в 2015 г., но более четверти респондентов считают этот срок неосуществимой целью и не верят, что уже через два года Литва перейдет на единую европейскую валюту. Планы Латвии по введению евро в 2014. предприниматели считают более осуществимыми.  Переход Венгрии на евро планируется осуществить не раньше 2016 г.

Информация о работе Эволюция мировой валютной системы. Европейская валютная система. Маастрихтский договор