Экономическая сущность и виды факторинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:39, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время факторинг занимает ведущее место среди финансовых услуг, оказываемых российскими банками. Это связано в первую очередь, с тем, что факторинг, представляя способ финансирования оборотных средств, покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний и административное управление дебиторской задолженностью, имеет ряд преимуществ в сравнении, например, с кредитом.
Факторинг является одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам.

Содержание

Введение 3
Экономическая сущность и виды факторинга 4
Преимущества и недостатки факторинговых операций 7
Современное состояние рынка факторинга в России 9
Заключение 11
Список использованной литературы: 12

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая сущность и виды факторинга.docx

— 34.16 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 3

Экономическая сущность и виды факторинга 4

Преимущества  и недостатки факторинговых операций 7

Современное состояние рынка факторинга в  России 9

Заключение 11

Список использованной литературы: 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время факторинг занимает ведущее место среди финансовых услуг, оказываемых российскими банками. Это связано в первую очередь, с тем, что факторинг, представляя способ финансирования оборотных средств, покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний и административное управление дебиторской задолженностью, имеет ряд преимуществ в сравнении, например, с кредитом.

Факторинг является одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам.

Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового  маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным  процессам развития экономики. Факторинг  позволяет более мобильно управлять  финансовыми потоками, банки расширяют  круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые  операции материальное вознаграждение (проценты по кредиту и плату за обслуживание).

Наконец, необходимо отметить, что факторинг имеет большое  значение и во внешнеторговой деятельности, открывая уникальные возможности как  для предприятий, импортирующих  товары в Россию, так и для российских предприятий - экспортеров.

Экономическая сущность и  виды факторинга

 

Факторинг - одна из древнейших форм торгового финансирования.

Факторинг (factor - в переводе с английского “агент, посредник”) является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием  оборотного капитала клиента, что связано  с переуступкой клиентом-поставщиком  факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные  работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним.

Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь, вследствие задержки платежа, и предотвращение появления сомнительных долгов, повышение  ликвидности и снижение финансового  риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по ведению бухгалтерского учета  в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в  наиболее быстром получении денег  по счетам.

По своей сути, факторинг  является альтернативной формой кредитования на пополнение оборотных средств, но в отличие от кредитования, факторинг  не требует залога и оформления большого комплекта документов. Оказывая услуги по договору факторинга, банк сам управляет  дебиторской задолженностью, освобождая клиента от кропотливой аналитической  работы. При проведении операции факторинга банк работает исключительно с клиентом (поставщиком), при этом взаимодействие с дебиторами (покупателями) ограничивается только их уведомлением об изменении  реквизитов для оплаты выставленных счетов. Само уступаемое требование также  носит характер кредитных отношений, так как всегда связано с отсрочкой (рассрочкой платежа), предоставленной  клиентом своему должнику.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  • факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
  • клиент (поставщик товара, кредитор);
  • предприятие (заемщик).

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и  средних предприятий, которые традиционно  испытывают финансовые затруднения  из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных  для них источников кредитования.

Однако не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться  услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

  • предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
  • предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
  • строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
  • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
  • предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

 

Существует большое количество разновидностей факторинговых операций, которые делятся по различным критериям.

В зависимости от объема рисков передаваемых фактору:

  • факторинг с регрессом, регрессивный факторинг - вид факторинга при котором фактор, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика.
  • факторинг без регресса, безрегрессный факторинг факторинг - вид факторинга, при котором фактор предоставляет клиенту услуги по финансированию, страхованию кредитных рисков, управлению и сбору дебиторской задолженности. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки.

В зависимости от страны нахождения участников торговой сделки:

  • внутренний факторинг - вид финансирования торговой операции, при котором стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны;
  • международный факторинг, внешний факторинг - вид финансирования торговой операции, при котором поставщик и покупатель являются резидентами разных государств.

В зависимости от информирования покупателя об участие фактора в сделке:

  • открытый факторинг - разновидность факторинга при которой покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки;
  • закрытый факторинг - разновидность факторинга при которой покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.
  • реверсивный факторинг - разновидность факторинга ориентированная на финансирование закупок покупателя, однако стороной по договору в рамках продукта все равно выступает поставщик.

 

 

Преимущества и недостатки факторинговых операций

 

Рассмотрим преимущества и недостатки факторинговых операций.

Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору.

С его помощью поставщик может следующее:

  • увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
  • получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств;
  • сосредоточиться непосредственно на производстве продукции;
  • избежать риска неплатежей.

 

 Покупатель может:

  • получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
  • избежать риска получения некачественного товара;
  • увеличить объем закупок;
  • улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

 

 Фактор приобретает:

1. проценты по кредиту;

 2. комиссионное вознаграждение;

3. возможность привлекать  для обслуживания дистрибьюторов  и производителей, тем самым привлекая  новый капитал.

 

 Таким образом, можно  выделить главные экономические  достоинства факторинга, как особой  формы кредитования:

  • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
  • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
  • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
  • независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
  • возможность расширения объемов оборота;
  • повышение доходности;
  • экономия собственного капитала;
  • улучшение финансового планирования;
  • уменьшение рисков неплатежей.

 

Однако при этом факторинг  не лишен и серьезных недостатков, как то:

  • высокий уровень риска факторинговых операций;
  • как следствие, высокая стоимость факторинга;
  • зависимость предприятий-поставщиков от условий, диктуемых финансовыми агентами;
  • ограничения в использовании факторинга в зависимости от типа производства, количества дебиторов предприятия, видов обязательств и т.п.;
  • факторинг выгоден далеко не всем предприятиям, а лишь тем из них, бизнес которых способен быстро расти и др.

 

Факторинг является рискованным, но высоко прибыльным видом кредитования, эффективным орудием финансового  маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным  процессам развития мировой экономики.

 

 

 

Современное состояние рынка  факторинга в России

 

По итогам 2012 года российский рынок факторинга занял 1-е место  по темпам роста среди европейских  стран, а по совокупному обороту  занял 8-е место в Европе и 14-е  место в мире. Об этом свидетельствуют статистические данные международной факторинговой ассоциации FCI.

За прошлый 2012 год доля факторинга в российском ВВП увеличилась  с 1,6% до 2,25%.

Объем рынка факторинга в  России по итогам первого полугодия 2012 года составил рекордные 360 млрд. руб., а темпы прироста рынка достигли 80% относительно аналогичного периода прошлого.

Факторинг является одним  из признанных механизмов стимулирования экономического развития в международной  практике. Например, в Великобритании на долю факторинговых операций приходится 16% ВВП.

Эксперты считают, что  в отличие от западных практик, где  клиент знает, сколько стоит финансирование, сколько сервис, а сколько защита от риска неоплаты, на российском рынке  превалирует банковский подход, где  все смешано в единую годовую  ставку в тарификации. Это издержки юности рынка, недостаточного знания клиентами, что представляет собой данная услуга, и того, что российские игроки уделяют  мало времени изучению зарубежных практик.

Основными игроками рынка  факторинга остаются банки (около 70% рынка  по объемам уступленных требований в первом полугодии).

Снижение уровня ликвидности  во всей российской экономике вероятно при дальнейшем ухудшении ситуации в мировой экономике. При этом конкурентное преимущество получают Факторы, имеющие доступ к источникам дополнительной ликвидности.

Среди Факторов наибольшие доли в обороте рынка по итогам 1 квартала 2013 года занимают «ВТБ Факторинг» (26%), «Промсвязьбанк» (17%), «Альфа-банк» (13%), «Росбанк Факторинг» (7%), «БНП Париба Восток» (5%), по итогам полугодия пятерка лидеров не изменилась.

Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в первом полугодии 2012 года показал  ООО ВТБ факторинг и ГПБ (ОАО) (совместно с ООО «ГПБ-факторинг»). Те Факторы, которые показали прирост  объемов уступленных требований существенно выше рынка, пошли либо по пути принятия повышенных рисков, либо – ценовой конкуренции, либо нарастили  региональный портфель (низкая конкуренция  в регионах позволяет нарастить  высокомаржинальный портфель не в ущерб его качеству).

По итогам первого полугодия 2012 года Промсвязьбанк показал существенно  меньшие темпы прироста объемов  уступленных требований, нежели среднерыночные 80%.

Памятуя о проблемах клиентов строительной отрасли, с которыми столкнулись  Факторы во время кризиса, они  не стремятся наращивать портфель в  сегменте строительства. Лидером рынка  факторинга в сфере строительства является ОАО «АЛЬФА-БАНК».

Лидером в сегменте безрегрессного факторинга по объемам уступленных  требований остается БСЖВ-факторинг, а  на второе место вышел ГПБ за счет одного крупного клиента.

Существенный рост безрегрессного факторинга пока происходит за счет крупных  точечных сделок. По числу обслуженных  клиентов традиционно лидерство  за собой сохраняет группа НФК, на втором месте АКБ «Металлинвестбанк». Эксперты прогнозируют, что основной тенденцией этого года станет увеличение доли безрегрессного факторинга. В ближайшие несколько лет, вполне вероятно, по объемным показателям этот продукт сравняется с регрессным факторингом.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, стоит отметить, что факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой  фирма-посредник за определенную плату  получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся  ему от покупателей суммы денег.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий.

В России же в настоящее  время факторинг не достиг того уровня, который имеется в ряде стран  с развитой рыночной экономикой. Развитие факторинга в нашей стране столкнулось  с множеством проблем. Однако факторинговый рынок в России с каждым годом набирает обороты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Банковское дело: учебник. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. М.: Экономика, 2010
  2. Дякин Д. Факторинг на службе бизнеса // Управление компанией, 2009. - № 6
  3. Милых Ф.Г. Кредитование внешнеэкономической деятельности // Практика международного бизнеса. - 2010. - № 6
  4. Хромов М.Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг. -СПб. Питер, 2008
  5. Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.raexpert.ru

Информация о работе Экономическая сущность и виды факторинга