Экономическая сущность налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть экономическую сущность налогов
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность и роль налогов
-определить функции, виды и элементы налогов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Сущность рынка ценных бумаг и место на нем коммерческих банков
1.1. Понятие о рынке ценных бумаг..............................................
1.2. Виды ценных бумаг.........................................................
1.3. Участники рынка ценных бумаг..............................................
1.4. Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг............................
ГЛАВА 2 Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг
2.1 Выпуск ценных бумаг коммерческими банками
2.2 .Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
2.3 Проблемы и перспективы выпуска и обращения ценных бумаг коммерческих банков в Казахстане

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Н.docx

— 81.35 Кб (Скачать файл)

Налоги в Республике Казахстан.

В  Республике  Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими  источниками  государственного  бюджета Республики  Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке,  определенном в Законе Республики  Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

Налоги,  действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на  добавленную  стоимость и акцизы.  Другие налоги относятся к прямым налогам.

Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование,  заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в  соответствии  с  таможенным  законодательством Республики Казахстан.

Освобождение от какого-либо налога  или  уменьшение  налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ,  а также на основании  контракта,  заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом  и  Законом Республики  Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот,  носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям  в  соответствии  с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

По специальным экономическим зонам общегосударственные и местные налоги и сборы поступают в доход финансового фонда (бюджета)  специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах.

Общегосударственные налоги.

К общегосударственным налогам относятся:

1) подоходный налог с  юридических и физических лиц;

2) налог на добавленную  стоимость;

3) акцизы;

4) налог на операции  с ценными бумагами;

5) специальные  платежи  и налоги недропользователей.

Местные налоги и сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  юридических и физических лиц;

3) налог на транспортные  средства;

4) сбор за регистрацию  физических лиц,  занимающихся  предпринимательской деятельностью, и юридических лиц;

5) сборы за право занятия  отдельными видами деятельности;

6) сбор с аукционных  продаж.

 

 

2.4  Налоговая  ответственность

 

Правовое регулирование ответственности в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета. [21, с.96]

Как известно, метод налогового права носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны органов власти в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность ( имущество и доходы ) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.

О налоговой ответственности, как новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции правовой природы правоотношения, являющегося объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения при ответственности за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.

В Налоговом кодексе имеет место попытка установления самостоятельной налоговой ответственности, т.е. нового правового режима. В настоящее время только создаются определенные научные подхода для выстраивания системы институтов как налогового права, так и налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности следует отметить, что в Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения.

Таким образом, налоговую ответственность можно определить как реализацию налоговых санкций за допущенные в налоговых правоотношениях нарушения.

Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств

Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: ” Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы “.

Следовательно, в сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

Невыполнение налогового обязательства состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения налогового законодательства. В недополучении бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причененный правонарушением.

За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная и налоговая.

Налоговый кодекс РК вводит понятие налогового правонарушения, налоговой санкции  и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин “ответственность за налоговое нарушение” законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода ( прибыли ) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода ( прибыли ) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в  бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли );  

б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

Наиболее характерной санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам ( принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие ). [13, с.45]

Термин “ взыскание налога ” вписывается только в правовую конструкцию института ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

 Принудительное изъятие  не уплаченных в срок сумм  налогов, применяемых в бесспорном  порядке в отношении юридических  лиц, можно назвать мерой налоговой  ответственности, понимая ответственность  в ее наиболее традиционном  понимании, то есть как меру  принуждения. Одновременно с взысканием  недоимки налагается и штраф  на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное  обременение.

Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать как обязанность государства по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на  кредиторе, которым является государство, взимающее налог.

Институт “ обеспечение исполнения обязательств ” является институтом гражданского права, который хотя и предусматривает пеню в форме неустойки как способ обеспечения исполнения обязательств, но неустойка в гражданских правоотношениях традиционно применяется как мера ответственности.

Специфической мерой воздействия налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она применяется в соответствии с действующим законодательством без учета вины налогоплательщика не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение штрафа, как и такая мера налоговой ответственности, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, носит карательный характер. 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоги - это отношение собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти и тем более нет единства мнений и в составе самого правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы.

Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экологического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

Экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики в Казахстане такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Широко распространенно мнение, что налоги – это только средство накопления бюджета и источник средств, необходимый для функционирования государства. Однако такое понимание сущности налогов недостаточно и отчасти примитивно. Система налогообложения оказывает определяющее воздействие на экономику, структурируя ее и регулируя общественно – экономические связи. Важно, чтобы акцентирование внимания только на уровень воздействия налоговой системы на объем наполняемости бюджета не стало определяющим фактором в функционировании налоговой системы. Необходима разработка такой налоговой системы, которая если бы не обеспечивала бы развитие экономики, то хотя бы не тормозила ее развитие. Для этого необходимо понимание состояния экономики и определения ее болевых точек, ключевых моментов в связях и действиях хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Экономическая сущность налога