Экономическая сущность, роль и функции бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет представляет собой систему денежных отношений по поводу распределения и перераспределения общественного продукта с целью образования и расходования централизованного фонда денежных средств, используемого на выполнение общегосударственных задач и утверждаемого законодательно в форме финансового плана, состоящего из доходной и расходной частей.

Вложенные файлы: 1 файл

ГМФ 2 модуль.docx

— 36.71 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1.  Экономическая сущность,  роль и функции бюджета

 

Бюджет представляет собой систему денежных отношений по поводу распределения и перераспределения общественного продукта с целью образования и расходования централизованного фонда денежных средств, используемого на выполнение общегосударственных задач и утверждаемого законодательно в форме финансового плана, состоящего из доходной и расходной частей.

 

Роль государственного бюджета:

  1. Является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества
  2. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.
  3. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.
  4. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации как закон.
  5. Планируя бюджетные доходы и расходы, устанавливается рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы. 

Госбюджет выполняет следующие функции:

-         перераспределительную (перераспределение ВВП);

-         регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

-         стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

-         контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

 

 

 

 

2. Государственный бюджет (понятие государственного бюджета, принципы функционирования бюджетной системы РФ

 

 

государственный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

 

Для эффективности функционирования бюджетной системы в России должны соблюдаться следующие принципы (ст. 28 БК РФ):

1) единства бюджетной системы РФ. Данный принцип предполагает единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и т. п.;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами означает распределение и закрепление определенных видов полномочий за разными уровнями власти;

3) самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджета включает в себя право органов власти самостоятельно формировать и исполнять принятый бюджет;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов власти, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

6) сбалансированности бюджета. Принцип означает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

9) гласности. Принцип гласности означает доступность информации о ходе разработки, утверждения, исполнения бюджета;

10) достоверности бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально—экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств. 
Принцип адресности предполагает использование бюджетных средств по назначению.

 

3. Межбюджетные отношения, бюджетный федерализм

Межбюджетные отношения – взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения в РФ основываются на пяти основных принципах:

1. Распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ;

2. Разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных  прав муниципальных образований;

4. Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

5. Равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Напр., предоставляются субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока.

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Бюджетный федерализм – разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в бюджетной сфере. Бюдж. федерализм реализуется в ходе бюдж. процесса при мобилизации бюдж. доходов и расходовании бюджетных средств.

Принципы бюджетного федерализма: 1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления; 2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; 3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы; 4) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему.

 

4, 5.  Организация и участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

 

Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов  бюджетов;

На этом этапе составляется прогноз социально-экономического развития государства, определяются основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и плановый период

2) рассмотрение бюджетов;

подготовленные проекты бюджетов рассматриваются законодательным и представительным органом Российской Федерации - Государственной Думой и Советом Федерации соответственно

3) утверждение бюджетов;

Принятый законодательно и подписанный Президентом Российской Федерации проект бюджета становится федеральным законом.

4) исполнение бюджетов, а  также составление отчетов об  исполнении бюджетов и их утверждение.

Исполнение бюджета обеспечивается Правительством Российской Федерации. По итогам текущего финансового года составляется бюджетная отчетность об исполнении бюджетов, направляемая для проверки в органы государственного финансового контроля

 

Участниками бюджетного процесса являются:

o Президент РФ;

o высшее должностное лицо  субъекта РФ, глава муниципального  образования;

o законодательные органы  государственной власти и представительные  органы местного самоуправления.

o исполнительные органы  государственной власти;

o Банк России;

o органы государственного (муниципального) финансового контроля;

o органы управления государственными  внебюджетными фондами;

o главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

o главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

o главные администраторы (администраторы) источников финансирования  дефицита бюджета;

o получатели бюджетных  средств.

 

  1. Бюджетное устройство и уровни бюджетной системы

 

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

 

 

 бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

— первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);

— второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— третий уровень — местные бюджеты.

 

  1. Типы Бюджетного феерализма

 

Существует три типа бюджетного федерализма:

  1. централизованный; 2) децентрализованный; 3) комбинированный.

Под централизованным типом бюджетного федерализма понимается такая организация бюджетной системы, при которой разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов; финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием межбюджетных отношений.

Под децентрализованным типом бюджетного федерализма понимается организация бюджетной системы, при которой признается высокая степень самостоятельности региональных и местных бюджетов; ограничивается финансовая помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим; полномочия в области расходов адекватны полномочиям в сфере доходов.

 Комбинированным  типом бюджетного федерализма  является такая организация бюджетной системы, при которой применяется механизм горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания; предусматривается более высокая ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития субъектов при неизбежном ограничении самостоятельности их властей и усилении контроля со стороны федеральных органов власти; возрастает роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания субъектов федерации.

Информация о работе Экономическая сущность, роль и функции бюджета