Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена следующим. Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты
2. Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства
2.1. Необходимость бюджетных ассигнований на капитальные вложения, их значения в экономике
2.2. Особенности планирования, распределения и финансирования бюджетных инвестиций в системе расходов бюджета
2.3. Механизм реализации инвестиционной политики России в условиях рыночной экономики
2.4. Реализация инвестиционных программ и их роль в бюджетной политике государства
2.5. Анализ структуры динамики, источников формирования и направлений расходования средств бюджета развития РФ
2.6. Мероприятия по совершенствованию процесса бюджетного финансирования инвестиционных вложений
3. Расчетная часть
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 177.64 Кб (Скачать файл)

Основные фонды -- важнейшая часть материально-технической базы промышленности и других отраслей экономики. Они являются главным условием роста производительности труда в промышленности, увеличения выпуска продукции повышения ее качества.

Капитальное строительство осуществляется путем:

а) создания новых промышленных предприятий и сооружений; реконструкции, расширения и совершенствования действующих предприятий. Кроме того, с помощью капитального строительства осуществляется реновация (обновление, процесс замещения выбывающих в результате износа основных фондов новыми) изношенных основных фондов. Объемы капитальных вложений в перестроечные годы резко упали.

За 1921--1990 гг. в стране был создан огромный промышленный потенциал. Промышленность страны располагала высокоразвитым производственным аппаратом, размещенным по всей территории страны, аппаратом, который опирался на передовую национальную науку и технику, на квалифицированные кадры. Она оказывала влияние на всесторонний подъем производительных сил и создание материальных благ. Промышленные предприятия в большинстве были государственными (общенародными).

В связи с проведением реформ в 1992--1995 гг. путем приватизации (передачи государственных предприятий в частную собственность) и образованием разного рода закрытых и открытых акционерных обществ резко упал производственный потенциал, в несколько раз упали объемы выпускаемой продукции, появилось много убыточных предприятий. Частные фирмы, акционерные общества не заинтересованы в таком развитии производства, которое было при общенародной собственности. Промышленность в нынешнем виде вряд ли сможет удовлетворить растущие потребности государства.

Для предотвращения спада отраслей экономики, ее восстановления и стабилизации нужны и бюджетные вложения, поэтому заметное место в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на государственную поддержку и развитие отраслей производственной сферы экономики.

В бюджетные расходы на промышленность, энергетику строительство включаются расходы:

• на государственную поддержку угольной промышленности;

• на научно-техническое и проектное обеспечение предприятий промышленности;

• на конверсию оборонной промышленности;

• на государственную поддержку отраслей промышленности;

• на реализацию программы «Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения

территории России»;

• на государственные капитальные вложения на безвозвратной основе;

• на государственную поддержку строительства и др.

Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства. Сельское хозяйство -- одна из главных отраслей материального производства. Его назначение -- возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных для получения продукции растениеводства и животноводства. Сельское хозяйство включает также различные виды первичной переработки растительных продуктов и животного сырья (Нешитой А.С., Бюджетная система Российской Федерации.-М. 2007.-с. 184).

До рыночных реформ в сельском хозяйстве России функционировали совхозы и колхозы, на долю которых приходилось 99% всего объема производства зерна, 98% производства подсолнечника, 40% картофеля, 7% овощей, 100% производства хлопка и сахарной свеклы. Колхозы и совхозы производили 71% мяса, 7% молока, 75% яиц, 80% шерсти. Сельское население удовлетворяло потребности населения в продуктах питания и потребности промышленности в сырье.

Сельское хозяйство играло важную роль в товарообмене между городом и деревней, используя для этой цели посредника -- потребительскую кооперацию.

К сожалению, сельское хозяйство в значительной мере пострадало от проводимого в стране реформирования. Совхозы и колхозы были принудительно реорганизованы в акционерные общества и частные фермерские хозяйства. После реорганизации посевные площади зерновых культур сократились на 19,3 млн га, картофеля -- на 0,9 млн га, поголовье крупно-рогатого скота уменьшилось на 23,7 млн голов, в том числе коров -- на 7,2 млн голов, свиней -- на 15, овец и коз -- на 28 млн голов.

В результате в сельском хозяйстве наблюдается глубокий упадок. Объем продукции сельского хозяйства по сравнению с 1990 г. сократился на 30% (стал на уровне 70%), в том числе производство зерна уменьшилось со 104,1 млн т до 56,5 млн т (на 46%), производство картофеля сократилось на 73%, овощей -- на 45%, мяса -- на 60%, молока -- на 53%, яиц -- на 30%. Крестьянские фермерские хозяйства дают продукции всего лишь 2% от общего объема производства продукции.

Сельскохозяйственное производство имеет характерные особенности, которые отчетливо выражаются в сезонном характере сельскохозяйственного производства и особенностях использования природных ресурсов, а также находится в зависимости от природно-климатических условий.

В силу этой специфики сельскохозяйственного производства, а также в связи с реструктурированием экономики неизбежно расширение ответственности государства и доли его участия в финансировании затрат на поддержку и развитие отраслей сельского хозяйства.

На поддержку и развитие сельского хозяйства и рыболовства было выделено в 2003 г. по сводному консолидированному бюджету 68,4 млрд руб., что составляет 0,5% к валовому внутреннему продукту.

Полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики, в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство, минерально-сырьевой базы, сельского хозяйства и рыболовства, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики (Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. - 2009.- с 214).

Расходные обязательства РФ в сфере регулирования и развития топливно-энергетического комплекса определяются нормативными правовыми актами. В этой области предусмотрены ассигнования на следующие цели:

- мероприятия  по реструктуризации угольной  промышленности: в 2008 г. в сумме 4,9 млрд. руб.; в 2009 г. - 6,4 млрд. руб.; в 2010 г. - 6,6 млрд. руб.;

- обеспечение  деятельности учреждений аварийно-спасательных  формирований противофонтанных  военизированных частей: в 2008 г. в  сумме 558, 5 млн. руб.; в 2009 г. - 560,7 млн.руб.; в 2010 г. - 560,7 млн.руб.

Расходные обязательства РФ в сфере воспроизводства минерально сырьевой базы предусмотрены на следующие цели:

- продолжение  работ по геологическому изучению  недр РФ континентального шлейфа, реализация мероприятий по производству  минерально-сырьевой базы (22,0 млрд. руб., в 2008 г.; 22, 4 млрд.руб. в 2009 г., 22,4 млрд.руб. в 2010 г.);

- содержание  учреждений, обеспечивающих предоставление  услуг в сфере недропользования ( 166,7 млн.руб. в 2008 г., 174, 7 млн.руб в 2009 г., 185,3 млн.руб. в 2010 г.).

Расходные обязательства РФ в сфере регулирования и государственной поддержки развития сельского хозяйства и рыболовства предусмотрены на следующие цели:

- реализацию  приоритетного национального проекта  «Развитие АПК» (31,5 млрд. руб. в 2008 г., 25,4 млрд.руб. в 2009 г., 32,2 млрд. руб. в 2010 г.);

- мероприятия  по регулированию продовольственного  рынка зерна по 100 млн. руб. ежегодно  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Механизм реализации инвестиционной политики России в условиях рыночной экономики

Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности

Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на многие ее положительные черты, не способна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина, а также не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право ка труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества.

Владельцы частного бизнеса не заинтересованы вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, однако для общества и государства они жизненно необходимы: угольная промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и др. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И об этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надлежавшего правопорядка в стране, ее национальной безопасности, что в свою очередь является основой для развития инвестиционной деятельности.

Таким образом, экономика не может нормально развиваться, а инвестиции не будут осуществляться, если государство не обеспечило для этого необходимые условия.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, а также путём проведения определенной экономической, в том числе инвестиционной, политики.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления снижается, но никогда не исчерпывается.

Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушать рыночные основы и не допускать кризисных явлений. Экономические методы влияния государства на предпринимательскую и инвестиционную деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.

Административные методы, т.е. методы прямого воздействия, должны применяться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую политику: фискальную, инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и др., при реализации которой оно применяет в комплексе как экономические, так и административные методы.

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства законодательной и нормативной базы.

В процессе перехода Российской Федерации на рыночные отношения параллельно создавалась законодательная и нормативная база в области инвестиций.

Большое значение имеет принятие Федерального закона № 39ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно этому Закону инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Кроме того, в Законе подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

 Их смысл заключается  в следующем:

1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Путем:

-совершенствования системы  налогов, механизма начисления амортизации  и использования амортизационных  отчислений;

-установления субъектам  инвестиционной деятельности специальных  налоговых режимов, не носящих  индивидуального характера;

-предоставления на конкурентной  основе государственных гарантий  по инвестиционным проектам за  счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской  Федерации), а также за счет  средств бюджетов субъектов Российской  Федерации. Порядок предоставления  государственных гарантий за  счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской  Федерации) определяется Правительством  РФ, за счет средств бюджетов  субъектов Российской Федерации  — органами исполнительной власти  соответствующих субъектов Российской  Федерации;

-размещения на конкурентной  основе средств федерального  бюджета (бюджета развития Российской  Федерации) и средств бюджетов  субъектов Российской Федерации  для финансирования инвестиционных  проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций, создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурентной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства