Экономический анализ планирования и прогнозирования предприятя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель анализа и планирования состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направлена на его улучшение.
Анализ финансового состояния показывает по каким конкретно направлениям надо вести эту работу, а планирование позволяет управленцам предприятия принимать эффективные решения. В соответствие с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности, а планирование помогает понять, каковы пробелы предприятия в той или иной степени.

Содержание

Введение…………………………………………………………..2

Экономическая сущность, роль, значение финансового анализа и планирования на предприятии…………………………………..4

Значение планирования для успешной деятельности
предприятия………………………………………………………15

Горизонт планирования…………………………………………...18

Роль анализа в разработке основных показателей планов
предприятия………………………………………………………..23

Контроль за выполнением планов………………………………..25

Заключение………………………………………………………...31

Список используемых источников…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

Оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия  и имеет горизонт не более одного года. Часто представляется в помесячной, подекадной или понедельной разбивке.

Такую классификацию планов нельзя считать слишком жесткой. При разработке планов на ту или  иную перспективу следует принимать  во внимание тот факт, что для  различных отраслей народного хозяйства  и различных предприятий отнесение  периодов к той или иной категории  весьма условно. Например, для предприятия  розничной торговли в большинстве  случаев перспективу в один-два  года уже можно считать стратегической, а для судостроительных и аэрокосмических  предприятий этот срок не превышает  одного операционного цикла, и план на один-два года может считаться  текущим.

Кроме того, следует помнить, что иногда проблемы текущей деятельности могут негативно отразиться и  на стратегических перспективах предприятия. Так, трудности с текущими платежами  и выполнением договорных обязательств могут втянуть предприятие в  долгие судебные разбирательства и  поставить его на грань выживания.

Рассмотрим три названных  уровня планирования подробнее.

Термин "стратегическое планирование" в приложении к экономике стал применяться сравнительно недавно. Считается, что впервые он появился в 1960-е годы как одна из ключевых характеристик деятельности ряда транснациональных  корпораций в США.  С3уществуют  различные концепции и трактовки  в отношении этого понятия  в зависимости от широты целевых  установок, в частности, речь может  идти о сугубо экономической природе стратегического планирования либо во внимание принимаются и социально-политические аспекты деятельности компании. 

В рамках стратегического  планирования целевые установки  могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяется четыре типа целей:

• рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании);

• производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);

• финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);

• социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

В любом случае среди основных целей, ради достижения которых разрабатываются  стратегические планы, всегда присутствует комбинация "товар - рынок". Иными  словами, основное предназначение подобного  плана - обоснование того, во-первых, какой товар должен производиться  и, во-вторых, где он может быть реализован. Естественно, план не ограничивается лишь констатацией целей, но также включает их обоснование, в том числе и  ресурсное. Именно поэтому составной  частью любого стратегического плана  является финансовый компонент.

Стратегический план может  иметь следующую структуру.

Раздел 1.  Содержание  и  целевые  установки   деятельности   компании

Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры 

Приводятся прогноз экономической  ситуации на рынках капиталов, продукции  и труда, намеченные перспективные  ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы

• Производство.

• Маркетинг.

• Финансы (финансовый план).

• Кадровая политика.

• Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки).

• Новая продукция и рынки сбыта.

Тактическое планирование чаще всего осуществляется в форме  бизнес-планов. В нашей стране этот термин стал широко использоваться лишь с начала 90-х годов, однако к настоящему моменту любой более или менее  крупный проект производства предваряется разработкой детального бизнес-плана.

Бизнес-план - это документ, в концентрированной форме отражающий ключевые показатели, которые обосновывают целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления  деятельности фирмы. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов; не позволяет  сконцентрировать усилия всего персонала  на решении наиболее перспективных  задач; создает сложности для  проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего  документа, позволяющего оценить степень  отклонения фактически достигнутых  результатов от запланированных.

Можно без преувеличения  сказать, что бизнес-план является одним  из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего  руководства компании независимо от ее размеров, сферы и масштабов  деятельности. Прежде чем начать предпринимательскую  деятельность, надо быть уверенным, что  она будет приносить доход, достаточный  для обеспечения нормальной жизни  предприятия, обслуживания текущих  расчетов с поставщиками и кредиторами  и расширения производства. Бизнес-план не только дает возможность обосновать, сколько потребуется средств для этого, но и служит некоторым эталоном, относительно которого оценивается деятельность данной фирмы. С позиции экономической теории этот документ выполняет четыре функции.

Первая функция связана  с возможностью использования бизнес-плана  для формирования концепции развития, т.е. стратегии бизнеса. Данная функция  крайне необходима в период создания фирмы, а также при разработке принципиально новых направлений  деятельности. В этом случае бизнес-план используется как некое формализованное  средство качественного и количественного  обоснования целесообразности и  правильности выбранного курса. Вторая функция - собственно планирование. Она  служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес-плана - для контроля его выполнения. Третья функция - привлечение займов и кредитов. Для того чтобы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых  кредитов, банки, как правило, требуют - и их требования следует признать обоснованными - не только гарантий и  реального залога, но и тщательно  проработанной концепции, стратегии  бизнеса. Ни один солидный кредитор или  банк не выдадут под новое дело кредиты, если им не будет предоставлен убедительный и обоснованный план работы фирмы. Поэтому хорошо подготовленный бизнес-план становится одним из ключевых факторов в решении вопроса о  привлечении источников финансирования. Четвертая функция - рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения  к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или  содействовать мобилизации иных источников. В этом случае бизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобы  убедить потенциальных партнеров  либо инвесторов в перспективности  будущего дела и возможности личного  участия в нем.

Оперативное планирование - совокупность краткосрочных планов предприятия (до одного года) обычно обозначается термином "бюджет".

Бюджет - детализированный план деятельности предприятия на ближайший  период (обычно бюджет формируется  сроком на один год), который охватывает доход от продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия. В той или иной форме бюджеты  встречаются не только на производстве, но и в обычной жизни: студент, готовящийся к экзаменам, имеет  бюджет учебного времени и количества страниц, которые ему предстоит  изучить или повторить за этот срок. Поэтому бюджет можно считать  не просто способом учета, а важной частью общего процесса управления деятельностью  экономического субъекта.

К составлению бюджетов следует  привлекать не только сотрудников планово-финансового  отдела предприятия, но и тех специалистов, которые будут нести ответственность  за его выполнение, - инженеров и  линейных руководителей производственных подразделений, менеджеров отделов  поставок и сбыта, сотрудников бухгалтерии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль анализа  в разработке основных показателей  планов предприятия

 

Каждый день в процессе деятельности хозяйствующего субъекта его руководители принимают различные  решения, касающиеся как текущей, так  и перспективной деятельности предприятия. Всякий раз принятое решение основывается на результатах более или менее  развернутого и формализованного анализа.

Цена ошибок, допущенных при разработке планов разных уровней, достаточно высока, поэтому весьма важным оказывается проводимый заблаговременно  глубокий и всесторонний анализ целей  предприятия и путей их достижения. Место и роль анализа в системе  управления и принятия решений на предприятии показаны на рис. 3.1.

Ошибки текущего планирования могут быть исправлены и преодолены достаточно быстро. Если процедуры  контроля и коррекции гибких бюджетов (анализ отклонений) четко отлажены и проводятся регулярно, то ситуацию можно исправить в течение  одного-двух месяцев, а иногда и быстрее. Такие трудности носят временный  характер и могут серьезно отразиться лишь на уровне заработной платы и  премиальных выплат сотрудников. Для самого предприятия ошибки, допущенные при разработке бюджетов, могут привести к недостаточности денежных средств для выплаты кредиторам. Если эти трудности не носят затяжного характера, то серьезные неблагоприятные последствия (в виде судебных исков от кредиторов, забастовок сотрудников или штрафных санкций со стороны государства) встречаются весьма редко.

Ошибки же среднесрочного, а тем более стратегического, планирования могут стать для  предприятия фатальными. Если направления  деятельности, предусмотренные стратегическим планом, оказались выбраны неверно, компания оказывается в рыночном тупике. Если же для достижения этих неправильно выбранных целей  уже сделаны немалые капитальные  вложения, предприятие может оказаться  на грани банкротства. Так, например, автомобилестроители Европы и Америки 60-х годов все силы и ресурсы  направляли на создание все более  мощных и скоростных машин, однако резкое повышение цен на нефть, которое  произошло в первой половине 70-х  годов, сделало такие машины непривлекательными для покупателей из-за больших  расходов на бензин. На рынок резко  прорвались автомобилестроители Японии со своими небольшими экономичными машинами, а крупнейшие мировые концерны, неправильно  оценившие стратегию своего развития на это десятилетие, столкнулись с весьма серьезными финансовыми трудностями. Возможно, более внимательный анализ рыночной ситуации, в том числе и в смежных отраслях, позволил бы им определить свои стратегические цели и среднесрочные программы капитальных вложений более удачно.

Анализ планов разных уровней, а также экспертиза всей системы  планирования на предприятии является залогом их успешного выполнения и даже, выражаясь высоким слогом, роста экономического потенциала предприятия. Анализ системы планирования подразумевает  проведение экспертизы по нескольким направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль за выполнением планов

Цели контроля деятельности предприятия:

Помимо желаемых показателей  выпуска, доходов и затрат, планы  предприятия должны включать список лиц, ответственных за достижение того или иного результата. Кто-то должен отвечать за каждую единицу выпущенной продукции и использованных ресурсов. Вместе с тем каждый управляющий - от высших менеджеров производственных объединений до мастеров смены или  участка - должен знать, за какой участок  работы и какую часть общего плана он отвечает.

Важную роль в повышении  эффективности деятельности предприятий  играют процедуры контроля.

Оценка выполнения планов выполняется постфактум, т.е. по окончании  сроков выполнения некоторых предусмотренных  планом операций. Особенно важную роль в обеспечении бесперебойной  деятельности предприятия играет контроль за выполнением бюджетов. Периодичность контрольных процедур определяется с самого начала, вместе с утверждением бюджета. Если бюджеты составляются в помесячной разбивке, контроль осуществляется по истечении месяца, если в понедельной - по истечении недели. В отдельных случаях на предприятиях с непрерывным или почти непрерывным производством массовой продукции (в частности, на крупных предприятиях пищевой промышленности) контроль за выполнением бюджетов ведется ежедневно. Управляющие регулярно отслеживают уровень выпуска и структуру денежных потоков предприятия, поскольку от этого зависит финансовая устойчивость бизнеса в текущем периоде и перспективы будущих успехов. Выполнение бюджетов становится критерием оценки работы самих управляющих, т.е. оценки того, как они организовали деятельность вверенного им подразделения. Выполнение плановых заданий линейными подразделениями ведется в основном в натуральных показателях, при этом определяется процент выполнения плана как отношение фактически достигнутых результатов к плановым значениям соответствующих показателей.

Для оценки деятельности предприятия  в целом или его филиалов используют показатели прибыльности, как абсолютные, так и относительные.

Абсолютные показатели величины прибыли следует использовать с  большой осторожностью, поскольку  их уровень зависит от правил исчисления и методов учета доходов и  затрат. Например, если в качестве планового  критерия эффективности выступает чистая прибыль, то превышение факта над планом может быть достигнуто как путем увеличения выпуска, так и бухгалтерским путем, например, с помощью реструктуризации активов, которая повлечет за собой изменение уровня и структуры затрат. Бухгалтерский способ улучшения показателей прибыльности является довольно действенным в коротком периоде, но поскольку он никакого отношения к производству не имеет, то на средне- и долгосрочную перспективу он не может оказать влияния.

Следует также внимательно  использовать относительные показатели прибыльности. Существует множество  алгоритмов расчета рентабельности При сравнении плана с фактом следует сначала убедиться в том, что используются показатели, исчисленные с помощью одного и того же алгоритма.

Не всегда повышение прибыли  в коротком периоде означает улучшение  финансовых перспектив на будущее. Если управляющие стремятся к увеличению плана любой ценой, используя  даже резервы, созданные на "черный день", такой результат нельзя считать удовлетворительным, поскольку  он может негативно сказаться  на показателях эффективности в  будущем.

Слишком высокие показатели прибыльности и большое превышение плановых значений могут свидетельствовать  и о недостатках самой методики планирования. Очень часто значения плановых показателей завышаются, чтобы  создать определенный "запас производительности" и обеспечить их выполнение в любых  условиях.

На самом деле из теории мотивации известно, что наиболее эффективно сотрудники действуют тогда, когда перед ними ставится задача достичь высоких, но достижимых показателей. Если планка установлена низко, это  расхолаживает персонал. В то же время принятие заведомо невыполнимых планов приводит к тому, что у  людей "опускаются руки" и эффективность  их деятельности снижается.

Не существует способов заранее  избежать ошибок планирования, однако постоянный анализ выполнения планов позволит учесть эти ошибки в будущем  и усовершенствовать процедуры  планирования на предприятии.

 

Анализ отклонений:

Для оперативного контроля за деятельностью предприятия используется анализ отклонений. Под отклонениями понимаются отступления от плановых (бюджетных) показателей, допущенные в ходе производственной деятельности.

Информация о работе Экономический анализ планирования и прогнозирования предприятя