Экспортная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 23:19, реферат

Краткое описание

Современная Россия – это страна, уже достаточно сильно интегрированная в мировую экономику. По уровню сравнительной интенсивности участия в международном разделении труда (отношение доли в мировом экспорте товаров и услуг к доле в мировом паритетном ВВП) Россия, для которой соответствующий показатель достигает 87% (60% в 2000 г.), в начале текущего десятилетия превзошла традиционно ориентированные на экспорт Мексику и Японию (81% и 67% соответственно) и значительно опережает Китай (68%), США (57%), Бразилию (43%) и Индию (34,5%).

Содержание

Глава 1.Оценка состояния и комплексные проблемы в экспортной сфере 1.1.Характеристика основных динамических и структурных трендов 3
1.2 Ключевые проблемы и риски при сложившихся трендах 7
Глава 2. Внутренние и внешние условия развития экспорта 11
Глава 3. Основные направления развития экспорта 14 Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Крымский экономический институ1.docx

— 104.63 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Тенденции экспортной специализации России (доля в общем экспорте товаров в страны дальнего зарубежья, %)(источник: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации)

Рис. 3. Доля продукции обрабатывающей промышленности в общем товарном экспорте стран БРИКС в 2012 году,% (источник: WTO International trade statistics, 2013)

Одна из ключевых проблем российского экспорта – низкий уровень его диверсификации. Это относится к товарной структуре экспорта, приобретшей черты монокультурности: на три основные позиции – нефть, нефтепродукты, природный газ – в 2013 г. приходилось 68% всех зарубежных продаж по сравнению с 51% в 2000 г. и примерно 40% в середине1990-х годов. Несовершенство товарной структуры обуславливает низкую внутреннюю географическую и фирменную диверсификацию экспорта, резкие контрасты между субъектами Российской Федерации по масштабам и характеру их участия во внешнеэкономической деятельности. География зарубежных поставок далеко не всегда соответствует потенциалу наших партнеров, а среди организаций-экспортеров мала доля субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таблица 2 – Доля трех основных товарных позиций в общем объеме экспорта России, % (источник: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации)

 

 

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Нефть, нефтепродукты,  
природный газ

38

51

62

65

67

67

68


 

 

Сложившаяся гипертрофированная топливно-сырьевая направленность российского экспорта, обеспечивая краткосрочные выгоды, в долгосрочной перспективе не является оптимальной для России, оказывает ряд негативных эффектов на экономику, подрывает потенциал ее роста и устойчивого развития. Высокая и увеличивавшаяся топливно-сырьевая ориентация национального экспорта привела к утяжелению структуры отечественной промышленности, оттоку капитала из обрабатывающих отраслей, усилению социально-экономической дифференциации российских регионов, повышению экологической нагрузки на отечественное хозяйство.

Многие проблемы в экспортной сфере происходят от общеэкономической ситуации и негативных тенденций последних десятилетий, в частности многократного отставания от передовых стран в производительности труда и низкой абсорбционной способности российской экономики, что не позволяет трансформировать доходы от нефти в продуктивные инвестиции в обрабатывающие отрасли. В то же время значительное число проблем в развитии экспорта связано с инструментальными факторами, лежащими в плоскости совершенствования системы регулирования и стимулирования внешнеэкономической деятельности, механизмов участия России в международном экономическом сотрудничестве. Решение этих задач является важной составляющей реализации национальной экспортной стратегии.

Глава 2 Внутренние и внешние условия развития экспорта

Внутренние условия развития экспорта в период до 2030 г. будут определяться следующими основными факторами:

  • умеренными темпами роста ВВП и промышленного производства во всех сценариях, кроме форсированного, при модернизации энерго сырьевого комплекса, внедрении энерго- и ресурсосберегающих технологий, развитии транспортной инфраструктуры, что обеспечит, как минимум, сохранение традиционного топливно-сырьевого экспортного потенциала;
  • формированием конкурентоспособного сектора гражданских высокотехнологичных производств и экономики знаний в случае реализации умеренно-оптимистичного или форсированного сценариев, что будет способствовать последовательному облагораживанию товарной структуры экспорта, повышению в нем веса высокотехнологичной продукции, наукоемких, интеллектуальных услуг;
  • увеличением экспортного потенциала в сфере услуг в условиях модернизации транспортной инфраструктуры, обслуживающей в том числе международные транзитные перевозки, а также в условиях развития инфраструктуры индустрии туризма и, главное, в условиях формирования современных секторов услуг, обеспечивающих функционирование экономики знаний; соответственно возрастет доля услуг в общем экспорте товаров и услуг;
  • сохранением динамизма внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, растущего быстрее ВВП, что в ряде случаев повысит приоритетность решения задач импортозамещения в конкурентной среде при переносе экспортных планов и программ на более отдаленный период;
  • реализацией программ повышения конкурентоспособности промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, а также Национальной предпринимательской инициативы, предполагающей как формирование благоприятных условий для создания и ведения бизнеса, так и радикальное упрощение действующих при экспорте таможенных и иных административных процедур, что будет способствовать росту числа организаций-экспортеров при диверсификации фирменной и товарной структуры экспорта;
  • формированием комплексной национальной системы поддержки экспорта, опирающейся на финансовые, организационные, маркетинговые, информационные, торгово-политические и политико-дипломатические инструменты поддержки для получения синергического эффекта в отношении усиления позиций России на перспективных мировых рынках.

В 2010-2013 гг., в период восстановления глобальной экономики после кризиса, Россия проделала путь от опережающе растущих стран к отстающим при улучшающейся в целом мирохозяйственной конъюнктуре. Данная тенденция стала следствием значительного ухудшения условий ведения бизнеса ввиду повышения налогового бремени, роста тарифов естественных монополий, дороговизны кредита, слабой динамики развития внутренней и экспортной транспортной инфраструктуры, а также ввиду действия других факторов, обусловленных политикой государства. При этом во многих зарубежных странах, в том числе конкурентах России, имела место политика активного стимулирования экономики и отдельных ее секторов, как обслуживающих внутренний рынок, так и ориентированных на экспорт. В результате конкурентные позиции России в глобальной экономике ослабли.

Одним из важных факторов, влияющих на перспективы российского экспорта, является углубление евразийской экономической интеграции. Успешное продвижение вперед на интеграционном треке будет способствовать созданию более интенсивной производственно-технологической и научно-технической кооперации, а также углублению иных форм экономического взаимодействия стран-участниц, что создаст сравнительно более благоприятные условия для роста их взаимной торговли по сравнению с экспортом в третьи страны. Одновременно в экспорте в третьи страны увеличится доля продукции, совместно произведенной хозяйствующими субъектами государств – членов Евразийского экономического союза. Повышение роли наднациональных органов в реализации торговой и других политик Союза и государств-членов сделает целесообразной координацию национальных мер и механизмов поддержки экспорта вплоть до разработки совместных таких мер и механизмов.

Внешние условия развития экспорта в период до 2030 г. будут определяться следующими основными факторами:

  • долговременным замедлением темпов роста глобальной экономики при сохранении нестабильности и рисков мирового экономического развития, хотя уровень рисков будет снижаться на фоне постепенного сокращения существующих дисбалансов;
  • масштабным сдвигом мирового производства в тихоокеанский и индоазиатский регионы, что приведет к ужесточению конкуренции на рынках обрабатывающей промышленности, появлению на них новых крупных «игроков» – стран и компаний;
  • опережающим ростом потребления в развивающихся странах Азии, прежде всего в Китае, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, а также увеличением емкости рынков крупных развивающихся стран в латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах (Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, ОАЭ, ЮАР, Нигерия, ряд других государств);
  • замедленным и неустойчивым развитием ключевого на сегодняшний день экспортного рынка для России – европейского;
  • относительной стабилизацией цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении при сохранении вероятности значительных скачков цен в отдельные периоды;
  • усилением процессов глобализации и глокализации, что выводит в число значимых субъектов мирового хозяйства внутренние регионы ведущих развивающихся стран, в первую очередь Китая и Индии, по объему валового продукта превосходящие, например, многие страны Европы;
  • усилением элементов протекционизма в политике многих стран на фоне роста глобальной конкуренции, что может вести к установлению новых торговых и инвестиционных барьеров для доступа на рынки данных стран, в частностик введению требований в отношении использования местного компонента;
  • переходом к шестому технологическому укладу, что создает новые возможности и рыночные ниши, стимулирует структурные сдвиги в производстве и потреблении, но одновременно порождает новые барьеры (примеры – торговля продукцией нано- и биотехнологий);
  • изменениями в институциональном устройстве мировой экономики и мировой торгово-политической системе в целом, повышением роли глобальных регуляторов и дальнейшей либерализацией международной торговли в рамках отдельных интеграционных объединений, что для не участвующих в них стран будет означать существенное сравнительное ухудшение условий доступа на рынки;
  • участием России в ВТО и возможным вступлением в ОЭСР, что, с одной стороны, ограничит свободу маневра в использовании финансовых инструментов поддержки экспортоориентированного производства и экспорта, а с другой – создаст лучшие возможности для снижения и устранения барьеров на внешних рынках;
  • расширением зоны преференциальной торговли для России в составе Евразийского экономического союза, в рамках которой будет обеспечиваться беспошлинный и в основном не обремененный нетарифными ограничениями доступ на рынки стран-партнеров.

Глава 3. Отраслевые приоритеты развития экспорта

Отраслевые приоритеты развития экспорта сформулированы в виде кластеров национальных конкурентных преимуществ, в совокупности обеспечивающих формирование и практическую реализацию ресурсно-инновационной модели экспортной специализации России в системе мирового хозяйства.

С учетом фактического уровня конкурентоспособности отечественной продукции и тенденций ее изменения в перспективе, а также с учетом возможностей экспансии российского бизнеса на внешних рынках, усиления позиций России в системе мирового хозяйства и повышения эффективности ее участия в международном разделении труда в ходе осуществления Стратегии необходимо сосредоточить ресурсы и усилия государства на 10 приоритетных отраслевых направлениях развития экспорта. Среди ведущих и наиболее перспективных в плане расширения международной коммерческой деятельности кластеров национальных конкурентных преимуществ следует выделить:

  • топливно-энергетический комплекс (ТЭК), обеспечивающий наибольшие объемы валютной выручки и имеющий хорошие перспективы дальнейшего увеличения масштабов зарубежной коммерческой деятельности в условиях благоприятной в целом рыночной конъюнктуры, высокой инвестиционной динамики в отечественной энергетике, а также в условиях укрепления ресурсной базы ТЭК в последние годы. Усиление государственного влияния на обеспечение внешних условий развития отечественного ТЭК будет способствовать оптимизации его коммерческой деятельности, в том числе в части ценовых условий и направлений зарубежных поставок. Внешнеэкономическая экспансия национального ТЭК должна базироваться как на активном участии России в освоении энергетического пространства в традиционных регионах ее влияния (страны СНГ) и перспективных районах добычи энергоресурсов (Ближний Восток, Африка, Латинская Америка), так и на планомерном развитии азиатского маршрута энергетического экспорта, расширении диалога с производителями и потребителями энергоресурсов, прежде всего с Евросоюзом, а также на конструировании системы международной энергетической безопасности при решающей роли России;

  • транспортный комплекс, прежде всего услуги международного транзита по территории Российской Федерации. Обладая огромной и географически выгодно расположенной территорией, Россия имеет значительный экспортный потенциал в области оказания транзитных услуг, который будет возрастать по мере развития транзитной транспортной инфраструктуры и обустройства международных транспортных коридоров, снижения конкурентоспособности альтернативных евразийских транзитных маршрутов под влиянием военно-политической ситуации. Устойчивым спросом на мировом рынке пользуются и другие виды услуг, предоставляемых отечественными перевозчиками, в частности, услуги по авиаперевозке крупногабаритных грузов, услуги космического транспорта. Исключительно важная роль транспортной отрасли в реализации Стратегии обусловлена ее значительным экспортным потенциалом, реализация которого будет способствовать улучшению всей транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Кроме того, транспортная отрасль оказывает большое влияние на эффективность функционирования внешнеэкономического комплекса страны, а также на экономику страны в целом. От уровня развития транспортной отрасли зависит сбалансированное развитие внутренних и отдаленных территорий России;

- металлургический  комплекс, объединяющий отрасли, обладающие высокой или потенциально высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. В перспективе необходимо реализовать комплекс мер по укреплению ресурсной базы отечественной металлургии путем расширения доступа к месторождениям стран СНГ и африканских государств, повышению уровня технологического передела продукции в черной и цветной металлургии, улучшению торгово-политических условий доступа российских металлов на внешние рынки. Весомый вклад в развитие экспортного потенциала отрасли может внести расширение применения передовых технологий создания и обработки материалов, в том числе нанотехнологий, по которым Россия обладает хорошими наработками. После присоединения России к ВТО появились более благоприятные возможности для защиты интересов российских металлургических компаний на внешних рынках, предотвращения новых и пересмотра ранее принятых дискриминационных мер;

  • комплекс высокотехнологичных машиностроительных отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс (авиа- и ракетостроение, точное приборостроение, электронная промышленность). Конкурентоспособность этих отраслей обусловлена развитой научно-технической и производственной базой, сформированной еще в советский период, а ее поддержание и укрепление в решающей степени зависят от расширения государственных инвестиций в сферу НИОКР и модернизацию основных фондов наукоемких производств. Необходимо учитывать, что отсутствие в стране по разным причинам спроса на часть продукции наукоемкого машиностроения ведет к застою и старению ранее созданной передовой технологической базы (авиация, космонавтика, радиоэлектроника, информатика). Увеличение экспорта высокотехнологичной машинно-технической продукции требует государственной финансовой, организационной и внешнеполитической поддержки; формирования отраслевых корпоративных интегрированных (холдинговых) структур для внедрения на высококонкурентные внешние рынки; принятия мер по привлечению эффективных зарубежных инвесторов; активного включения отечественных компаний в международную производственную и научно-техническую кооперацию, участия российских производителей в международных альянсах; использования в этих целях механизма особых экономических зон;

  • энергетическое машиностроение, включая атомное машиностроение. Россия обладает большим опытом сооружения и комплектации энергетических объектов за рубежом и имеет традиционно прочные позиции в странах – крупнейших импортерах соответствующего оборудования и услуг. Спрос мирового рынка на энергетическое оборудование и сопутствующие услуги по его монтажу и обслуживанию растет высокими темпами, все больший вклад в него вносят развивающиеся государства, обладающие, как правило, более открытыми рынками и привлекающие для их развития зарубежные компании на конкурсных условиях. Трудности расширения экспорта при имеющемся значительном потенциале в рассматриваемой области связаны с усилением конкуренции на мировом рынке, несогласованностью выступления российских участников, необходимостью повышения уровня государственной поддержки этого вида деятельности. Позитивную роль могут сыграть меры по усилению политико-дипломатической и финансовой поддержки российского участия в международных тендерах, а также вступление России в многосторонние региональные банки развития, открывающее доступ к участию в финансируемых ими проектах (прежде всего в Азиатский банк развития).

Информация о работе Экспортная политика России