Содержание
1 Содержание государственных
и муниципальных финансов.................3
2 Сущность и функции
финансов..............................................................11
3 Эмиссия и выпуск денег
в хозяйственный оборот. Кредитный
характер современной денежной
эмиссии..........................................................12
1 Содержание государственных
и муниципальных финансов
Особое положение в
финансовой системе принадлежит
госу-дарственным и муниципальным
(местным) В соответствии с Федеральным
законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Фе-дерации»
и Федеральным законом от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» по-нятия «муниципальные»
и «местные» используются в одном
значении и в равной мере применимы
при характеристике организации
местного самоуп-равления в РФ. финансам,
что обус-ловлено их специфическим
назначением -- обеспечить органы государственной
власти и местного самоуправления денежными
средствами, необходимыми для выполнения
возложенных на них функций.
Государственные и муниципальные
финансы -- это денежные отношения, возникающие
в распределительном процессе в
связи с формированием денежных
средств у органов государственной
влас-ти и местного самоуправления
и их использованием на удовлетворе-ние
социальных потребностей граждан, регулирование
экономики, финансирование национальной
обороны и правоохранительной дея-тельности,
управления и других расходов государства
и муници-пальных образований.
С помощью государственных
и муниципальных финансов ор-ганы
государственной власти и местного
самоуправления осуще-ствляют регулирование
социальных процессов, оказывают влия-ние
на развитие приоритетных отраслей экономики,
сглаживают различия в уровне социально-экономического
развития отдель-ных территорий страны
и др.
На организацию государственных
и муниципальных финан-сов оказывает
влияние ряд факторов.
Во-первых, форма государственного
устройства. Для унитар-ных государств
в целом характерна более высокая
степень концен-трации финансовых ресурсов
в распоряжении центральных орга-нов
государственной власти по сравнению
с федеративными го-сударствами.
Основу финансовых ресурсов органов
власти административно-территориальных
единиц унитарных госу-дарств составляют
отчисления от регулирующих доходов и
сред-ства финансовой помощи центральных
органов государственной власти. В условиях
федеративной формы государственного
уст-ройства, построенной на принципе
разграничения предметов ве-дения и полномочий
органов государственной власти федерации
и субъектов федерации, собственные доходы
становятся преоб-ладающими в структуре
финансовых ресурсов субъектов федерации.
При этом масштабность межбюджетного
перераспределе-ния средств сокращается.
Во-вторых, особенности административно-территориального
устройства государства, что проявляется
в функционировании одних субъектов
федерации в составе других субъектов
федера-ции либо в формировании муниципальных
образований различ-ного территориального
уровня.
Согласно Конституции
РФ равноправными субъектами РФ являются
края (области) и входящие в их состав
автономные ок-руга. Соответственно формирование
финансовых ресурсов таких краев (областей)
и автономных округов осуществляется
в услови-ях разграничения полномочий
не только с федеральным центром,
но и между самими субъектами РФ.
При этом перечень доходов и пропорции
их зачисления в бюджеты указанных
субъектов РФ могут регулироваться
федеральными законами и договорами
(сог-лашениями) между органами государственной
власти автономно-го округа и органами
государственной власти края или
области.
Федеральный закон от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации
местного самоуправления в Российской
Фе-дерации», вводимый в действие с
1 января 2006 г., сохраняет пра-во на осуществление
местного самоуправления одновременно
на территории двух муниципальных образований
-- муниципаль-ных районов и находящихся
на их территории поселений. Пол-номочия
органов местного самоуправления по
мобилизации и использованию
собственных финансовых ресурсов реализуются
в условиях межмуниципального разграничения
вопросов местно-го значения и источников
их финансового обеспечения. Феде-ральное
законодательство фиксирует состав
и уровень доходов, закрепляемых
за бюджетами каждого из видов
муниципальных образований.
В-третьих, особый статус отдельных
территориальных образо-ваний. Придание
территориальному образованию особого
статуса является эффективным механизмом
учета геополитических, эт-нографических,
демографических и иных характеристик
такого образования, выработанным международной
практикой.
Так, некоторые унитарные
государства (Италия, Испания и др.)
включают в свой состав автономии, органы,
власти которых имеют более широкие
полномочия по сравнению с органами
власти других административно-территориальных
единиц этих государств. Для реализации
таких полномочий автономии наде-ляются
дополнительными финансовыми ресурсами
и соответ-ственно обладают большей
финансовой независимостью. Между-народная
практика позволяет также привести
примеры федера-тивных государств,
включающих наряду с субъектами федерации
территориальные образования иного
статуса (в США -- федераль-ный округ,
ассоциированная территория, в Индии
-- союзные территории и др.). Разнопорядковый
статус территориальных об-разований,
входящих в состав федерации, определяет
различный объем полномочий их органов
власти по формированию и использованию
финансовых ресурсов.
Принцип равноправия субъектов
РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции
РФ, не предусматривает различий в
объеме и соста-ве полномочий, возлагаемых
на органы государственной власти республик,
краев, областей, автономных округов, автономной
области, городов федерального значения.
В соответствии с феде-ральным
законодательством для всех субъектов
РФ устанавлива-ются единые нормативы
отчислений от федеральных налогов
и сборов в их бюджеты и единая
методика расчета финансовой помощи.
В свою очередь, для муниципальных
образований законода-тельство РФ предусматривает
возможность установления особого
режима функционирования. Наделение
муниципального образо-вания особым
статусом обусловлено; концентрацией
в границах муниципального образования
объектов государственной безо-пасности,
для которых установлен особый режим
функциониро-вания и охраны государственной
тайны (статус закрытого адми-нистративно-территориального
образования -- далее по тексту ЗАТО);
специализацией градообразующих организаций
муници-пального образования на научной,
научно-технической и инно-вационной
деятельности в рамках научно-производственного
комплекса (статус наукограда). Особый
статус предусматривает больший
объем полномочий органов местного
самоуправления и соответственно дополнительные!
источники их финансового обеспечения.
В частности, обязательства, возлагаемые
на органы местного самоуправления ЗАТО
в связи со специальными усло-виями проживания
граждан (например, переселение на новое
место жительства граждан, утративших
служебную связь с от-дельными организациями
ЗАТО; организация пропускного режима
на территорию ЗАТО и др.), предполагают
расширение пол-номочий органов местного
самоуправления по мобилизации фи-нансовых
ресурсов. Федеральным законодательством
это достигается путем увеличения доли
налоговых доходов» зачисля-емых в бюджеты
ЗАТО В 2004 г. федеральные и региональные
налоги и сборы подлежат зачис-лению в
бюджет закрытого административно-территориального
образова-ния в объеме, соответствующем
доле их зачисления в консолидированный
бюджет субъекта РФ., установления права
органов местного самоуправления, ЗАТО
на обеспечение сбалансированности своих
бюджетов за счет финансовой помощи федеральных
органов го-сударственной власти.
Формирование и использование
финансовых ресурсов ор-ганов государственной
власти и местного самоуправления осу-ществляется
в форме различных фондов денежных
средств: бюд-жетов разных уровней
бюджетной системы страны и внебюджет-ных
фондов.
Бюджеты формируются органами
государственной власти разного
уровня и органами местного самоуправления
для финан-сового обеспечения всех
возложенных на них задач и
функций. С помощью средств бюджетов
осуществляется регулирование эко-номических
и социальных процессов, развитие научно-техничес-кого
прогресса, формирование инвестиционного
потенциала и др. Таким образом, бюджет
выступает формой образования и
ис-пользования финансовых ресурсов
органов государственной власти
и местного самоуправления, направляемых
ими на удов-летворение разнообразных
потребностей общества.
Формирование внебюджетных
фондов связано с появлением потребности
у органов государственной власти
и местного само-управления в значительных
объемах финансовых ресурсов для
проведения ряда важных социально-экономических
мероприя-тий. Внебюджетные фонды позволяют
осуществить финансиро-вание таких
мероприятий за счет специальных
источников, используемых по целевому
назначению. За счет средств внебюджет-ных
фондов обеспечиваются социальные выплаты
(пенсии, пособия и др.), финансируются
различные природоохранные ме-роприятия,
реализуются научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки
и т. п. Таким образом, внебюджет-ные фонды
выступают формой образования и использования
фи-нансовых ресурсов органов государственной
власти и местного самоуправления, предусматривающей
целевое направление средств на финансирование
отдельных социальных, экономичес-ких,
экологических потребностей общества.
Образуемые в форме
бюджетов и внебюджетных фондов фи-нансовые
ресурсы органов государственной
власти и местного са-моуправления
-- это доходы, поступления и денежные
накопления, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности
и предназначенные для решения
органами государственной власти и
местного самоуправления вопросов, отнесенных
к их компетенции.
Формирование основного
объема финансовых ресурсов органов
государственной власти и местного
самоуправления осущест-вляется посредством
мобилизации государственных и
муници-пальных доходов.
Государственные доходы представляют
собой денежные сред-ства, зачисляемые
в соответствии с действующим
законодатель-ством в бюджеты
органов государственной власти
разных уровней, а также в государственные
внебюджетные фонды.
При этом денежные средства,
зачисляемые в бюджеты орга-нов
государственной власти соответствующих
уровней, представ-ляют собой доходы
бюджетов; денежные средства; поступающие
в государственные внебюджетные
фонды, являются доходами этих фондов.
Таким образом, государственные
доходы состоят из доходов бюджетов
органов государственной власти
разных уров-ней и доходов государственных
внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов
занимают основное место в составе
государ-ственных доходов.
Муниципальные доходы -- денежные
средства, зачисляемые в соответствии
с законодательством органов
государственной влас-ти и решениями
органов местного самоуправления в
бюджеты му-ниципальных образований.
Мобилизация доходов в
бюджеты и государственные внебюд-жетные
фонды осуществляется в форме
налоговых и неналого-вых доходов,
а также безвозмездных перечислений.
В условиях рыночной экономики с помощью
налогов обеспечивается моби-лизация
преобладающей части государственных
и муниципаль-ных финансовых ресурсов.
Финансирование расходов
бюджетов в части превышения их объема
над величиной доходов осуществляется
за счет поступле-ний из источников
финансирования дефицита бюджетов, Финансирование
дефицита бюджетов органов государственной
власти обеспечивается посредством
привлечения денежных средств в
формах займов, осуществляемых путем
размещения государ-ственных ценных бумаг,
и кредитов, полученных от кредитных
организаций; получения бюджетных
ссуд В соответствии с изменениями,
внесенными в ст. 94, 95 Бюджетного кодекса
РФ Федеральным законом от 20.08.2004
№ 120-ФЗ «О внесении из-менений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части регулирова-ния межбюджетных
отношений», вступающими в силу с
01.01.2005, бюджет-ные ссуды исключены
из состава источников финансирования
дефицита федерального бюджета и
бюджета субъекта РФ. и бюджетных
кредитов из бюджетов других уровней;
поступления средств от продажи
имущества, находящегося в государственной
собственности, и др. При этом органы
государственной власти РФ имеют
право на привлечение как внутренних,
так и внешних источников финан-сирования
дефицита бюджета, а органы государственной
власти субъектов РФ -- только внутренних
источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии
с действующим законодательством
РФ фи-нансирование дефицита бюджетов
государственных внебюджет-ных фондов
обеспечивается только за счет изменения
остатков средств на счетах по учету
средств бюджетов соответствующих
внебюджетных фондов.
С целью сбалансированности
местных бюджетов органы местного самоуправления
осуществляют привлечение средств
на внутреннем финансовом рынке (в формах
размещения муници-пальных ценных бумаг,
бюджетных ссуд В соответствии с
изменениями, внесенными в ст. 96 Бюджетного
ко-декса РФ Федеральным законом
от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изме-нений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части регулирования межбюджетных
отношений», вступающими в силу с
01.01.2005, бюджетные ссуды исключены
из состава источников финансирования
дефицита местного бюджета и бюджетных
кредитов из бюджетов других уровней,
кредитов кредитных организаций) и
возмездное отчуждение муниципального
имущества (путем его продажи). Право
органов местного самоуправления на
внешние заимствования Бюджетным кодексом
РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).
Денежные накопления органов
государственной власти и мест-ного
самоуправления образуются за счет доходов
и поступлений текущего финансового
года, не использованных в ходе исполне-ния
соответствующего бюджета или государственного
внебюд-жетного фонда и предназначенных
для финансирования расхо-дов в
последующие периоды. Денежные накопления
органов го-сударственной власти
и местного самоуправления проявляются
в форме остатков средств на счетах
бюджетов или государственных внебюджетных
фондов на начало финансового года,
учитывае-мых после завершения операций
по принятым денежным обяза-тельствам
прошедшего года. Остатки средств
изъятию не подле-жат и могут
использоваться органами государственной
власти и местного самоуправления на
покрытие внутригодовых кассовых разрывов
в течение последующего года, направляться
на финан-сирование дефицита бюджета
или государственного внебюджетного
фонда в очередном финансовом
году, размещаться в долго-вые
обязательства.