Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа
В процессе своего жизненного цикла предприятие сталкивается со многими трудностями. Основная из них, на мой взгляд - где взять достаточное количество денежных ресурсов для своего развития. Ведь чтобы не стоять на месте и не "гнить" предприятие должно развиваться, а для этого нужны определенные капиталовложения. Чем больше предприятие, тем большая сумма денег ему нужна. Конечно, первым вариантом для каждого из них является получение кредитов в банке. Но наступает момент, когда ни один банк не в силах обеспечить запросы компаний, даже если у нее безупречная кредитная история. Тогда предприятие решает привлечь необходимую ему сумму извне. Одним из наиболее эффективных и, главное, дешевых способов для предприятий, особо нуждающихся в крупных активах, на мой взгляд, является привлечение иностранных инвестиций.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История развития российского IPO ………………………………. 5
1.2 Зарубежный опыт………………………………………………………… 13
1.3 Мировой кризис и рынок IPO ……………….………………………….. 23
Глава 2. Анализ рынка IPO сегодня…..……………………………………... 32
IPO для предприятий. Преимущества IPO для российских
предприятий ………………………………………………………………….. 32
Проблема выбора биржи отечественными предприятиями для
проведения IPO ………………………………………………………………. 34
Подбор партнеров по IPO, способы размещения акций и
подготовка к первичному размещению…………………………………….. 36
2.4 Выход компании на биржу………………………………………………. 39
2.5 Работа с инвесторами после размещения………………………………. 43
Глава 3. Российский рынок IPO завтра, прогнозы
дальнейшей активности……………………………………………………… 44
Заключение……………………………………………………………………. 52
Список литературы…………………………………………………………… 54
Согласно последним исследованиям, проведенным международной консалтинговой компанией PBN Company, начало текущего года ознаменовано резким спадом IPO как по количеству, так и по объему привлеченных средств. В отличие от первых кварталов 2005 и 2006 годов, когда состоялось по четыре предложения на 1,7 млрд. долл. и 1,35 млрд. долл. соответственно, а также рекордного первого квартала 2007 года, когда было проведено пять размещений примерно на 10,6 млрд. долл., за январь-март 2008 года были завершены только два размещения. Из них лишь одно провела российская компания - на 466 млн. долл. разместила свои бумаги.
Эксперты PBN отмечают, что причиной такого обвала в секторе IPO стал кризис, потрясший мировые кредитные рынки. "Снижение активности в сегменте IPO сейчас наблюдается во всем мире, - пояснил главный управляющий PBN Company Питер Некарсулмер. По его мнению, в ближайшие месяцы значительного увеличения количества IPO ожидать не стоит - в лучшем случае негативная тенденция изменится лишь к третьему или четвертому кварталам года.
Между тем снижение количества IPO отмечается по всему миру: в США за январь-февраль их число снизилось на 79% - до 10 сделок, в Европе - на 76% - до 16 сделок, в Японии - на 60% - до 6 сделок, в Северной Азии, включая Китай, - на 29% - до 35 сделок, в Индии - на 42% - до 15 сделок.
Большая часть опрошенных экспертов уверена в том, что пока нервозная ситуация, наблюдающаяся на рынках, не успокоится, ждать увеличения количества желающих привлечь средства под свои акции не стоит. Впрочем, как отмечают инвестиционные консультанты, признаки улучшения есть уже сейчас, хотя прогнозы все равно остаются достаточно пессимистичными. "Несмотря на сохраняющуюся напряженность, игроки уже смирились с кризисом, и паники, которая наблюдалась, когда он только набирал обороты, уже нет, - считают аналитики. - Рынок готов работать в новых условиях, так что к планам относительно проведения IPO компании начнут возвращаться к концу этого года".
Отмечая существующую связь между мировыми процессами, один из аналитиков ФК "Уралсиб" говорит и об исключениях. "Несмотря на кризис, больнее всего ударивший по США, недавнее размещение акций VISA - оператора крупнейшей в мире платежной системы - прошло более чем успешно, и компания привлекла около 20 миллиардов долларов, что стало рекордным объемом для американского рынка".
Однако в вопросе о негативном влиянии на российскую экономику, которое оказывает перенос или отказ от размещения акций на бирже, мнения экспертов разошлись. "Я не думаю, что резкое снижение выхода компаний на IPO является однозначно негативным фактом, - полагает консультант департамента Due Diligence компании "2К Аудит - Деловые консультации",. - С одной стороны, чем больше компаний размещают свои акции на открытом рынке, тем лучше, но говорить о существенных потерях в экономическом росте при этом вряд ли возможно". В свою очередь, он указывает на тот факт, что основной целью выхода на биржу для 76% российских компаний является привлечение средств для развития бизнеса или региональной экспансии. "Таким образом, перенос сроков проведения IPO замедляет развитие экономики, соответственно снижается и ВВП страны". В этой ситуации, по мнению аналитика, компании вынуждены будут искать другие способы привлечения средств, одно из которых - стратегическое сотрудничество. Привлечение стратегического инвестора более выгодно, чем проведение IPO, поскольку компания получает надежного и заинтересованного партнера, который будет способствовать развитию совместных проектов, не исключено, что при помощи своих разработок и технологий. Но, с другой стороны, появление нового партнера приведет к потере независимости и свободы, так что все планы по развитию компании придется обсуждать с новым компаньоном.
В настоящее время, на начало 2009 года для рынка первичных размещений акций оказалось самым слабым, как минимум, за десять лет. Компании откладывали планы проведения IPO, учитывая глобальную рецессию, а также кризис на финансовых рынках. В результате этого спада, в первые три месяца 2009 года 54 размещения дали лишь $1,3 млрд - в разы меньше, чем это было год назад.
Мировой рынок первичных размещений во II квартале начал подавать какие-то признаки жизни, объем привлеченных денег увеличился в 8 раз по сравнению с провальным I кварталом. Однако, о выходе на докризисные уровни говорить еще рано. Однако уже сейчас инвесторы осознали конечность кризиса и стали смелее участвовать в первичных размещениях. В апреле-июне 2009 года в мире было осуществлено 78 IPO, в результате которых удалось привлечь более $10,5 млрд, свидетельствуют данные исследовательской компании Dialogic. Но это все равно меньше, чем показатель годом ранее: во II квартале прошлого года число IPO составило 243, они принесли $33,4 млрд, а за аналогичный период докризисного 2007 года состоялось 469 сделок на $88,2 млрд. То есть, нынешние показатели по-прежнему являются очень скромными, и рынок лишь начинает оживать.
Примечателен тот факт, что "мировой центр" IPO переместился из США на развивающиеся рынки - в Китай и Бразилию. США впервые с 1995 года США перестали быть мировым лидером по размещению акций. Даже без учета размещения VisaNet на долю Китая, Бразилии и Индии пришлась половина из 10 крупнейших IPO по всему миру с марта 2008 года. В июле мировой рынок IPO показал худшие результаты за последние пять лет. В отчете о динамике мирового рынка отмечается, что в июле этого года во всем мире состоялось лишь 29 первичных размещений, что стало худшим показателем с мая 2003 года.
Из-за неблагоприятной конъюнктуры на фондовом рынке несколько сделок было совсем недавно отложено. Эксперты "Коммерсанта" сходятся во мнении, что "Компании не хотят дешево продавать свои бумаги и поэтому переносят свои размещения до тех пор, пока ситуация не стабилизируется". В США с начала третьего квартала были совершены 11 подобных сделок, принесших 3,6 млрд. долларов.
Объемы вторичных предложений также повышаются. В мировом масштабе они достигают сейчас 143,3 млрд долларов, что на треть больше, чем годом ранее. Аналитики считают, что число подобных сделок будет выше среднего исторического уровня в течение некоторого времени.
С 25 сентября 2009 г., агентство Reuters сообщает со ссылкой на собственные данные, что мировой рынок первичного размещения акций IPO на биржах восстановился в третьем квартале 2009 года благодаря сделкам, проведённым компаниями в Азии и Северной Америке.
В России, с начала 2009 года, компании не провели ни одного IPO. Из-за финансово-экономического кризиса компании всего мира резко снизили активность в проведении IPO. Так, по итогам прошлого года объём проведённых IPO на мировых биржах снизился на 71,6% и составил 91,7 млрд долларов. В 2007 году аналогичный показатель составил 322,9 млрд долларов. После выхода данных о резком сокращении заказов на товары длительного пользования в США российские акции начали снижаться по примеру американских, но остановились в плюсе и более негативную тенденцию не демонстрировали. По словам трейдеров, улучшение показателя потребительского доверия поддержало настрой американских и российских инвесторов несмотря на то, что данные о продажах первичного жилья в США оказалась хуже прогноза. Участники рынка отмечают в целом оптимистичный настрой на российских биржах, хотя игроки не теряют бдительности в преддверии завершения финансового года в США в конце сентября.
Постепенное восстановление рынка первичных размещений в мире пока не затронуло российский рынок. Начиная с 2001 г. отечественный рынок IPO демонстрировал темпы роста, значительно превышавшие среднемировой уровень. Эти процессы сопровождались увеличением прозрачности компаний и приходом в РФ иностранных инвесторов.
Российский рынок IPO замер еще в начале 2008 г. Начиная с осени 2008 г., в условиях низкой ликвидности и риска доверия экономических агентов российские компании стали сокращать инвестиционные программы. Дополнительные трудности, связанные с невозможностью адекватной оценки активов и эффективности инвестиционных проектов, обусловили полный отказ игроков от планируемых эмиссий, слияний и поглощений и прямых инвестиций в проекты. Рыночная капитализация оказалась ориентиром крайне ненадежным, не дающим адекватного представления о стоимости компаний и возможных размерах сделки. Кроме того, существенно поколеблен такой важный ориентир для инвестора, как рейтинги. Они перестали отражать реальную кредитоспособность компании. Однако IPO в России постепенно после кризиса 2008 года набирает вновь обороты и все больше компаний выходят на фондовые рынки для привлечения средств многих инвесторов (совсем недавние примеры: Фармсинтез, РБК ТВ, институт стволовых клеток, Диод, Трансконтейнер и др.).
В России ситуация близка к европейской: компаниям, впервые выходящим на рынок, приходится конкурировать со многими компаниями. Российские эмитенты в основном либо отложили планируемые размещения, либо использовали вторичное размещение акций/предложение прав существующим акционерам в качестве основного механизма привлечения инвестиций.
Удешевление бизнеса конкурентов - международных компаний, - вызвало желание российских корпораций закрепиться на мировой арене. Этому способствовало государство, предоставившее в распоряжение покупателей значительные кредитные средства. Крупнейшими сделками стали покупка "Газпром нефтью" компании Sibir Energy за 962 млн долл., приобретение "Лукойлом" нефтеперерабатывающего завода в Голландии за 600 млн долл., и реализация "Газпромом" опциона на выкуп 20% "Газпром нефти" у итальянской Eni 20% за 4,2 миллиарда долларов. В августе 2009 авиакомпания "ЮТэйр" завершила сделку по приобретению перуанской группы вертолётных компаний. Продолжаются переговоры по покупке ГАЗом и Сбербанком компании Opel.
Другим конкурентным способом привлечения ресурсов стал рынок биржевых облигаций. Привлечение средств здесь происходит на основе привлекательных процентных ставок, по сравнению с другими вариантами заимствования. Краткосрочный биржевой инструмент обладает множеством преимуществ, включая способность контролировать кредитный риск (по сравнению с выпуском векселей), а также возможность выпускаться без регистрации проспекта эмиссии и государственной регистрации отчета о выпуске облигаций. В настоящее время к выпуску биржевых облигаций готовится "ЛУКойл" (на 60 млрд. руб.), "Северстали" (45 млрд. руб.) и телекоммуникационные компании, рассчитывающие на менее значительный результат (до 10 млрд. руб.) и др. Инвесторам бумага интересна тем, что выходит на вторичные торги уже на следующий день после размещения.
Интересной является также идея выхода российских компаний на Гонконгскую фондовую биржу. Биржа включила Россию в стратегию развития биржи с 2007 г. Для российских компаний предложение властей КНР - размещать акции отечественных компаний в виде гонконгских депозитарных расписок (HDR) - весьма выгодно. Это даст российским компаниям доступ к ликвидности Юго-Восточной Азии и Китая и дополнительным плюсам глобализации. Однако, судя по высказываниям российских чиновников, отечественные партнеры пока склоняются к торговому финансированию и частным размещениям.
Но тем не менее положение на зарубежных площадках оказывает влияние и на российский фондовый рынок. В этом году было осуществлено только одно IPO - компании "Глобалтранс". В прошлом году за аналогичный период было проведено 20 IPO. Впрочем, для вторичных размещений (SPO) ситуация более благоприятная: в этом году удачно прошли размещения группы "Разгуляй", ОАО "Магнит", Х5, "Открытых инвестиций" и группы "Черкизово". Компании, чьи инвестиционные истории интересны инвесторам и которые уже подтвердили на практике реализацию своих планов, данных во время IPO, продолжают привлекать инвестиции с рынка. Будем надеется на то, что деятельность отечественных компаний возобновится на фондовом рынке и будет развиваться с успехом.
Глава 2. Анализ рынка IPO сегодня.
2.1 IPO для предприятий. Преимущества IPO для российских предприятий
Одним из наиболее эффективных способов привлечения иностранных инвестиций является вывод предприятий на мировой фондовый рынок. На западе размещение акций на фондовой рынке уже давно является одним из основных инструментов финансирования дальнейшего развития компании. Привлечение финансовых средств в ходе IPO позволяет приобрести компании необходимые для расширения активы которые компания не может купить за собственные средства и на приобретения которых считает невыгодным брать кредит.
В буквальном переводе с английского IPO (Initial Public Offering) - первоначальное публичное предложение. Обычно этот термин обозначает предложение, которое та или иная компания выдвигает неопределенно широкому кругу инвесторов с целью продать им свои акции на специально организованной биржевой площадке. Первое российское IPO - размещение на бирже акций компании "РБК Информационные Системы", состоялось 18 апреля 2002 г. Интерес к этому сектору работы на фондовом рынке не ослабевает.
IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании и позволяет снизить стоимость привлеченного финансирования. Так же IPO способствует оптимизации структуры капитала и получению более эффективного доступа к рынкам капитала, в том числе западным, а так же открывает новые возможности для развития бизнеса и консолидации рынка.
Для многих отечественных компаний с иностранным капиталом выход на IPO является приоритетным требованием иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
В силу различных требований к публичным компаниям, таких как раскрытие информации об акционерах, прозрачная структура, высокие темпы роста и успешная кредитная история, рассматривать IPO как способ привлечения средств могут лишь несколько десятков отечественных компаний из различных отраслей.
К ним относятся уже упомянутые предприятия с долей иностранного капитала (западные инвесторы изначально вкладывали средства только в быстрорастущий бизнес, где отлаживали процессы в соответствии с западными же требованиями), а также наиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные. Остальным потребуется чуть больше времени, чтобы стать публичной компанией
Преимуществами привлечения инвестиций с помощью выхода на международный фондовый рынок российских предприятий являются:
Информация о работе IPO как возможность выхода российских компаний на международный рынок капитала