Санкт-Петербургское Государственное
бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Оптико-механический лицей»
Реферат
На тему:
«СВЕТОФИЛЬТРЫ ДЛЯ ФОТОСЪЕМКИ»
Группа №102
Выполнила:
Волкова Дарья
Проверила:
Трофимова Г.Ю.
Санкт-Петербург
2014
В «аналоговые» времена
как-то качественно повлиять на фотоизображение
можно было во время съемки и никак иначе,
возможности обработки во время печати
ограничивались наложением эффектов.
Для работы с изображением во время съемки
использовались практически исключительно
светофильтры. Если ты думаешь, что нынешнее
доминирование цифры многое изменило,
то сильно ошибаешься. Некоторые вещи
теперь действительно можно изменить
в постобработке, но многое из того, чего
можно достигнуть, расположив перед объективом
пусть и непростое, но все-таки стеклышко
в виде светофильтра, не сделаешь с помощью
компьютера.
Светофильтр для объектива
фотоаппарата - оптическое устройство,
избирательно поглощающее, поляризующее
или преломляющее свет.
В фотографии светофильтры
применяются для повышения качества снимков
и наложения эффектов. С появлением цифровой
фотографии наложение эффектов стало
удобнее производить при постобработке
фотографий, и необходимость применения
«эффектных» светофильтров находится
под большим вопросом, а вот применение
поляризационных или поглощающих светофильтров
часто совершенно необходимо. Никакой
постобработкой не проявить облака в пересвеченном
небе, и не выяснить, что скрывают блики
на поверхности воды.
Светофильтр для фотоаппарата
уменьшает силу светового потока. Степень
уменьшения характеризуется кратностью
светофильтра. Это число показывает, во
сколько раз нужно увеличить экспозицию
при съемке с фильтром по сравнению со
съемкой в тех же условиях, но без него.
Оно обычно указывается на оправе светофильтра.
Изготавливаются фильтры из
оптического стекла или пластмассы. Чаще
встречаются круглые фильтры в оправе
с резьбой. Реже - в виде пластин, которые
крепятся к объективу с помощью специального
держателя.
ТИПЫ СВЕТОФИЛЬТРОВ
ДЛЯ ФОТОАППАРАТОВ
Поляризационный
светофильтр
Светофильтр, задерживающий
или преобразовывающий поляризованный
свет, образующийся в результате отражения
от различных поверхностей. Поляризационный
фильтр ослабляет или удаляет блики на
неметаллических поверхностях. Отражения
от металлических поверхностей поляризаторы
практически не задерживают. Они позволяют
снимать сквозь стекло без паразитных
отражений. С их помощью можно убрать блики
на воде так, что даже в солнечный день
становится видно, что находится под ее
поверхностью. Кроме того, поляризационные
фильтры необходимы при съемке пейзажей
с голубым небом для устранения атмосферной
дымки. Смоделировать их действие при
постобработке невозможно.
Светопоглощающие
светофильтры (ND)
Их задачей является ослабление
(именно ослабление) света, попадающего
через объектив на матрицу (или пленку).
Обозначаются они «ND» (Neutral Density), называются
«нейтрально-серыми» и выпускаются плотностями
2x, 4x, 6x, 8x и 400х. Эти ND-фильтры не влияют
на цвет, а просто уменьшают освещенность
сцены в количество раз, кратное маркировке.
Соответственно потребуется изменение
экспозиции: для 2х - на одну ступень, для
4х - на две, 6х - на две с половиной и 8х -
на три ступени. Такие ND-фильтры предназначены
для уменьшения яркости пейзажа при необходимости
использовать длинные выдержки (например,
при съемке текущей воды для получения
«молочных» рек). Фильтр 400х применяется
при астросъемке солнца и для достижения
сверхдлинных выдержек. Действие этих
ND-фильтров невозможно смоделировать
при постобработке кадра.
Ультрафиолетовые и защитные светофильтры
Одни из самых дешевых и одновременно
самых полезных светофильтров. На наш
взгляд, защитный фильтр совершенно необходим
для каждого объектива. Сменить поцарапанный
или необратимо испачканный фильтр гораздо
дешевле и проще, чем менять объектив целиком
(замена только передней линзы чаще всего
невозможна). Смысл защитных фильтров
именно в защите и влияние их на снимок
минимально. К таким фильтрам относятся:
бесцветный нейтральный (Neutral), ультрафиолетовый
(UV), фильтр SkyLight (1A или 1В) и фильтры против
дымки (Haze). Кроме защиты, все эти фильтры
(кроме Neutral) задерживают ультрафиолетовое
излучение и убирают атмосферную дымку.
Творческие светофильтры
Конструирование самодельных
светофильтров из пленки, стекол, различных
тканей и других материалов - очень творческий
процесс. Результат применения таких фильтров
может оказаться очень интересным и необычным,
а главное - уникальным. Сюда же относится
изготовление бумажных «масок», восковые
светофильтры (на стекло наносится цветной
полупрозрачный воск, сила воздействия
может варьироваться за счет изменения
толщины слоя воска), «подышать на камеру»
- простейший способ смоделировать туманный
фильтр. Есть и другие творческие приемы
- дай волю своей фантазии.
Градиентный светофильтр
Частично окрашенный фильтр,
степень окрашенности постепенно изменяется,
и часть его совершенно бесцветна. Существуют
нейтрально-серые градиентные и цветные
градиентные фильтры для фотоаппратов.
Нейтрально-серые градиентные фильтры
применяются при съемке сюжетов с большой
разницей освещенности, например, при
съемке пейзажа в яркий солнечный день,
когда небо ярче земли на 4-5 ступеней экспозиции
и динамического диапазона камеры попросту
не хватает для правильной экспозиции
кадра. Цветные градиентные фильтры нужны
для изменения цветовой температуры части
кадра.
И если вторые можно полностью
заменить обработкой на компьютере, то
нейтрально-серые смоделировать в полной
мере вряд ли удастся.
Эффектные
светофильтры
Самое большое семейство - эффектные
светофильтры, которые позволяют накладывать
на изображение какой-либо эффект: сложные
отражения, мягкое свечение или лучи вокруг
точечных источников света, сложное размытие,
различные искажения. Вполне бесполезные
для цифрофотографов фильтры - 99% из них
можно легко смоделировать на компьютере.
Тем не менее, использовать их можно и
даже нужно, ведь эффект, наложенный во
время съемки, отличается от постэффекта
хотя бы тем, что он абсолютно реальный,
а компьютер его только моделирует. Как
и во всяком деле, нужно соблюдать меру,
эффекты от фильтра не имеют собственной
художественной ценности, они могут только
слегка повлиять на восприятие изображения,
и не сделают из бездарного сюжета шедевр.
Конверсионный и
компенсационный светофильтр
Такие светофильтры для фотоаппаратов
позволяют смещать (повышать или понижать)
цветовую температуру снимка. Синие или
голубые повышают цветовую температуру
(делают свет более холодным), а янтарные
или желто-розовые понижают ее (делая снимок
более теплым). Кроме того, существуют
фильтры для люминесцентного света, компенсирующие
зеленоватый оттенок изображения.
Эти светофильтры не нужны фотографам,
снимающим на цифру, их действие полностью
заменяется регулировкой баланса белого
или постобработкой.
Диффузный (рассеивающий)
светофильтр
Рассеивает свет, создавая на
изображении дымку, «туман». С помощью
таких фильтров можно сымитировать мягкорисующий
объектив. Используются при портретной
съемке для устранения дефектов кожи на
лице и в пейзаже для создания романтичных,
мягких кадров. До определенного уровня
применение этих светофильтров можно
смоделировать на компьютере.
Практика показывает, что использование
светофильтров - это вовсе не дань прошлому
и не мертвая технология. Даже в наше время
во многих случаях применять фильтры совершенно
необходимо. Если ты не веришь - просто
попробуй как-нибудь воспользоваться
фильтром-поляризатором. Результаты будут
самым наглядным аргументом в пользу этих
маленьких стекляшек в оправе.
Цветные фильтры.
Эти светофильтры были отличным подспорьем, когда
съемка велась на пленку. Сейчас , когда
все эти эффекты можно получить, как непосредственно
на самом зеркальном фотоаппарате, покопавшись
в настройках меню, так и в любом графическом
редакторе, данный вид фильтров сходит
на «нет».
Но цветные фотофильтры часто
применяются на вспышках и различных источниках
света, для воплощения определенной идеи.
Встречаются фильтры в виде специальных
цветных насадок или гелевые («желатиновые»).
Благодаря цветным фильтрам можно выровнять
баланс белого, придать определенный оттенок,
так сказать, задать правильную «температуру»
кадра. (Например, я часто использую цветные
фильтры на источниках света/прожекторах
при ночных портретных фото сессиях, что
бы придать более «золотистый» оттенок
коже модели. Ведь намного проще получить
в исходнике максимально приближенный
снимок к идеалу, нежели потратить часы,
правя все в «фотошопе» или «лайтруме»).
Конечно, линейки светофильтров огромны. Можно долго перечислять различные
виды творческих стекляшек, но как я неоднократно
писала, все эти эффекты можно получить
и при помощи графического редактора,
конечно, потратив время, но сэкономив
деньги. Это конечно в первую очередь такие
фильтры, как :
Spot фильтры — имеют специальное отверстие, за счет которого резкость в кадре присутствует только в центре, а края получаются размытыми)
Soft фильтры — смягчают кадр, маскируя мелкие дефекты на лице модели (морщинки, прыщи, пигментные пятна).
Foggilizer фильтр- привносит в кадр некий эффект тумана или дымки.
Diffusion фильтр- применяется в портретной фотографии для «творческого» размытия кадра.
Star фильтр- «звездный». С помощью него создаются милые лучевые звездочки от источников света таких как фонари, огни ночного города.
Close-up фильтр- превращает обычный объектив в «макро».
Список литературы:
http://poisk-podbor.ru/article/articles/svetofil-try-tipy-vybor-i-ispol-zovanie/19.html
http://eslicupilzerkalku.ru/samie-azi/svetofiltry
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.foto.ru/articles/?article_basic_types_filters