Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:38, доклад
Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде "красный цвет огня - цвет первоогня, белый цвет огня - цвет первичных вод, черный цвет огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны". Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).
Цветовая символика в Древней Индии и Китае
В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.
Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.
Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде "красный цвет огня - цвет первоогня, белый цвет огня - цвет первичных вод, черный цвет огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны". Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).
В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три "основных" цвета соответствуют трем гунам или "нитям существования мира" - саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает "бытие", ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.
Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата). Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и красный, богини материнства - красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом. В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного.
Цвет |
Время года |
Стихия, предмет |
Сторона света |
Планета |
Животное символ |
|
Зеленый или синий |
Весна |
Дерево |
Восток |
Юпитер |
Дракон |
|
Красный |
Лето |
Огонь |
Юг |
Марс |
Феникс |
|
Белый |
Осень |
Металл |
Запад |
Венера |
Тигр |
|
Черный |
Зима |
Вода |
Север |
Меркурий |
Черепаха и змея |
|
Желтый |
Конец лета |
Земля |
Центр |
Сатурн |
||
Информация о работе Цветовая символика в Древней Индии и Китае