Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:02, реферат
Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот замечательный человек. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Незаурядным было его литературное дарование: оно проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь», в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно выступал он в качестве дирижера и музыкального критика. И в то же время деятельности Бородина, как и его мировоззрению, была присуща исключительная цельность. Во всем ощущались у него ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни.
Александр Порфирьевич Бородин
(31 октября
(12 ноября) 1833 — 15 (27) февраля 1887) — русский
композитор и учёный-химик.
Александр Порфирьевич Бородин был удивительно
разносторонней личностью. Многими талантами
был наделен этот замечательный человек.
Он вошел в историю и как великий композитор,
и как выдающийся химик — ученый и педагог,
и как активный общественный деятель.
Незаурядным было его литературное дарование:
оно проявилось в написанном им либретто
оперы «Князь Игорь», в собственных текстах
романсов и в письмах. Успешно выступал
он в качестве дирижера и музыкального
критика. И в то же время деятельности
Бородина, как и его мировоззрению, была
присуща исключительная цельность. Во
всем ощущались у него ясность мысли и
широкий размах, прогрессивность убеждений
и светлое, бодрое отношение к жизни.
Начало биографии
Внебрачный сын грузинского князя Луки Степановича Гедианова (Лука Гэдэванишвили) (1771—-1840) из рода князей Имеретинских. Мать — Евдокия Константиновна, урождённая Антонова. При рождении записан как сын крепостного слуги князя — Порфирия Ионова Бородина и его жены Татьяны Григорьевной Бородиной. При рождении сына отцу было 62 года, а матери — 25. Когда Саше было 7 лет, Л. С. Гедианов скончался, перед смертью дав вольную собственному сыну, который до этого был крепостным, и купив для него и его матери четырёхэтажный дом, и выдав её замуж за военного врача Клейнеке. Условности общества заставляли скрывать не только истинного отца, но и мать Саши. Его представляли племянником Евдокии Константиновны, но он знал, что она его мать.
Не имея права поступить для обучения
в гимназию, проходил домашнее
обучение в объёме гимназического курса,
изучал немецкий и французский
языки. Рано проявил музыкальную одарённость,
в 9 лет написав первое
произведение — польку Helen. Первоначально изучал флейту и фортепиано, а в 13 лет - виолончель. В это время им написано первое серьёзное
музыкальное произведение — концерт для
флейты с фортепиано.
В возрасте 10 лет началось увлечение химией, которое возрастало с каждым годом и стало делом всей жизни.
Для получения
высшего образования требовался более
высокий
общественный статус, и Александр был
за мзду записан Тверской казённой
палатой в Новоторжское третьей гильдии
купечество. В 1850 в возрасте
семнадцати лет Александр Бородин поступил
вольнослушателем в
Медико-хирургическую академию.
Медик и химик
В 1858 Военно-медицинский учёный Совет направил А.П.Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод местного водолечебного заведения, основанного в 1841 купцом В.А.Кокоревым. Отчёт о работе был опубликован газетой «Московские ведомости» в 1859 и стал широко известным научным трудом по бальнеологии.
Ученик и ближайший сотрудник Николая Зинина. Работая под руководством знаменитого Н.Н. Зинина, Бородин хотел всецело отдаться занятиям химией, но не мог, потому что состоял ассистентом при кафедре общей патологии и терапии, что отрывало его от занятий химией. Несмотря на это, он с 1856 до 1869 г. напечатал в бюллетенях Петербургской Академии Наук два исследования: 1) "О действии йодистого этила на гидробензамид и амарин и о конституции этих соединений" и 2) "О действии йодистого этила на бензопланилид". Посланный в 1859 г. за границу, он работал в Гейдельберге, Париже и Италии. В Гейдельберге он продолжал работать в том направлении, в котором работал в Петербурге, и напечатал 3) "Исследование некоторых производных бензидина". Затем появляется интересная работа Бородина: 4) "Исследование о действии брома на серебряные соли уксусной, масляной и валериановой кислот"; ему удается таким образом получить бромокислоты и еще другие в высшей степени интересные вещества - именно смешанные ангидриды бромноватистой и жирных кислот. Как только он начал уже разбираться в этом вопросе, появилась подробная работа Шютценбергера о подобных же соединениях хлорноватистой кислоты, вследствие чего Бородин оставил свою работу, предоставив дальнейшее расследование этого вопроса Шютценбергеру. Затем Бородин уже в Италии работает над фтористыми соединениями, и ему первому удалось получить фтористый бензоил, который по своим свойствам оказался вполне аналогичным с хлористым бензоилом. При работах над действием натрия на валериановый альдегид Бородину удалось получить вещество, вызвавшее весьма большой интерес у химиков, именно так называемый альдол, открытый и описанный Wurtz'ом, но, когда Бородин явился в заседание с целью сделать свое сообщение, то увидел только что вышедшую работу Wurtz'а, подробно рассматривавшую вещество, о котором Бородин хотел сделать предварительное сообщение. Кроме этого, Бородиным были исследованы продукты уплотнения альдегидов, предоставившие такие непреодолимые трудности, благодаря которым эти продукты и теперь остаются мало исследованными. Об остальных работах Бородина см. "Журнал русского физико-химического общества" (1888, вып. 4). Бородин напечатал 21 химическое исследование.
Докторскую диссертацию Бородин написал на тему: "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях". Затем молодой ученый был направлен в научную командировку в Европу для научного усовершенствования. В те годы Бородин был знаком со многими из тех, кто позднее составил гордость и славу русской науки: Д.Менделеев, А.Бутлеров, И.Сеченов, и другие. В 1859-1862 годах А.П. Бородин побывал в Германии, Франции, Италии. Посланный в 1859 году за границу, он работал в Гейдельберге, Париже и Италии. В Гейдельберге он продолжал работать в том направлении, в котором работал в Петербурге и напечатал "Исследование некоторых производных бензидина".
Затем появляется интересная работа Бородина "Исследование о действии брома на серебряные соли уксусной, масляной и валериановой кислот"; ему удается таким образом получить бромокислоты и еще другие в высшей степени интересные вещества - именно смешанные ангидриды бромноватистой и жирных кислот.
Как только он начал уже разбираться в этом вопросе, появилась подробная работа Шютценбергера о подобных же соединениях хлорноватистой кислоты, вследствие чего Бородин оставил свою работу, предоставив дальнейшее расследование этого вопроса Шютценбергеру. А вопрос этот потому был интересен, что тут как бы получались кислоты, в которых гидроксильный водород был замещен галлоидом, т.е. соли, в которых вместо металла стоит галлоид. Затем Бородин уже в Италии работает над фтористыми соединениями и ему первому удалось получить фтористый бензоил, который по своим свойствам оказался вполне аналогичным с хлористым бензоилом. Эта работа представляла во 1-х один из первых примеров фтористых органических соединений, а во 2-х показала, что и в сложных углеродистых соединениях фтор является вполне соответствующим другим галлоидам.
Затем Бородин изучал действие натрия на валерьяновый альдегид. Тут ему удалось получить вещество, которое в свое время вызвало весьма большой интерес у химиков, именно так назван альдол, открытый и описанный Wurtz'oм, но когда Бородин явился в заседание с целью сделать свое сообщение, то увидел только что вышедшую работу Wurtz'a, подробно рассматривавшую вещество, о котором Бородин хотел сделать предварительное сообщение.
Кроме этого, Бородиным были исследованы продукты уплотнения альдегидов, представившие такие непреодолимые трудности, благодаря которым эти продукты долга оставались мало исследованными. Об остальных работах Бородина см. "Жур. русс. физ. хим. общ." (1888 г. вып. 4). Бородин напечатал 21 химическое исследование.
Подводя итоги всему вышеприведенному не трудно видеть, что репутация одного из самых крупных ученых была вырвана у Бородина, можно сказать, из рук; если бы остались за ним альдол Wurtz'a, ангидриды Шютценбергера, прибавься они к его исследованиям над фтористыми соединениями и продуктами уплотнения альдегидов, имя Бородина в химии стояло бы наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Зап. Европы. Когда Бородина спросили отчего он уступил Wurtz'y исследование альдолов, он вздохнул и сказал: - "моя лаборатория еле существует на те средства, который имеются в ее распоряжении, у меня нет ни одного помощника, между тем как Wurtz имеет огромные средства и работает в 20 рук, благодаря тому, что не стесняется заваливать своих лаборантов черной работою". Каждый русский ученый поймет глубокую правду и гуманность этих слов.
Почти сразу же по приезду
в немецкий город Гейдельберг Бородин
подружился с талантливыми молодыми химиками
В.Савичем, В. Олевинским, Д.Менделеевым.
Дружба Бородина и Менделеева сохранилась
на всю жизнь. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге
протекала в напряженной научной работе.
А вечерами они собирались у кого-либо
из друзей и слушали музыку. Нередко всей
компанией, несмотря на скромный материальный
достаток, ездили в ближайшие города на
концерты и оперные спектакли.
В 1868 году становится членом-учредителем Русского химического общества. Бородин — автор более 40 работ по химии.
Наиболее известные работы:
Общественный деятель.
Огромная заслуга А.П.Бородина в создании
и развитии возможностей
получения высшего образования в Росиии
для женщин. Он один из основных
организаторов и педагогов (1872 — 1887) Женских врачебных курсов. Более горячего и деятельного поборника
женского образования трудно было найти.
Для него это было "sancta sanctorum", ради
защиты которого он готов был жертвовать
всем. В истории развития высшего женского
образования в России имя Бородина должно
бесспорно занимать одно из первых мест.
Недаром же на могилу его был возложен
серебряный венок с надписью: "Основателю,
охранителю, поборнику женских врачебных
курсов, опоре и другу учащихся - от женщин
врачей десяти курсов 1872 - 1887".Эта надпись
стоит памятника.
Молодые годы Бородина пришлись на время
подъёма демократических движений в России
1860-х, он активно участвовал в общественных
процессах, его музыка сыграла значительную
роль в мировом признании русской культуры.
Много сил Бородин отдавал работе со студентами,
особенно это проявилось в помощи преследуемым
во время реакции после убийства царя
Александра II.
Композитор
Молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепьянных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепьянное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой.
Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился
с молодой московской пианисткой Екатериной
Сергеевной Протопоповой. Прекрасная
исполнительница музыки Шопена, Шумана,
Листа, она открыла для Бородина еще неведомый
ему мир композиторов-романтиков. А потом,
когда по состоянию здоровья Екатерине
Сергеевне понадобился срочный переезд
в Италию, Бородин сопровождал ее на правах
жениха. Это был счастливейший год в его
жизни: занятия в лаборатории у известного
итальянского ученого, частые посещения
концертов и оперных спектаклей. И, наконец,
большое чувство к талантливой пианистке,
которое, по его словам, "служило солнцем,
освещавшим и согревавшим весь итальянский
пейзаж". В Италии Бородин создает одно
из лучших своих камерных сочинений - Фортепьянный
квинтет.
Вскоре состоялась
их свадьба. Когда молодожены в 1862 году
вернулись в Петербург, Бородин занял
должность адъюнкт-профессора по кафедре
химии в Медико-хирургической академии,
а в 1864 году стал ординарным профессором
той же кафедры. В 1874 году А.П. Бородин назначен
руководителем химической лаборатории,
а в 1877 году избран академиком Медико-хирургической
академии. Одновременно, с 1863 года Бородин
был профессором Лесной академии (кафедра
химии), в 1868 году он - один из членов-учредителей
Русского Химического общества.
Эта служба
требовала от молодого ученого много сил
и времени. Несмотря на усиленные занятия
наукой, Бородин никогда не оставлял музыки.
Решающим в его музыкальной биографии
стал 1862 год. Вскоре по возвращении из-за
границы Бородин посетил своего коллегу
и друга М.П. Боткина, в доме которого устраивались субботние
вечера, проводимые за дружеской беседой.
На одной из таких "суббот" произошло
событие, определившее во многом дальнейшую
жизнь Бородина, - встреча его с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным
под именем Новой русской школы или "Могучей
кучки"), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского.
Знакомство
и общение с руководителем "Могучей
кучки" и с членами этого кружка утвердило
в молодом ученом более серьезное отношение
к своему композиторскому дарованию. После
первого же месяца общения с Балакиревым
"Александр Порфирьевич окончательно
переродился музыкально, - вспоминала
Протопопова, - вырос на две головы, приобрел
то в высшей степени оригинально-бородинское,
чему неизменно приходилось удивляться
и восхищаться, слушая с этих пор его музыку".
Балакирев первым разгадал необыкновенную
одаренность Бородина, внушил ему мысль
о необходимости создания Первой симфонии.
Работа над этой симфонией протекала под
непосредственным руководством Балакирева
и продолжалась около пяти лет. Конечно
же, столь большой срок определялся не
медлительностью композитора. Сочинял
он довольно быстро, всецело отдаваясь
творчеству. Но такие дни, когда имел возможность
сочинять, выпадали крайне редко. Музыка
не оставляла ученого - она звучала в его
душе даже во время лекций. Но бывало и
иначе: дома, во время беседы с друзьями-музыкантами,
он вдруг вскакивал, бежал в лабораторию.
Химия и музыка безраздельно царили в
его душе.
Первая
симфония создавалась урывками, тем не
менее она поражает своей гармоничной
цельностью, стройностью. В ней уже определенно
проступают основные черты бородинского
стиля - музыка его полна контрастными
и вместе с тем неуловимо сходными образами
то могучей силы, твердости духа, то душевной
мягкости, ласковой нежности. Окончание
Первой симфонии затянулось ввиду загруженности
композитора научной, преподавательской
и издательской деятельностью, однако
в 1867 году симфония была все-таки закончена,
а в 1869 году исполнена под управлением
Балакирева.
Информация о работе Александр Порфирьевич Бородин — русский композитор и учёный-химик