Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:51, реферат
Очистка избирательными растворителями является основным процессом традиционной (сольвентной) технологии производства нефтяных масел. Она предназначена для удаления из масляных дистиллятов и деасфальтизатов смолистых веществ и полициклических ароматических и нафтено-ароматических углеводородов с короткими боковыми цепями, а также серосодержащих и металлорганических соединений. В этом процессе закладываются такие важнейшие характеристики масел как вязкостно-температурные свойства и стабильность против окисления [13].
Современный этап развития экономики развитых стран мира характеризуется высокими темпами роста наукоёмких производств, среди которых наиболее важное место в нефтеперерабатывающей промышленности отводится высококачественным смазочным маслам с присадками. Последнее во многом связано с их функциональными особенностями и ролью в реализации ресурсосбережения и экологических программ. По оценкам западных специалистов, за последние 40 лет почти в 20 раз увеличилась нагрузка на моторные масла, определяемая отношением мощности двигателя к объёму использованного масла.
Связав своё развитие с автомобильным транспортом, производство высококачественных моторных и других масел превратилось в объект большого бизнеса. К нему привлечено внимание крупных транснациональных нефтяных компаний (Exxon, Mobil, Shell, British Petroleum и др.), которые контролируют рынки их сбыта в различных регионах и странах мира. В то же время это производство как ни одно другое в нефтеперерабатывающей промышленности находится в постоянной динамике, требующей огромных инвестиций.
Технология смазочных масел включает несколько самостоятельных звеньев – производство базовых масел, присадок, их композиций и пакетов, компаундирование базовых масел и присадок. В настоящее время в мире насчитывается 175 нефтеперерабатывающих заводов по выработке базовых масел, производство присадок сосредоточено в 15 крупных компаниях, компаундированием базовых основ и присадок занимается 2000 предприятий и получением пластичных смазок – 400. Единичная мощность установок компаундирования составляет от 100 до 150 тыс. т/год, тогда как мощности заводов по производству присадок – от 50 до 100-120 тыс. т/год [1].
Моторное масло является важным элементом конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в узлах трения двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла – одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей.
Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых следующие [2]: высокие моющая, диспергирующе-стабилизирующая и солюбилизирующая способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя; высокая термическая и термоокислительная стабильность, что позволяет использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере; достаточные противоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостью при высокой температуре, способностью химически модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла; отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя; стойкость к старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальным ухудшением свойств; пологость вязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска, прокачиваемости при холодном пуске и надежного смазывания в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды; совместимость с материалами уплотнений; высокая стабильность при транспортировании и хранении; малая вспениваемость при высокой и низкой температурах; малая летучесть, определяющая экологичность масел.
Применение смазочных масел с эффективными присадками обусловливает длительную и безотказную работу энергетических установок, технологического оборудования, средств транспорта. Присадки выполняют в маслах три основные функции: восстанавливают свойства масел, утраченные или ослабленные в процессах очистки; улучшают первоначальные свойства масляной основы; придают маслам новые свойства, которыми масла первоначально не обладали. Для улучшения качества масел применяют присадки различного функционального действия [2]: антиокислительные и противокоррозионные; детергентно-диспергирующие; противоизносные и противозадирные; вязкостные; депрессорные; защитные присадки и ингибиторы коррозии; многофункциональные присадки.
Как правило, современные многофункциональные пакеты присадок содержат примерно 40-50% беззольных дисперсантов (полиизобутиленовые сукцинимиды, сложные эфиры), 30-40% детергентов (салицилаты, сульфонаты, фенаты), от 1 до 10% противоизносных присадок (дитиофосфаты цинка). В них могут вводиться до 10% присадок других типов (антиокислительных, антикоррозионных, модификаторов трения, антипенных и т.д.), а также до 5% масляного разбавителя [3].
В настоящее время производство нефтяных масел в мире характеризуется двумя основными тенденциями: ухудшением качества нефтей; постоянным повышением требований к качеству базовых масел.
Очевидно, что для обеспечения оптимального химического состава масел необходимо обеспечивать оптимальный режим процессов их производства, с учётом возможной модернизации существующих технологий и разработки новых перспективных технологий.
При получении масел по традиционной технологии, включающей процессы деасфальтизации, селективной очистки, депарафинизации и доочистки, на каждой стадии может быть проведена интенсификация процесса за счёт реконструкции аппаратов (использование эффективных тарелок или насадок в колоннах, внедрение новых фильтров и др.) и применения новых избирательных растворителей, а также добавок. Так, за рубежом, а в последнее время и в СНГ, установки фенольной очистки масел заменяются на очистку N-метилпирролидоном [4]. Это объясняется высокой токсичностью фенола, а также его низкой избирательностью и высокой растворяющей способностью, которые не позволяют обеспечить получение качественных моторных масел с достаточно высоким выходом от потенциала.
В области производства нефтяных масел всё большее применение находят каталитические процессы, протекающие в среде водорода (гидрогенизационные процессы). Базовые масла II и III групп по API, получаемые с использованием таких процессов, в целом обладают лучшими экологическими и эксплуатационными характеристиками и обеспечивают более надежное обслуживание оборудования по сравнению с маслами I группы, которые производят по традиционной технологии. Основное назначение гидрокаталитической переработки масляного сырья – превращение смол, гетероорганических, ароматических и нормальных парафиновых углеводородов в компоненты, улучшающие эксплуатационные свойства масел и позволяющие, с одной стороны, компенсировать ухудшение качества перерабатываемой на НПЗ нефтесмеси, а с другой, гибко реагировать на конъюнктуру рынка [5].
Несмотря на широкое внедрение гидрогенизационных процессов при получении нефтяных масел, постоянно возрастающие требования к маслам и присадкам могут быть удовлетворены только путём применения для их производства и синтетических продуктов [6].
Целью данного курсового проекта является проектирование маслоблока нефтеперерабатывающего завода мощностью 500 тыс. тонн базовых масел в год с индексом вязкости не менее 95 и температурой застывания не выше -20°С, также в поточной схеме маслоблока необходимо предусмотреть установку очистки селективными растворителями.
Для производства базовых масел выбрана западно-сургутская нефть валанжинского яруса, горизонта БХ. Этот выбор обусловлен следующими причинами:
Выбор технологической схемы первичной и последующей переработки нефти в большой степени зависит от её качества. Основные показатели качества западно-сургутской нефти представлены в таблице 1, которая составлена с помощью справочной литературы [8].
Таблица 1 – Показатели качества западно-сургутской нефти
Показатели |
Единицы измерения |
Значение показателя |
Плотность нефти при 20ºС |
кг/м3 |
880,6 |
Молярная масса нефти |
кг/кмоль |
312 |
Кинематическая вязкость нефти: при 20°С при 50°С |
мм²/с мм²/с |
45,65 11,52 |
Давление насыщенных паров при 38°С |
кПа |
13,87 |
Содержание в нефти: серы |
% масс. |
1,73 |
азота |
% масс. |
0,16 |
смол силикагелевых |
% масс. |
13,5 |
смол сернокислотных |
% масс. |
5,6 |
асфальтенов |
% масс. |
2,9 |
Парафин: содержание температура плавления |
% масс. °С |
2,04 52 |
Коксуемость |
% масс. |
4,91 |
Зольность |
% масс. |
0,02 |
Выход фракции: до 200°С° до 350°С |
% масс. % масс. |
17,0 40,0 |
Выход суммы базовых масел с индексом вязкости более или равным 85 и с температурой застывания не более минус 15°С |
% масс.
|
28,4 |
на основании данных таблицы 1 можно заключить, что получать узкие масляные фракции из западно-сургутской нефти выгодно, т.к. выход базовых масел на мазут (выше 350°С) составляет:
где 28,4 – выход базовых масел на нефть, % масс.;
(100 – 40) – выход мазута (выше 350°С) на нефть, % масс.
Нефть считается пригодной для получения битумов, если выполняется неравенство:
где А – содержание асфальтенов в нефти, % масс.;
СС – содержание силикагелевых смол, % масс.;
П – содержание парафинов, % масс.
Подставив в неравенство значения А, СС и П, представленные в таблице 1, получим:
Таким образом, западно-сургутская нефть является пригодной для получения битумов.
ГОСТ Р51858 – 2002 включает классификацию нефти как товар, как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Согласно ГОСТ Р51858 – 2002 нефть подразделяется на 4 класса по содержанию серы, 5 типов по плотности, 3 группы по степени подготовки и 3 вида в зависимости от содержания сероводорода H2S и легких меркаптанов.
На основании вышеприведенных табличных данных и СТБ ГОСТ Р51858 – 2002 с целью выбора направления дальнейшей переработки западно-сургутская нефти может быть присвоен следующий шифр: 2.3.2.2.
На рисунке 1 изображена кривая ИТК западно-сургутской нефти, построенная при помощи данных из справочной литературы [8], необходимая в дальнейшем для определения потенциального содержания в нефти некоторых фракций.
Западно-сургутская нефть относится к типу Urals, т.к. плотность её более 845 кг/м³. Исходя из значений показателей качества нефти, можно заключить, что цена её на рынке, вероятно, является невысокой с учётом того, что нефть сернистая, относится к типу Urals и содержание наиболее ценных светлых фракций в ней небольшое.
Предварительный анализ показателей качества нефти показывает, что для выполнения всех указанных требований, схема маслоблока обязательно должна включать гидрогенизационные процессы, чтобы обеспечить получение базовых масел II и III группы по API, которым соответствуют масла с индексом вязкости более 120 и с содержанием сернистых соединений менее 0,03 % масс [10].
2 ГРУППОВОЙ СОСТАВ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МАСЛЯНЫХ ПОГОНОВ И БАЗОВЫХ МАСЕЛ
Для определения способа переработки вакуумных дистиллятов и остатка, а также для составления поточной схемы маслоблока необходим анализ их структурно-группового состава и свойств.
Характеристика вакуумных дистиллятов и остатка (выше 490ºС) западно-сургутской нефти приведена в таблице 2.1, составленной с помощью справочной литературы [8].
Таблица 2.1 – Характеристика вакуумных дистиллятов и остатка выше 490ºС
Фракция |
Выход, % масс. |
Плотность при 20°С, кг/м3 |
Вязкость при 100°С, мм2/с |
ИВ |
Температура застывания, °С |
Содержание серы, % масс. | |
на фракцию |
на нефть | ||||||
ФРАКЦИЯ 350 – 400°С | |||||||
Фракция 350 – 400°С |
100,0 |
8,7 |
885,5 |
3,00 |
– |
11 |
1,43 |
Нафтено-парафиновые углеводороды |
45,5 |
4,0 |
835,6 |
2,91 |
101 |
минус 26 |
– |
Нафтено-парафиновые и I группа ароматических углеводородов |
60,8 |
5,3 |
856,0 |
2,98 |
93 |
минус 27 |
1,59 |
Нафтено-парафиновые, I, II, III группы ароматических углеводородов |
84,6 |
7,4 |
886,8 |
3,14 |
89,5 |
минус 40 |
1,87 |
I группа ароматических углеводородов |
15,3 |
1,3 |
908,6 |
3,42 |
– |
минус 29 |
– |
II и III группы ароматических углеводородов |
23,8 |
2,1 |
968,4 |
22,32 |
– |
минус 32 |
– |
ФРАКЦИЯ 400 – 450°С | |||||||
Фракция 400 – 450°С |
100,0 |
7,3 |
910,9 |
5,31 |
– |
23 |
1,89 |
Нафтено-парафиновые углеводороды |
39,4 |
2,9 |
856,2 |
4,80 |
115 |
минус 22 |
– |
Нафтено-парафиновые и I группа ароматических углеводородов |
57,4 |
4,2 |
870,6 |
5,10 |
96 |
минус 24 |
1,02 |
Нафтено-парафиновые, I и II группы ароматических углеводородов |
73,3 |
5,4 |
894,1 |
5,60 |
85 |
минус 27 |
– |
Нафтено-парафиновые, I, II, III группы ароматических углеводородов |
81,0 |
5,9 |
902,7 |
5,80 |
82,5 |
минус 28 |
2,02 |
I группа ароматических углеводородов |
18,0 |
1,3 |
917,0 |
6,12 |
– |
минус 26 |
– |
II и III группы ароматических углеводородов |
23,6 |
1,7 |
982,0 |
6,38 |
– |
минус 28 |
– |
ФРАКЦИЯ 450 – 490°С | |||||||
Фракция 450– 490°С |
100,0 |
5,6 |
927,0 |
7,23 |
– |
29 |
2,27 |
Нафтено-парафиновые углеводороды |
35,8 |
2,0 |
858,0 |
6,66 |
107 |
минус 20 |
– |
Нафтено-парафиновые и I группа ароматических углеводородов |
54,6 |
3,1 |
880,8 |
6,94 |
91 |
минус 22 |
1,38 |
Нафтено-парафиновые, I и II группы ароматических углеводородов |
65,1 |
3,7 |
896,4 |
7,40 |
85 |
минус 24 |
– |
Нафтено-парафиновые, I, II, III группы ароматических углеводородов |
84,8 |
4,7 |
922,8 |
8,56 |
73 |
минус 25 |
2,54 |
I группа ароматических углеводородов |
18,8 |
1,1 |
921,3 |
8,23 |
– |
минус 24 |
– |
II и III группы ароматических углеводородов |
30,2 |
1,6 |
998,8 |
15,56 |
– |
минус 26 |
– |
ОСТАТОК ВЫШЕ 490°С | |||||||
Остаток выше 490°С |
100,0 |
38,4 |
982,4 |
36,08 |
– |
26 |
3,10 |
Нафтено-парафиновые углеводороды |
8,5 |
3,3 |
879,0 |
17,01 |
106 |
минус 18 |
0,14 |
Нафтено-парафиновые и I группа ароматических углеводородов после депарафинизации |
23,2 |
8,9 |
902,0 |
20,73 |
91 |
минус 18 |
1,24 |
Нафтено-парафиновые, I и II группы ароматических углеводородов |
30,9 |
11,9 |
916,0 |
25,31 |
85 |
минус 16 |
1,52 |
Нафтено-парафиновые, I, II, III группы ароматических углеводородов |
49,2 |
18,9 |
937,4 |
39,27 |
72 |
минус 15 |
2,44 |
I группа ароматических углеводородов |
14,7 |
5,6 |
915,3 |
23,77 |
– |
минус 18 |
– |
II группа ароматических углеводородов |
7,7 |
3,0 |
960,8 |
62,94 |
– |
минус 7 |
– |
III группа ароматических углеводородов |
18,3 |
7,0 |
1003,4 |
216,8 |
– |
0 |
– |
Информация о работе Выбор и обоснование технологической схемы установки