Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:50, курсовая работа
Галогены (от греч. halos - соль и genes - рождающий, рождённый) находятся в главной подгруппе VII группы периодической системы химических элементов.
К галогенам относят фтор, хлор, бром, иод и астат.
На наружном энергетическом уровне атомов галогенов находятся семь электронов:до восьми электронов (октета) на наружном энергетическом уровне, т.е. до устойчивого состояния атомов, характерного для благородных газов, атомам галогенов недостаёт по одному электрону. К тому же атомы галогенов по сравнению с атомами металлов того же периода обладают большим зарядом ядра, меньшим атомным радиусом и имеют по одному неспаренному электрону.
в) Налейте в пробирку раствор перманганата калия, подкислите его серной кислотой и добавьте пероксид водорода. Как меняется цвет раствора? Как изменилась степень окисления атома марганца? Какие свойства проявляет пероксид водорода в этой реакции?
Реакция протекает по схеме:
2KMnO4 +H2O2 + H2SO4 → MnSO4 + K2SO4 + O2…
Опыт 5. Восстановительные свойства галогеноводородов
и галогенидов
В три пробирки внести по 4 - 5 капель раствора FeCl3 и по 2 - 3 капли разбавленного (одномолярного) раствора серной кислоты. Добавить по 3 - 4 капли растворов KI (первая пробирка), KBr (вторая) и KCl (третья пробирка). По изменению окраски раствора определить, в какой пробирке произошло восстановление FeCl3 до FeCl2 и окисление галогенид-иона. Написать уравнение реакции. Сравнивая окислительно-восстановительные потенциалы галогенид-ионов с потенциалом полуреакции:
Fe 3+ + е = Fe 2+ ; ϕ0 = 0,77 B,
объяснить результаты опыта.[8]
Опыт 6. Окислительные свойства бромной воды
Реактивы. Бромная вода Br2(р), разбавленный водный раствор сульфата хрома(III)-калия KCr(SO4)2, водный (5–10%-ный) раствор гидроксида калия KOH.
Посуда и приборы. Большая пробирка или химический стакан, коническая колба емкостью 50 мл с пришлифованной стеклянной пробкой для бромной воды, стеклянная палочка.
Описание опыта. В пробирку наливают 5 мл раствор сульфата хрома(III)-калия, добавляют по каплям раствор гидроксида калия. При этом из первоначально фиолетового раствора выпадает серо-зеленый осадок гидроксида хрома:
Cr2(SO4)3 + 6 KOH = 2 Cr(OH)3¯ + 3 K2SO4
который при дальнейшем добавлении гидроксида калия переходит в раствор зеленого цвета согласно реакции:
Cr(OH)3 + 3 KOH = K3[Cr(OH)6]
Затем приливают бромную воду и нагревают реакционную смесь. Наблюдают, как зеленый цвет раствора сменяется желтым:
2 K3[Cr(OH)6] + 3 Br2(р) + 4 KOH = 2 K2CrO4 + 6 KBr + 8 H2O
Под действием сильного окислителя
(стандартный потенциал
Опыт 7. Взаимодействие алюминия с иодом
Реактивы. Алюминиевая пыль Al, кристаллический иод I2, дистиллированная вода.
Посуда и приборы. Железная или асбестовая пластинка на треножнике или на кольце штатива, фарфоровая ступка, фарфоровая чашка, стеклянная пипетка, шпатель.
Описание опыта. Кристаллический иод растирают в ступке, смешивают с сухой алюминиевой пылью в объемном отношении 1:1, переносят полученную смесь в фарфоровую чашку, или на железную или асбестовую пластинку и укладывают ее небольшой горкой, на вершине которой делают ямку. В эту ямку пипеткой вносят 5- 6 капель дистиллированной воды, которая активирует окислительно-восстановительную реакцию
2 Al + 3 I2 = 2 AlI3; D H° 298 = - 616 кДж
Взаимодействие сопровождается большим тепловыделением, так что наблюдается вспышка смеси и выделение фиолетовых паров иода.
Примечание. Опыт проводится под тягой или с использованием стеклянного колокола большого объема. Если после добавления воды реакция не начинается в течение 3–5 мин, это означает, что частицы алюминия при долгом хранении на воздухе покрылись пленкой оксида алюминия. В этом случае можно добиться начала реакции алюминия с иодом, вводя из капельницы в смесь 2–3 капли соляной кислоты. [14][11]
Опыт 8. Оксид иода(V) и иодноватая кислота
Реактивы. Оксид иода(V) I2O5, дистиллированная вода, водные (10%-ные) растворы иодида калия KI и гидроксида калия KOH, разбавленная (10%-ная) серная кислота, раствор универсального индикатора.
Посуда и приборы. Химический стакан емкостью 250–400 мл, стеклянная палочка, шпатель, капельница для раствора индикатора, фильтровальная бумага.
Описание опыта. В стакан с водой при перемешивании добавляют с помощью шпателя немного белого порошка оксида иода(V). Растворение и взаимодействие I2O5 с водой приводит к образованию иодноватой кислоты HIO3:
I2O5 + H2O = 2 HIO3
Каплю полученного раствора с помощью стеклянной палочки наносят на полоску фильтровальной бумаги, смоченной раствором универсального индикатора. Иодноватая кислота в водной среде подвергается необратимому протолизу:
HIO3 + H2O = IO3- + H3O+
Индикатор приобретает розовый цвет, среда сильнокислотная.
Затем по стеклянной палочке в стакан осторожно приливают раствор иодида калия. Если перемешать жидкость, то вся становится коричневой за счет образования растворимого полииодоиодатного комплекса:
6 HIO3 + 8 KI = 3 K[I(I)2] + 5 KIO3 + 3 H2O
При добавлении небольшого количества оксида иода(V) коричневая окраска исчезает и появляются кристаллы иода:
3 I2O5 + 3 H2O + 5 K[I(I)2] = 8 I2 + 5 KIO3 + 3 H2O
После отстаивания аккуратно сливают раствор с осадка иода, а затем при перемешивании небольшими порциями добавляют в стакан раствор гидроксида калия до исчезновения окраски.
В результате реакции дисмутации происходит химическое растворение выделившегося иода:
3I2 + 6KOH = KIO3 + 5KI + 3 H2O
Если добавить в полученный бесцветный раствор серную кислоту, то снова появляется интенсивное коричневое окрашивание. Это результат реакции конмутации:
8 KI + KIO3 + 3 H2SO4= 3 K[I(I)2] + 3 K2SO4 + 3 H2O
В щелочной среде значения разности стандартных потенциалов D j ° электронно-ионных полуреакций дисмутации иода отвечают критерию самопроизвольного протекания ОВР:
I2 + 2 e- = 2 I- j ° = 0,535 B
I2 + 12 OH- - 1e- = 2 IO3- + 6 H2O ; j ° = 0,196 B
D j ° = 0,535 - 0,196 = 0,339 B (больше нуля)
Для электронно-ионных полуреакций, протекающих в кислотной среде, значение разности стандартных окислительно-восстановительных потенциалов D j ° для реакции конмутации тоже больше нуля:
2 I- - 2 e- = I2; j ° = 0,535 B
2 IO3- + 12 H+ + 10 e- = I2 + 6 H2O; j ° = 1,192 B
D j ° = 1,192 - 0,535 = 0,657 B,
что может служить критерием самопроизвольного протекания ОВР в стандартных условиях .[11][14]
Заключение
В заключение несколько слов о галогенах как об элементах в клетках нашего организма.
Фтор-постоянно входит в состав животных и растительных тканей; микроэлементов. В виде неорганических соединений содержится главным образом в костях животных и человека - 100-300 мг/кг; особенно много фтора в зубах. Кости морских животных богаче фтором по сравнению с костями наземных. Поступает в организм животных и человека преимущественно с питьевой водой, оптимальное содержание фтора в которой 1-1,5 мг/л. При недостатке фтора у человека развивается кариес зубов, при повышенном поступлении - флюороз. Высокие концентрации ионов фтора опасны ввиду их способности к ингибированию ряда ферментативных реакций, а также к связыванию важных в биологическом отношении элементов (Р, Са, Мg и др.), нарушающему их баланс в организме. Органические производные фтора обнаружены только в некоторых растениях (например, в южноафриканском Dicha petalum cymosum). Основные из них - производные фторуксусной кислоты, токсичные как для других растений, так и для животных. Биологическая роль изучена недостаточно. Установлена связь обмена фтора с образованием костной ткани скелета и особенно зубов. Необходимость фтора для растений не доказана.
Xлор - один из биогенных элементов, постоянный компонент тканей растений и животных. Содержание хлора в растениях (много хлора в галофитах) - от тысячных долей процента до целых процентов, у животных - десятые и сотые доли процента. Суточная потребность взрослого человека в хлоре, (2 - 4 г) покрывается за счёт пищевых продуктов. С пищей хлор поступает обычно в избытке в виде хлорида натрия и хлорида калия. Особенно богаты хлором хлеб, мясные и молочные продукты. В организме животных хлор - основное осмотически активное вещество плазмы крови, лимфы, спинномозговой жидкости и некоторых тканей. Играет роль в водно-солевом обмене, способствуя удержанию тканями воды. Регуляция кислотно-щелочного равновесия в тканях осуществляется наряду с другими процессами путём изменения в распределении хлора между кровью и другими тканями, хлор участвует в энергетическом обмене у растений, активируя как окислительное фосфорилирование, так и фотофосфорилирование. Xлор положительно влияет на поглощение корнями кислорода. Xлор необходим для образования кислорода в процессе фотосинтеза изолированными хлоропластами. В состав большинства питательных сред для искусственного культивирования растений хлор не входит. Возможно, для развития растений достаточны весьма малые концентрации хлора.(6)
Бром - постоянная составная часть тканей животных и растений. Наземные растения содержат в среднем 7*10-4% брома на сырое вещество, животные 10-4%. Бром найден в различных секретах (слезах, слюне, поте, молоке, желчи). В крови здорового человека содержание брома колеблется от 0,11 до 2,00 мг%. С помощью радиоактивного брома (82Br) установлено избирательное поглощение его щитовидной железой, мозговым слоем почек и гипофизом. Введённые в организм животных и человека бромиды усиливают концентрацию процессов торможения в коре головного мозга, содействуют нормализации состояния нервной системы, пострадавшей от перенапряжения тормозного процесса. Одновременно, задерживаясь в щитовидной железе, бром вступает в конкурентные отношения с иодом, что влияет на деятельность железы, а в связи с этим - и на состояние обмена веществ.(6)
Иод - необходимый для животных и человека микроэлемент. В почвах и растениях таежно-лесной нечерноземной, сухостепной, пустынной и горных биогеохимических зон. Иод содержится в недостаточном количестве или не сбалансирован с некоторыми другими микроэлементами (Со, Мn, Сu); с этим связано распространение в этих зонах эндемического зоба. Среднее содержание иода в почвах около 3*10-4%, в растениях около 2*10-5%. В поверхностных питьевых водах иода мало (от 10-7 до 10-9%). В приморских областях количество иода в 1 м3 воздуха может достигать 50 мкг, в континентальных и горных - составляет 1 или даже 0,2 мкг.
Поглощение иода растениями зависит от содержания в почвах его соединений и от вида растений. Некоторые организмы (так называемые концентраторы иода, например морские водоросли - фукус, ламинария, филлофора, накапливают до 1% иода, некоторые губки - до 8,5% (в скелетном веществе спонгине). Водоросли, концентрирующие иод, используются для его промышленного получения. В животный организм иод поступает с пищей, водой, воздухом. Основной источник иода - растительные продукты и корма. Всасывание иода происходит в передних отделах тонкого кишечника. В организме человека накапливается от 20 до 50 мг иода, в том числе в мышцах около 10 - 25 мг, в щитовидной железе в норме 6 - 15 мг. С помощью радиоактивного иода (131I и 125I) показано, что в щитовидной железе иод накапливается в митохондриях эпителиальных клеток и входит в состав образующихся в них дииод- и моноиодтирозинов, которые конденсируются в гормон тетраиодтиронин (тироксин). Выделяется иод из организма преимущественно через почки (до 70 - 80%), молочные, слюнные и потовые железы, частично с жёлчью.
В различных биогеохимических провинциях содержание иода в суточном рационе колеблется (для человека от 20 до 240 мкг, для овцы от 20 до 400 мкг). Потребность животного в иода зависит от его физиологического состояния, времени года, температуры, адаптации организма к содержанию иода в среде. Суточная потребность в иоде человека и животных - около 3 мкг на 1 кг массы (возрастает при беременности, усиленном росте, охлаждении). Введение в организм иода повышает основной обмен, усиливает окислительные процессы, тонизирует мышцы, стимулирует половую функцию.
В связи с большим или меньшим недостатком иода в пище и воде применяют иодирование поваренной соли, содержащей обычно 10 - 25 г йодистого калия на 1 тонну соли. Применение удобрений, содержащих иод, может удвоить и утроить его содержание в сельскохозяйственных культурах.(6)(14)
Литература:
1. Ахметов Н.С. Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 175 с.: ил.
2. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.: ил.
3. Габриелян О.С. Химия 8-9 классы: метод. пособие. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001. - 128 с.
4. Ерошин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1989. - 176 с.: ил.
5. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1986. - 273 с.
6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - 158 с.: ил.