Реферат по химии
Каталитический крекинг
Подготовил ученик 10 «А» класса МБУ школы
87
Бабаев Елвин
Каталитический крекинг — термокаталитическая
переработка нефтяных фракций с целью
получения компонента высокооктанового бензина, легкого газойля
и непредельных жирных газов.
Каталитический крекинг
— один из важнейших процессов, обеспечивающих
глубокую переработку нефти. Внедрению
каталитического крекинга в промышленность
в конце 30-х гг. 20 в. (США) способствовало
создание эффективного с большим сроком
службы катализатора на основе алюмосиликатов
(Э. Гудри, 1936 г). Основное достоинство процесса
— большая эксплуатационная гибкость:
возможность перерабатывать различные
нефтяные фракции с получением высокооктанового
бензина и газа, богатого пропиленом, изобутаном
и бутенами; сравнительная легкость совмещения
с другими процессами, например, с алкилированием, гидрокрекингом, гидроочисткой, адсорбционной
очисткой, деасфальтизацией и т. д. Такой
универсальностью объясняется весьма
значительная доля каталитического крекинга
в общем объёме переработки нефти.
Сырьё
В настоящее
время сырьем каталитического крекинга
служит вакуумный газойль — прямогонная
фракция с пределами выкипания 350—500°С.
Конец кипения определяется, в основном,
содержанием металлов и коксуемостью
сырья, которая не должна превышать 0,3 %.
Фракция подвергается предварительной гидроочистке для удаления
сернистых соединений и снижения коксуемости.
Также у ряда компаний (UOP, IFP) имеется ряд
разработанных процессов каталитического
крекинга тяжелых фракций — например,
мазута (с коксуемостью до 6-8 %). Так же в
качестве сырья используют остаток гидрокрекинга, в качестве
компонентов сырья возможно использование
деасфальтизатов, петролатумов, фильтратов
обесмасливания гачей .
Условия процесса
Кратность циркуляции катализатора
к сырью — 10:1 (для установок с лифт-реактором),
Температура — 510—540 °C, Давление — 0,5-2 атм
Температура — 650—730 °C, Давление —
1-3 атм
Катализатор
На установках прошлого
поколения использовался аморфный шариковый
катализатор. Представляет собой шарики
3-5 мм с площадью поверхности 200 м²/гр.
В настоящее время
используется цеолитсодержащий микросферический
катализатор (размер частиц 35-150 мкм). Площадь
поверхности 300-400 м²/гр. Он представляет
собой крекирующий цеолитный компонент,
нанесенный на аморфную алюмосиликатную
матрицу. Содержание цеолита не превышает 30%. В качестве
цеолитного компонента используется ультрастабильный
цеолит Y, иногда с добавками цеолита ZSM-5
для увеличения выхода и октанового числа
бензина. Ряд компаний при приготовлении
катализатора также вводят в цеолит редкоземельные
металлы. В катализаторе крекинга также
содержатся добавки, уменьшающие истирание
катализатора, а также промоторы дожига СО, образующегося в регенераторе
при выжиге кокса, до СО2.
Типы реакторов
Различают установки по организации
процесса:
Периодические (реакторы Гудри).
Через нагретый стационарный слой катализатора
пропускают сырье и после того как он закоксуется
реактор ставят на регенерацию;
Непрерывной регенерации. Из
реактора выводится закоксованный катализатор,
с поверхности которого выжигается кокс
в отдельном аппарате и возвращается в
реактор. После регенерации катализатор
сильно нагрет, чего хватает для процесса
крекинга, поэтому процесс каталитического
крекинга не нуждается в подводе внешнего
тепла.
Установки непрерывной регенерации
подразделяются:
Реакторы с движущимся слоем
катализатора. Слой шарикового катализатора
движется сверху вниз по реактору навстречу
поднимающимся парам сырья. При контакте
происходит крекинг, катализатор через
низ отправляется на регенерацию, продукты
на разделение. Регенерация протекает
в отдельном аппарате с помощью воздуха;
при этом выделяющееся при сгорании кокса
тепло используют для генерации пара.
Типовая установка - 43-102.
Реакторы с кипящим слоем катализатора.
Микросферический катализатор витает
в потоке паров сырья. По мере закоксовывания
частицы катализатора тяжелеют и падают
вниз. Далее катализатор выводится на
регенерацию, которая проходит также в
кипящем слое, а продукты идут на разделение.
Типовые установки - 1-А/1М, 43-103.
Реакторы с лифт-реактором. Нагретое сырье в специальном узле ввода диспергируется и смешивается с восходящим потоком катализатора в специальном узле. Далее смесь катализатора и продуктов крекинга разделяется кипящем слое в сепараторе специальной конструкции. Остатки продуктов десорбируются паром в десорбере. Время контакта сырья и катализатора составляет несколько секунд. Типовая установка - Г-43-107.
Миллисеконд. Характерная особенность
процесса - отсутствие лифт-реактора. Катализатор поступает в реактор нисходящим потоком, в катализатор перпендикулярно направлению его движения впрыскиваются пары сырья. Общее время реакции составляет несколько миллисекунд, что позволяет (повысив соотношение катализатор:сырье) добиться повышения
выхода бензиновой фракции вплоть до 60-65%
На данный момент наиболее совершенными
являются лифт-реакторы. Выход бензина
на них составляет 50-55% с октановым числом
91-92,5 , тогда как у реакторов с кипящим
слоем выход бензина 49-52% с октановым числом
90/92,5.
Качество продуктов
Газ каталитического крекинга
наполовину состоит из непредельных углеводородов,
в основном, пропилена и бутенов. Также
присутствуют значительные количества
изобутана. Благодаря этому бутан-бутиленовая
фракция газа используется как сырье процесса алкилирования с целью получения
высокооктанового бензина. Пропан-пропиленовая
фракция используется для выделения пропилена
для производства полипропилена. Ввиду большой суммарной мощности
установок каталитического крекинга,
доля пропилена, вырабатываемого в процессе,
составляет до 15% от его общего производства.
Сухой газ (водород, метан, этан) используется
в качестве топлива в печах заводских
установок.
В процессе каталитического
крекинга вырабатывается высокооктановый
бензин с ОЧИ 88-91 пунктов. Кроме
того, бензин содержит менее 1% бензола и 20-25% ароматических углеводородов, что дает возможность использовать
его для приготовления бензинов согласно
последним нормам Евросоюза (Евро-4, Евро-5).
Основной недостаток бензина каталитического
крекинга - высокое содержание непредельных углеводородов (до 30%) и серы (0,1-0,5%), что очень
плохо влияет на стабильность топлива
при хранении. Бензин быстро желтеет из-за
полимеризации и окисления олефинов и потому не может применяться
без смешения с другими бензиновыми фракциями.
Легким газойлем каталитического
крекинга считается фракция 200-270°С (реже
200-320 или 200-350). В ней содержится большое
количество ароматических углеводородов,
что приводит к низкому цетановому числу ( как правило, не выше
20-25). Кроме того, даже при условии предварительной
гидроочистки сырья, в легком газойле
содержится значительное количество сернистых
соединений (0,1-0,5%). Из-за этого легкий газойль
не может использоваться в больших количествах
для приготовлениядизельного топлива. Рекомендуемое его содержание
в дизельном топливе - до 20% (в случае, если
в топливе имеется запас по содержанию
серы и цетановому числу). Другое применение
легкого газойля - снижение вязкости котельных топлив, судовое топливо и производство сажи.
Тяжелый газойль каталитического
крекинга - это фракция, начинающая кипеть
выше 270°С (реже 320,350). Из-за большого содержания
полициклических ароматических углеводородов
эта фракция (при определенном содержании
серы) является прекрасным сырьем процесса
коксования с получением высококачественного
игольчатого кокса. При невозможности
утилизировать фракцию этим путем, её
используют как компонент котельного топлива.
Литература
1.Крекинг нефтяных
фракций на цеолитсодержащих
катализаторах. Под. ред. С. Н. Хаджиева.
М., Химия, 1982.
2.Смидович Е. В. Технология
переработки нефти и газа. Крекинг нефтяного
сырья и переработка углеводородных газов
(ч. 2). М., Химия, 1980
3. В. М. Капустин, С. Г. Кукес,
Р. Г. Бертолусини. Нефтеперерабатывающая
промышленность США и бывшего СССР. М.,
Химия, 1995.