Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:59, контрольная работа
Так в нашей школе уже традиционно в ноябре месяце ежегодно проводится, так называемый, день дублёра. В этот день все уроки ведут учащиеся 11 классов, из их же числа выбирается и администрация школы. Самые разнообразные темы выбирают учащиеся при проведении уроков химии. Эта тема, на мой взгляд, не сложна и не занудна, вполне доступна для изложения хорошо подготовленным учащимся классной аудитории. Попробуйте доверить изложение этого материала учащемуся – дублёру для всего класса, а на следующий день проверьте степень его усвоения. Поделитесь своими наблюдениями с учеником, проводившим урок, поинтересуйтесь его мнением по поводу проведённого урока.
Основные классы неорганических соединений
ВВЕДЕНИЕ.
Данная разработка включает лекционный материал по теме “Основные классы неорганических соединений”. На изложение материала отводится один урок, причём данный урок является уроком обобщением изученного материала. В 8 классе, учащиеся уже достаточно подробно ознакомлены с классами неорганических соединений, их свойствами и способами получения соединений. Предлагаемый авторский вариант лекции целесообразно провести в 11 классе, на выходе учащихся из школы, в рамках закрепления уже изученного материала. Тем более что эта тема включена в вопросы экзаменационных билетов, как за курс средней школы, так и экзаменационных билетов ВУЗов, в том числе и ВУЗов химического направления. Учитель последовательно излагает приведённый в разработке материал, используя в качестве наглядного пособия стандартную таблицу “Кислоты” (в которой не только приведены формулы кислот и кислотных остатков, изучаемых в школьном курсе химии, но и даны названия солей, образуемых этими кислотами, валентности кислотных остатков и т.д.). А так как данный урок является уроком повторением изученного материала, то в процессе изложения материала, учитель может периодически вызывать учащихся к доске и просить написать уравнения той или иной реакции, например, получения средней соли, оценивая по ходу урока знания учащихся. Творчески работающий учитель может поэкспериментировать с данным материалом и предложить провести обобщающий урок – повторение заинтересованному учащемуся, а сам выступить в роли наблюдателя. Наверняка в каждом классе найдётся нестандартная личность, увлечённая химией, фанатично преданная своему учителю и возможно мечтающая о поступлении на химический факультет местного педагогического ВУЗа. Этот урок и будет, что называется “картами в руки”, пробой сил учащегося, психологической проверкой на способность к преподаванию столь сложной дисциплины, как химия!
Так в нашей школе уже традиционно в ноябре месяце ежегодно проводится, так называемый, день дублёра. В этот день все уроки ведут учащиеся 11 классов, из их же числа выбирается и администрация школы. Самые разнообразные темы выбирают учащиеся при проведении уроков химии. Эта тема, на мой взгляд, не сложна и не занудна, вполне доступна для изложения хорошо подготовленным учащимся классной аудитории. Попробуйте доверить изложение этого материала учащемуся – дублёру для всего класса, а на следующий день проверьте степень его усвоения. Поделитесь своими наблюдениями с учеником, проводившим урок, поинтересуйтесь его мнением по поводу проведённого урока.
Щёлочи образуют лишь 10 элементов периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: 6 щелочных металлов – литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций и 4 щелочноземельных металла – кальций, стронций, барий, радий.
В). Кислоты – сложные вещества, образованные одним или несколькими атомами водорода, соединёнными с кислотным остатком.
Таблица “Формулы, названия кислот и кислотных остатков”.
Кислота |
Кислотный остаток. | ||
название |
формула |
название |
формула |
Соляная (хлороводородная) |
HCl |
Хлорид |
Cl – |
Плавиковая (фтороводородная) |
HF |
Фторид |
F – |
Бромоводородная |
HBr |
Бромид |
Br – |
Иодоводородная |
HI |
Иодид |
I – |
Хлорноватистая |
HClO |
Гипохлорит |
ClO – |
Хлорноватая |
HClO3 |
Хлорат |
ClO3 – |
Хлорная |
HClO4 |
Перхлорат |
ClO4 – |
Азотистая |
HNO2 |
Нитрит |
NO2 – |
Азотная |
HNO3 |
Нитрат |
NO3 – |
Сероводородная |
H2S |
Сульфид Гидросульфид |
S2 – HS – |
Сернистая |
H2SO3 |
Сульфит Гидросульфит |
SO3 2 – HSO3 – |
Серная |
H2SO4 |
Сульфат Гидросульфат |
SO4 2 – HSO4 – |
Угольная |
H2CO3 |
Карбонат Гидрокарбонат |
СО3 2 – НСО3 – |
Кремниевая |
H2SiO3 |
Силикат |
SiO3 2 – |
Ортофосфорная |
H3PO4 |
Ортофосфат Гидроортофосфат Дигидроортофосфат |
РО4 3 – НРО4 2 – Н2РО4 – |
Муравьиная |
НСООН |
Формиат |
НСОО – |
Уксусная |
СН3СООН |
Ацетат |
СН3СОО – |
Г). Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.
двойной сульфат калия и алюминия
Чтобы правильно назвать кислую соль необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.
Например, KHCO3 – гидрокарбонат калия
КH2PO4 – дигидроортофосфат калия
Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.
Чтобы назвать основную соль необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.
Например, (CuOH)2CO3 - гидроксокарбонат меди (II)
Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.
Однако, следует понимать, что многие из кислых и основных солей могут существовать лишь только теоретически, реально же в растворах такие соли, как правило, нестабильны.
Основные способы получения солей разных типов:
3КОН + Н3РО4 = К3РО4 + 3Н2О
Основание и кислота взяты для взаимодействия в стехиометрических количествах (т.е. реагируют друг с другом без остатка).
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2
CuO + 2HCI = CuCI2 + H2O
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2
Fe + S = FeS
CuSO4 + Zn = Cu v+ ZnSO4
K2O + SO3 = K2SO4
CuOHCI + HCI = CuCI2 + H2O
KHCO3 + KOH = K2CO3 + H2O
2KOH + SO3 = K2SO4 + H2O
CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cuv
Na2CO3 + SO2 = Na2SO3 + CO2^
2КОН
+ Н3РО4 =
К2НРО4 + 2Н2О
мало много гидрофосфат
калия
ОН + Н3РО4 =
КН2РО4 +
Н2О
Очень мало оч. много
дигидрофосфат калия
Для получения кислых солей кислота берётся в избытке, а основание в недостатке.
К2О + Н3РО4
= К2НРО4 +
Н2О
Мало Много гидрофосфат
калия
К2О + 2Н3РО4
= 2КН2РО4 +
Н2О
Очень мало Очень много
дигидрофосфат калия
K2CO3 + H3PO4
= K2HPO4 + H2O
+ CO2
мало много гидрофосфат
калия
K2CO3 + 2H3PO4
= 2KH2PO4 + H2O
+ CO2
Очень мало оч. много
дигидрофосфат калия
K2HPO4 + H3PO4 = 2KH2PO4
(СuOH)2SO4 + 3H2SO4
= 2Cu(HSO4)2 + 2H2O
дигидроксосульфат
меди (11) гидросульфат
меди (11)
(AI(OH)2)2SO4
+ 5H2SO4 = 2AI(HSO4)3
+ 4H2O
дигидроксосульфат
алюминия гидросульфат
алюминия
AlOHSO4 + 2H2SO4
= AI(HSO4)3 + H2O
гидроксосульфат алюминия
гидросульфат алюминия
Mg + 2H2SO4 = Mg(HSO4)2
+ H2
мало много гидросульфат
магния
2Ca(H2PO4)2
+ (CaOH)3PO4 = 5CaHPO4
+ 3H2O
гидроортофосфат кальция
K2O + SO3 + H2O
= 2KHSO4
гидросульфат калия
Fe + 2H2SO4 = Fe(HSO4)2
+ H2^
много гидросульфат
железа (II)
KOH + SO3 = KНSO4
Al(OH)3 + 2HCI = AlOHCI2 + 2H2O
много мало гидроксохлорид
алюминия
AI(OH)3 + HCI = Al(OH)2CI
+ 2H2O
очень много очень мало
дигидроксохлорид алюминия
Для получения основных солей основание берётся в избытке, а кислота в недостатке.
AIOHCI2 + AI(OH)3
= 2AI(OH)2CI
гидроксо хлорид алюминия
дигидроксо хлорид алюминия
AI(HSO4)3 + 2AI(OH)3
= 3AI(OH)SO4 + 3H2O
гидросульфат алюминия
гидроксосульфат алюминия
AI(HSO4)3 + 5AI(OH)3
= 3(AI(OH)2)2SO4
+ 3H2O
гидросульфат алюминия
дигидроксосульфат
алюминия
AI(HSO4)3 + 2(AI(OH)2)2SO4 = 5AI(OH)SO4 + 4H2O
КОН + 2NaOH + H3PO4 = KNa2PO4
+ 3H2O
K2O + 2Na2O + 2H3PO4 = 2KNa2PO4 + 3H2O
3Mg + 3Zn + 4H3PO4
= Mg3Zn3(PO4)4
+ 6H2
K2CO3 + 2Na2CO3 + 2H3PO4 = 2KNa2PO4 + 3H2O + 3CO2
Оксиды_ - это соединения элементов с кислородом. По химическим свойствам они подразделяются на солеобразующие и несолеобразующие. Солеобразующие оксиды в свою очередь подразделяются на основные, кислотные и амфотерные. Основным оксидам отвечают основания, кислотным - кислоты. Амфотерным оксидам отвечают гидраты, проявляющие и кислотные, и основные свойства.
Примерами основных оксидов могут служить оксид кальция СаО и оксид магния MgO. Оксид кальция взаимодействует с водой, образуя гидро-ксид кальция Са(ОН)2:
СаО + Н2О = Са(ОН)2.
Оксид магния малорастворим в воде; однако ему соответствует основание - гидроксид магния Mg(OH)2, который можно получить из оксида магния косвенным путем.
Примерами кислотных оксидов могут служить триоксид серы SO3 и диоксид кремния SiO2. Первый из них взаимодействует с водой, образуя серную кислоту H2SO4:
SO3 + Н2О = H2SO4.
Диоксид кремния с водой не взаимодействует, но ему соответствует кремниевая кислота H2SiО3, которую можно получить из SiO2 косвенным путем.
Кислотные оксиды можно получить из кислот, отнимая от них воду. Поэтому их называют также ангидридами кислот или просто ангидридами.
К несолеобразующим оксидам относится, например, оксид азота (I) N2О. Нет такой кислоты или основания, которые отвечали бы этому оксиду.
Существуют различные
Согласно международной
Информация о работе Основные классы неорганических соединений