Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:59, курсовая работа
Увеличение объема производства нефтепродуктов, расширение их ассортимента и улучшение качества – основные задачи, поставленные перед нефтеперерабатывающей промышленностью в настоящее время. Решение этих задач в условиях, когда непрерывно возрастает доля переработки сернистых и высокосернистых, а за последние годы и высокопарафинистых нефтей, потребовало изменения технологии переработки нефти. Большое значение приобрели вторичные и, особенно, каталитические процессы.
Введение 3
Характеристика нефтей Оренбургской области 4
Обоснование ассортимента получаемых продуктов 25
Характеристика установок завода для переработки нефти 30
Материальные балансы отдельных установок и завода в целом 52
Требования охраны окружающей среды 61
Заключение 64
Литература 65
Требования к характеристикам, автомобильного бензина
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 № 748)
Характеристики автомобильного бензина |
Единица измерения |
Нормы в отношении | |||
класса 2 |
класса 3 |
класса 4 |
класса 5 | ||
Массовая доля серы, не более |
мг/кг |
500 |
150 |
50 |
10 |
Объемная доля бензола, не более |
процентов |
5 |
1 |
1 |
1 |
Концентрация железа, не более |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Концентрация марганца, не более |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Концентрация свинца, не более |
мг/дм3 |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Массовая доля кислорода, не более |
процентов |
– |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
Объемная доля углеводородов, не более: |
процентов |
||||
ароматических |
– |
42 |
35 |
35 | |
олефиновых |
– |
18 |
18 |
18 | |
Позиция исключена. — Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 № 748 | |||||
Давление паров, не более: |
кПа |
||||
в летний период |
– |
45–80 |
45–80 |
45–80 | |
в зимний период |
– |
50–100 |
50–100 |
50–100 | |
Объемная доля оксигенатов, не более: |
процентов |
||||
метанола |
– |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие | |
этанола |
– |
5 |
5 |
5 | |
изопропанола |
– |
10 |
10 |
10 | |
третбутанола |
– |
7 |
7 |
7 | |
изобутанола |
– |
10 |
10 |
10 | |
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле |
– |
15 |
15 |
15 | |
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 градусов Цельсия) |
– |
10 |
10 |
10 | |
Объемная доля
монометиланилина, не более |
процентов |
1,3 |
1 |
1 |
отсутствие |
Приложение № 2
к техническому регламенту
«О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину, дизельному
и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей
и топочному мазуту»
Требования к характеристикам дизельного топлива
Характеристики дизельного топлива |
Единица измерения |
Нормы в отношении | |||
класса 2 |
класса 3 |
класса 4 |
класса 5 | ||
Массовая доля серы, не более |
мг/кг |
500 |
350 |
50 |
10 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: |
°C |
||||
дизельного топлива, за исключением дизельного топлива для арктического климата |
40 |
40 |
40 |
40 | |
дизельного топлива для арктического климата |
30 |
30 |
30 |
30 | |
Фракционный состав — 95 процентов |
°C |
360 |
360 |
360 |
360 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более |
процентов |
– |
11 |
11 |
11 |
Цетановое число, не менее |
– |
45 |
51 |
51 |
51 |
Цетановое число для дизельного топлива для холодного и арктического климата, не менее |
– |
– |
47 |
47 |
47 |
Предельная температура фильтруемости, не выше: |
°C |
||||
дизельного топлива для холодного климата |
минус 20 |
минус 20 |
минус 20 |
минус 20 | |
дизельного топлива для арктического климата |
минус 38 |
минус 38 |
минус 38 |
минус 38 | |
Смазывающая способность, не более |
мкм |
460 |
460 |
460 |
460 |
Приложение № 3
к техническому регламенту
«О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину, дизельному
и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей
и топочному мазуту»
Требования к характеристикам котельного топлива
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 № 748)
Характеристики топочного мазута |
Единица измерения |
Нормы | ||
до 31 декабря 2012 г. |
до 31 декабря 2014 г. |
срок не ограничен | ||
Массовая доля сероводорода, не более |
процентов |
0,003 |
0,002 |
0,001 |
Массовая доля серы, не более |
процентов |
– |
3,5 |
– |
Температура вспышки в открытом тигле, не ниже |
°C |
– |
90 |
– |
Требования к характеристикам битума
Наименование показателя |
Значение для битума марки |
Метод испытания | ||
Б |
Г |
В | ||
(ОКП 02 5652 0100) |
(ОКП 02 5652 0300) |
(ОКП 02 5635 0200) | ||
1. Температура размягчения по кольцу и шару, °С |
100-110 |
125-135 |
110-125 |
По ГОСТ 11506-73 |
2. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм |
2-10 |
0-5 |
0-8 |
По ГОСТ 11501-78 |
3. Массовая доля
веществ, нерастворимых в |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
По ГОСТ 20739-75 и по п. 3.2 настоящего стандарта |
4. Температура вспышки, °С, не ниже |
240 |
260 |
240 |
По ГОСТ 4333-87 и по п. 3.3 настоящего стандарта |
5. Растворимость битума в льняном масле |
Полная |
По п. 3.4 | ||
6. Растворимость смеси битума с льняным маслом в уайт-спирите |
» |
По п. 3.5 | ||
7. Условная вязкость
смеси битума с льняным маслом
в уайт-спирите при 50 °С непосредственно
после изготовления и |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
По ГОСТ 6258-85 |
8. Кислотное число, мг КОН на 1 г битума, не более |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
По п. 3.6 |
9. Массовая доля воды |
Следы |
По ГОСТ 2477-65 | ||
10. Зольность, %, не более |
0,20 |
0,20 |
0,2 |
По ГОСТ 11512-65 |
ЭЛОУ-АВТ-3.
Атмосферная перегонка
Атмосферная перегонка предназначена для отбора светлых нефтяных фракций - бензиновой, керосиновой и дизельных, выкипающих до 360°С, потенциальный выход которых составляет 45-60% на нефть. Остаток атмосферной перегонки - мазут.
Процесс заключается в разделении нагретой в печи нефти на отдельные фракции в ректификационной колонне - цилиндрическом вертикальном аппарате, внутри которого расположены контактные устройства (тарелки), через которые пары движутся вверх, а жидкость - вниз. Ректификационные колонны различных размеров и конфигураций применяются практически на всех установках нефтеперерабатывающего производства, количество тарелок в них варьируется от 20 до 60. Предусматривается подвод тепла в нижнюю часть колонны и отвод тепла с верхней части колонны, в связи, с чем температура в аппарате постепенно снижается от низа к верху. В результате сверху колонны отводится бензиновая фракция в виде паров, а пары керосиновой и дизельных фракций конденсируются в соответствующих частях колонны и выводятся, мазут остаётся жидким и откачивается с низа колонны.
Вакуумная перегонка
Вакуумная перегонка предназначена для отбора от мазута масляных дистиллятов на НПЗ топливно-масляного профиля, или широкой масляной фракции (вакуумного газойля) на НПЗ топливного профиля. Остатком вакуумной перегонки является гудрон. Необходимость отбора масляных фракций под вакуумом обусловлена тем, что при температуре свыше 380°С начинается термическое разложение углеводородов (крекинг), а конец кипения вакуумного газойля - 520°С и более. Поэтому перегонку ведут при остаточном давлении 40-60 мм рт. ст., что позволяет снизить максимальную температуру в аппарате до 360-380°С.Разряжение в колонне создается при помощи соответствующего оборудования, ключевыми аппаратами являются паровые или жидкостныеэжекторы.
Стабилизация и вторичная перегонка бензина
Получаемая на атмосферном блоке бензиновая фракция содержит газы (в основном пропан и бутан) в объёме, превышающем требования по качеству, и не может использоваться ни в качестве компонента автобензина, ни в качестве товарного прямогонного бензина. Кроме того, процессы нефтепереработки, направленные на повышение октанового числа бензина и производства ароматических углеводородов в качестве сырья используют узкие бензиновые фракции. Этим обусловлено включение в технологическую схему переработки нефти данного процесса, при котором от бензиновой фракции отгоняются сжиженные газы, и осуществляется её разгонка на 2-5 узких фракций на соответствующем количестве колонн.
Установка изомеризации.
Процесс изомеризации является одним из самых рентабельных способов получения высокооктановых компонентов бензинов с улучшенными экологическими свойствами. Актуальность установок изомеризации также возросла с введением новых сверхжестких ограничений на экологические свойства автомобильных бензинов, включая ограничение по фракционному составу, содержанию ароматических соединений и бензола. Установки изомеризации позволяют получить топливо с характеристиками, отвечающими жестким стандартам ЕВРО-4 и ЕВРО-5. Интенсивное наращивание мощностей процесса изомеризации осуществляется за счет реконструкции существующих и строительства новых установок. Одновременно проводятся модернизация и интенсификация действующих установок изомеризации под процессы с рециркуляцией не превращенных нормальных парафинов.
Сырьём изомеризации являются легкие бензиновые фракции с концом кипения от 62°С до 85°C. Повышение октанового числа достигается за счёт увеличения доли изопарафинов. Процесс осуществляется, как правило, в одном или двух реакторах при температуре, в зависимости от применяемой технологии, от 110 до 380°C и давлении до 35 атм.
Установка изомеризации представляет собой технологическую систему, состоящую из взаимосвязанных технологическими потоками блоков:
— блок подготовки сырья (как правило, включает гидроочистку сырья, стабилизацию гидрогенизата в отпарной колонне, а также может включать адсорбционную очистку сырья на молекулярных ситах);
— блок четкой ректификации сырья изомеризации и полученного изомеризата;
— блок изомеризации (как правило, включает непосредственно реакторный блок и узел осушки циркулирующего газа);
—блок стабилизации полученного изомеризата;
Процесс гидроочистки – каталитический процесс, протекающий в среде водородсодержащего газа с использованием специально подобранного катализатора. Целью процесса предварительной гидроочистки сырья для установки изомеризации является удаление из него веществ, дезактивирующих катализатор. К этим веществам относятся: соединения серы, кислорода и азота; металлорганические соединения, содержащие мышьяк, медь и др., а также непредельные соединения.
Цеолитные катализаторы наименее активны при более высоких температурах по сравнению с катализаторами других типов, и как следствие – низкие октановые числа изомеризата (76-78 по исследовательскому методу). Однако, они обладают высокой устойчивостью к отравляющим примесям в сырье и способностью к полной регенерации в реакторе установки. В технологической схеме данного процесса предусматриваются огневые подогреватели для нагрева газо-сырьевой смеси до температуры реакции. Требуется достаточно высокое отношение водорода к углеводородному сырью (наряду с изомеризацией водород тратиться на гидроочистку и деароматизацию сырья), поэтому необходим компрессор для подачи циркулирующего ВСГ и сепаратор для отделения ВСГ