Эволюция системы знаний в химии: учение о составе вещества, структурная химия, концепция химических процессов, эволюционная химия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:21, реферат

Краткое описание

Химия — наука о составе, внутреннем строении и превращении вещества, а также о механизмах этих превращений.
Практически ежедневно каждый человек может наблюдать, как те или иные вещества подвергаются различным изменением: железный предмет под воздействием влаги покрывается ржавчиной, опавшие листья деревьев постепенно истлевают, превращаясь в перегной, и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…..3
Глава1. Учение о составе вещества………………………………………….…........4
1.1 Концепция химического элемента…………………………….….....4
1.2 Концепция химических соединений…………………………….…..7
1.3 Проблема создания новых материалов…………………………..….8
Глава 2. Структурная химия………………………………………………………...10
Глава 3. Учение о химическом процессе…………………………………...………13
3.1 Субстратный подход к проблеме биогенеза…………………….….22
3.2 Функциональный подход в эволюционной химии…………...……24
Заключение……………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат химия.docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «Естественнонаучная картина мира»

 

на тему «Эволюция системы знаний в химии: учение о составе вещества, структурная химия, концепция химических процессов, эволюционная химия»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 22 группы ФМФИ,

профиль: «Информатика и

иностранный язык»

Михеева К.С.

 

Проверила:

к.и.н., доцент кафедры физики и методики обучения

Макеева Е.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…..3

Глава1. Учение о составе  вещества………………………………………….…........4

    1. Концепция химического элемента…………………………….….....4
    2. Концепция химических соединений…………………………….…..7
    3. Проблема создания новых материалов…………………………..….8

Глава 2. Структурная химия………………………………………………………...10

Глава 3. Учение о химическом процессе…………………………………...………13

3.1 Субстратный подход  к проблеме биогенеза…………………….….22

3.2 Функциональный подход  в эволюционной химии…………...……24

Заключение……………………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важнейших для жизни  человека естественных наук является химия.

Химия — наука о составе, внутреннем строении и превращении вещества, а также о механизмах этих превращений.

Практически ежедневно каждый человек  может наблюдать, как те или иные вещества подвергаются различным изменением: железный предмет под воздействием влаги покрывается ржавчиной, опавшие  листья деревьев постепенно истлевают, превращаясь в перегной, и т.д. Результат этих изменений — появление  новых веществ с совершенно иными  свойствами. Такого рода процессы называются химическими явлениями, при которых из одних веществ образуются другие, новые вещества, а наука, изучающая превращения веществ, называется химией.

Еще Д. И. Менделеев обратил внимание на то, что химия, в отличие от многих других наук (например, биологии или географии), сама создает свой предмет исследования. Как никакая  другая наука, она является одновременно и наукой, и производством. Химия  всегда была нужна человечеству для  того, чтобы получать из природных  веществ материалы с необходимыми для повседневной жизни и производства свойствами. Поэтому все химические знания, приобретенные за многие столетия и представленные в виде теорий, законов, методов, технологий, объединяет одна-единственная непреходящая, главная  задача химии — получение веществ  с заданными свойствами. Но это  — производственная задача, и, чтобы  ее реализовать, нужно уметь из одних  веществ производить другие, т.е. осуществлять качественные превращения  веществ. А поскольку качество —  это совокупность свойств вещества, то необходимо знать, от чего зависят  эти свойства. Иначе говоря, чтобы  решить названную производственную задачу, химия должна справиться с теоретической проблемой генезиса (происхождения) свойств вещества.

Таким образом, основанием химии выступает  основная двуединая проблема — получение  веществ с заданными свойствами (на достижение ее направлена производственная деятельность человека) и выявление  способов управления свойствами вещества (на реализацию этой задачи направлена научно-исследовательская работа ученых).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Учение о составе вещества

Первый по-настоящему действенный  способ решения проблемы происхождения  свойств вещества появился в XVII в. в работах английского ученого Р. Бойля. Его исследования показали, что качества и свойства тел не имеют абсолютного характера и зависят от того, из каких химических элементов эти тела составлены. У Бойля наименьшими частичками вещества оказывались неосязаемые органами чувств мельчайшие структуры — атомы, или, как он их называл, minima naturalia. Эти частицы могли связываться друг с другом, образуя более крупные соединения — кластеры, по терминологии Бойля. Связь частиц в кластерах была достаточно прочной, и поэтому кластеры сами были невидимыми глазу кирпичиками для построения реальных физических тел. В зависимости от объема и формы кластеров, от того, находились ли они в движении или покоились, зависели и свойства природных тел. Сегодня мы вместо термина «кластер» используем понятие «молекула».

В период с середины XV11 в. до первой половины XIX в. учение о составе вещества представляло собой всю тогдашнюю химию. Оно существует и сегодня, представляя собой первую концептуальную систему химии. На этом уровне химического знания ученые решали и решают три важнейшие проблемы: химического элемента, химического соединения и задачу создания новых материалов с использованием вновь открытых химических элементов.

1.1 Концепция химического элемента

Концепция химического элемента появилась в химии как результат  стремления человека обнаружить первоэлемент природы. Корни решения данной проблемы уходят в Древнюю Грецию, где возникли учения о первоэлементах природы. Там  же возникла и атомистическая концепция  природы, возрожденная в Новое время в химии Р. Бойлем. Именно он положил начало современному представлению о химическом элементе как о простом теле, пределе химического разложения вещества, переходящем без изменения из состава одного сложного тела в другое.

Но еще целый век  после этого химики делали ошибки в выделении химических элементов. Дело в том, что, сформулировав понятие  химического элемента, химики еще  не знали ни одного из них. Стремясь получить элементы в чистом виде, они  пользовались считавшимся тогда  универсальным методом прокаливания, и окалину принимали за чистый элемент. Так что известные тогда  металлы — железо, медь, свинец —  принимали за сложные тела, состоявшие из соответствующего элемента и флогистона. Однако именно флогистонная теория, ложная по сути, оказалась двигателем многих исследований, приведших в итоге  к истинным выводам.

Этот вывод был сделан Д.И. Менделеевым, доказавшим, что свойства химического элемента зависят от места данного атома в периодической  системе. Сам Менделеев определял  это место по атомной массе, но в XX в. было выяснено, что порядковый номер элемента зависит не от атомной массы, а от заряда атомного ядра и количества электронов. В настоящее время известно, что атом представляет собой сложную квантово-механическую систему, состоящую из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки. Выяснены особенности строения электронных орбиталей атомов всех элементов и особая роль внешнего электронного уровня атома, от количества электронов в котором зависит реакционная способность элемента — химическая активность вещества, учитывающая как разнообразие реакций, возможных для данного вещества, так и их скорость. Наиболее активными с химической точки зрения являются элементы, имеющие минимальную атомную массу и 6—7 электронов на внешнем электронном уровне (фтор, хлор, кислород). Это связано с тем, что они стремятся достроить свою электронную оболочку путем присоединения недостающего числа электронов. Также большой реакционной способностью отличаются металлы, обладающие большой атомной массой и имеющие 1—2 электрона на внешнем электронном уровне (барий, цезий), стремящиеся отдать их для его достройки.

Современный окружающий человека мир заполнен многочисленными соединениями, образованными элементами периодической  системы Менделеева. Во времена самого Менделеева было известно всего 62 химических элемента. В 30-е гг. XX в. таблица Менделеева включала 88 элементов, а всего в ней было 92 клетки (элемент под номером 92 — это уран). Сегодня науке известно 110 химических элементов (элемент 109 получил название мейтнерий, 110-й элемент еще не имеет официального названия), и химиков продолжает волновать вопрос, сколько всего элементов в таблице Менделеева. Предполагается, что на первоначальной стадии развития Земли существовали трансурановые элементы с порядковыми номерами до 106-го. Такие элементы имели небольшую продолжительность жизни по сравнению с возрастом Земли и поэтому полностью распались, не сохранившись до наших дней. Самым долгоживущим элементом из данной группы оказался плутоний-244 с периодом полураспада 82,2 млн. лет. В 1971 г. из минерала бастнезита удалось выделить некоторое количество атомов этого элемента. Но в основном все трансурановые элементы были получены искусственным путем. В 1940 г. был синтезирован нептуний, после этого были зарегистрированы еще 15 трансурановых элементов с номерами до 107-го.

Трансурановые элементы с  атомными номерами до 100-го можно получить в ядерном реакторе путем бомбардировки  ядер изотопа урана-238 нейтронами. Более  тяжелые элементы получают только в  ускорителях в очень незначительных количествах. Для этого уран бомбардируют ионами ксенона, гадолиния, самария, гафния или самого урана. В результате этого  образуются очень тяжелые промежуточные  ядра. Но такие реакции стали возможны лишь с 1971 г., когда появились новые  мощные ускорители, способные разогнать  тяжелые ионы до высоких энергий.

Современная теория позволяет  с большой вероятностью рассчитать стабильность сверхтяжелых элементов  и предсказать их физические и  химические свойства. Поэтому химики предполагают, что элементы с порядковыми  номерами между 114-м и 164-м должны обладать неожиданно высокой стабильностью. Считается, что в районе этих порядковых номеров в периодической системе  должен существовать так называемый островок стабильности, на котором  возможно получение изотопов с периодом полураспада 108 лет. Верхняя граница стабильности должна приближаться к номеру 174. Если эти элементы будут получены, то их можно будет использовать в промышленном производстве и энергетике. Но для их синтеза нужны новые экспериментальные методы и технические средства.

Химическим элементом  называют все атомы, имеющие одинаковый заряд ядра.

Особой разновидностью химических элементов являются изотопы, у которых ядра атомов отличаются числом нейтронов (поэтому у них разная атомная масса), но содержат одинаковое число протонов и поэтому занимают одно и то же место в периодической системе элементов. Термин «изотоп» был введен в 1910 г. Фредериком Содди, известным английским радиохимиком, лауреатом Нобелевской премии. Различают стабильные (устойчивые) и нестабильные (радиоактивные) изотопы.

С момента открытия изотопов наибольший интерес вызвали радиоактивные  изотопы, которые стали широко использоваться в атомной энергетике, приборостроении, медицине и т.д. В настоящее время  выпускается огромное количество различных  приборов, содержащих радиоактивные  изотопы. Они служат для определения  плотности, однородности, гигроскопичности и других характеристик материалов.

Довольно широко используется метод меченых атомов, который позволяет проследить за перемещением химических соединений при физических, химических и биологических процессах Для этого в исследуемое вещество вводятся радиоактивные изотопы определенных элементов и ведется наблюдение за их продвижением. Так можно проследить за превращением веществ как в доменной печи, так и в живом организме. Например, с помощью изотопа кислорода-18 стало возможным выяснение механизма дыхания живых организмов.

В медицине с помощью радиоактивных  изотопов лечат многие заболевания, в том числе онкологические. Кроме  того, батареи небольшой мощности на изотопах плутония-238 и кюрия-224 применяются  в приборах для стабилизации ритма  сердца. В химической промышленности изотопы используются для облучения  полиэтилена и других полимеров  с целью повышения их термостойкости и прочности.

Таким образом, правильное использование  радиоактивных изотопов приносит несомненную  пользу человечеству. К сожалению, в  последнее время об этом стали  забывать, все меньше доверяя радиации, которая ассоциируется с атомной  бомбой или Чернобыльской катастрофой. Забыты те времена, когда радиоактивность  и рентгеновское излучение были только что открыты и их посчитали  панацеей в медицине. Мало кто помнит о том, что в начале XX в. в свободной продаже были радиевые подушки, радиоактивная зубная паста и косметика, считавшиеся полезными для здоровья. Уже в 20—30-е гг. XX в. появились первые свидетельства того, что радиоактивное излучение неблагоприятно влияет на живые организмы, вызывая генетические изменения — мутации, а также различные виды онкологических заболеваний. Последствия атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки подтвердили эти выводы. Поэтому современная медицина двойственно относится к радиации. С одной стороны, говорится, что только в малых дозах радиация безопасна (в природе существует естественный радиоактивный фон), с другой — продолжают использовать рентгеновское обследование и лучевую терапию в лечебных целях.

1.2 Концепция химических соединений

Долгое время химики эмпирическим путем определяли, что относится  к химическим соединениям, а что  — к простым телам или смесям. Еще в начале XIX в. Ж. Пруст сформулировал закон постоянства состава, в соответствии с которым любое индивидуальное химическое соединение обладает строго определенным, неизменным составом — прочным притяжением составных частей (атомов) и тем самым отличается от смесей. Также Пруст установил, что всякое чистое вещество независимо от его происхождения и способа получения имеет один и тот же состав.

Теоретическое обоснование  закона Пруста было дано Дж. Дальтоном  в законе кратных отношений. Согласно этому закону состав любого вещества можно представить как простую формулу, а эквивалентные составные части молекулы — атомы, обозначавшиеся соответствующими символами, могли замещаться на другие атомы.

После этого долго считали, что состав химического соединения может быть только постоянным. Но дальнейшее развитие химии и изучение все  большего числа соединений приводили  химиков к мысли, что наряду с  веществами, имеющими постоянный состав, существуют еще и соединения переменного  состава, или бертолли-ды. В результате были переосмыслены представления  о молекуле в целом. Молекулой, как  и прежде, продолжали называть наименьшую частичку вещества, способную определять его свойства и существовать самостоятельно. Но в XX в. была понята сущность химической связи, которая стала пониматься как вид взаимодействия между атомами и атомно-молекулярными частицами, обусловленный совместным использованием их электронов. Существуют кова-лентные полярные, ковалентные неполярные ионные, водородные и металлические химические связи, отличающиеся характером физического взаимодействия частиц между собой.

Информация о работе Эволюция системы знаний в химии: учение о составе вещества, структурная химия, концепция химических процессов, эволюционная химия