Аренда транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:21, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является выявление особенностей аренды транспортными средствами. Для достижения этой цели я поставил следующие задачи:
исследовать литературные источники по данной тематике;
произвести теоретический анализ особенностей аренды транспортными средствами;
сформулировать выводы проделанной работы.

Содержание

Введение 3
I Понятие и особенности договора аренды транспортных средств 4
II Аренда транспортных средств с экипажем 8
III Аренда транспортных средств без экипажа 9
IV Особенности аренды отдельных видов транспортных средств 10
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Хоз_право.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Екатеринбурский филиал НОУ ВПО 

«Московский институт предпринимательства  и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине:

Хозяйственное право

 

на тему: «Аренда транспортных средств»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент IV курса, группы __

___________Рожок А.А._____________

Научный руководитель

____ Семякин Михаил Николаевич____

 Ф.И.О.

_________ Д.ю.н., профессор________

(должность,  ученая степень)

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
   

Стр.

 

Введение

3

I

Понятие и особенности договора аренды транспортных средств

4

II

Аренда транспортных средств с экипажем

8

III

Аренда транспортных средств без экипажа

9

IV

Особенности аренды отдельных  видов транспортных средств

10

 

Заключение

19

 

Список литературы

20


 

 

Введение

 

Договор аренды транспортного  средства является одним из видов договора аренды (имущественного найма). Значение данного договора заключается в том, что он позволяет арендатору осуществлять коммерческую эксплуатацию арендованного транспортного средства для получения прибыли, а арендодателю – доход от сдачи его в аренду.

Договор аренды транспортного  средства имеет свои особенности, обусловленные  его предметом.

Также для данного  договора характерны особенности, связанные  со спецификой эксплуатации, технического обслуживания отдельных видов транспортных средств. Регулирование таких особенностей осуществляется транспортными уставами и кодексами

Как видно, вопрос об аренде транспортными средствами на сегодняшний день является очень актуальным, интересным, а главное требует особого внимания.

Целью данного реферата является выявление особенностей аренды транспортными средствами. Для достижения этой цели я поставил следующие задачи:

  1. исследовать литературные источники по данной тематике;
  2. произвести теоретический анализ особенностей аренды транспортными средствами;
  3. сформулировать выводы проделанной работы.

Литературные источники  в основном составляют нормативные правовые акты, научные книги, судебная практика, учебные пособия и статьи из Интернета.

 

I. Понятие и особенности  договора аренды транспортных  средств

 

Договор аренды транспортного средства (далее ДАТС) - гражданско-правовой договор, по которому арендатору предоставляется за плату транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого раба услуг (ст.632,642 ГК).

Гражданский кодекс различает  отдельные виды аренды и аренду отдельных  видов имущества. Многие авторы считают, что ДАТС не представляет собой отдельного вида аренды, а выделяется по признаку особого вида арендуемого имущества – транспортного средства. Однако более внимательное рассмотрение данного договора приводит к выводу о том, что речь идет об отдельном виде договора аренды со специфическим предметом вытекающего из него обязательства, который не сводится только к арендуемому имуществу.

Договоры, направленные на передачу имущества (в том числе и договор арен-ды), имеют предмет, включающий в себя как минимум два объекта: объект I рода – действия по передаче имущества: объект II рода – само передаваемое имущество. Применительно к предмету ДАТС можно говорить и об объекте III рода – действия сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.

В юридической литературе высказывалась и иная точка зрения относительно правовой природы ДАТС. В одной из работ утверждается, что «этот договор можно рассматривать как комплексный, устанавливающий обязательства: а) непосредст-венно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду; б) по оказа-нию арендатору услуг, связанных с управлением и его технической эксплуатацией. Договор, не предусматривающий предоставления таких услуг, носит чисто аренд-ный характер…». При таком подходе вся специфика ДАТС с экипажем сводится к тому, что он является смешанным договором, включающим в себя элементы обязательств аренды и оказания услуг. Что же касается ДАТС без экипжа, то он представляется автору обычной арендой, смысл специального регулирования кото-рой состоит лишь в необходимости учета особенностей арендуемого имущества.

ДАТС имеет ряд квалифицирующих признаков, относящихся к его предмету, которые позволяют выделить его в отдельный вид договора аренды.

Во-первых, по указанному договору в аренду передается не просто транспорт-ное средство (как особый вид имущества), а владение и пользование которым требуют управления им и обеспечения его надлежащей технической эксплуатации. Этот признак придает ДАТС значение обязательства, которое действительно является квалифицированным видом аренды. Причем это в равной степени относится к обеим разновидностям ДАТС: как с экипажем, так и без него, - ведь и в обоих случаях требуются как управление транспортным средством, так и его надлежащая техническая эксплуатация. Различие состоит в том, на какую из сторон (арендатора или арендодателя) возлагаются соответствующие обязанности.

Понятие транспортных средств очень широкое и содержится в транспортных уставах и кодексах. Так, в ст.32. Воздушного кодекса РФ (далее ВК) закреплено, что воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. В п.1 ст.7 Кодекса торгового мореплавания (далее КТМ) указано, что под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. В п.1 ст.7 Устава автомобильного транспорта РСФСР (далее УАТ) дается лишь понятие подвижного состава. Это грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузо-подъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, цистерны и др.), автомобили повы-шенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов, а также легковые автомобили, включая таксомоторы. Таким образом, это технические устройства, способные к перемещению в пространстве и предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов. Объектом же ДАТС  могут служить те транспортные средства, пользова-ние которыми требует управления и обеспечения надлежащей технической эксплуа-тации. Причем речь идет о квалифицированном управлении и технической эксплуа-тации с помощью экипажа. Состав экипажа транспортного средства и его квалифи-кация должны отвечать определенным обязательным для сторон правилам, а при отсутствии таковых – требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора.

Следует отметить, что данное обстоятельство характерно в том числе и для ДАТС без экипажа, поскольку и в этом случае от арендатора требуются квалифици-рованное управление и надлежащая техническая эксплуатация, которые могут быть обеспечены только с помощью профессионального  экипажа.

Во-вторых, специфический  целевой характер носит пользование  арендованным имуществом со стороны  арендатора: транспортное средство может  эксплуатировать-ся только с одной определенной целью – для перевозки пассажиров, грузов, почты, багажа. Поэтому содержание правомочия арендатора по владению и пользованию арендованным транспортным средством включает в себя 3 различные возможности: 1) использование транспортного средства для перевозки собственных работников или грузов; 2) заключение договоров с третьими лицами на перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты; 3) передача транспортного средства в субаренду.

В-третьих, в  отношениях с третьими лицами арендатор  транспортного средства выступает  соответственно либо в качестве перевозчика пассажиров, грузов, почты, багажа (договорные отношения), либо в качестве арендодателя транспортного средства, либо в качестве владельца транспортного средства.

Помимо аренды с транспортом связаны также  договоры перевозки, экспедиции, проката. В отличие от перевозки  при аренде транспортных средств последние вы-бывают из владения специализированной транспортной организации (перевозчика). Перевозка же (ст.787 ГК) осуществляется без выбытия этих средств из хозяйствен-ной сферы перевозчика, который сохраняет контроль за процессом транспортиров-ки. Транспортная же  экспедиция предполагает оказание ряда услуг, связанных с перевозкой груза и непосредственно не направленных на перевозочный процесс.

 В ГК РФ  содержатся нормы, регулирующие 2 разновидности ДАТС: с экипажем и без экипажа. В то же время ряд норм касается обоих видов ДАТС:

1) Учитывая специфику  предмета договора, а именно: предоставление  в аренду транспортного средства, - законодатель исключил возможность  применения к данным правоотношениям общих положений об аренде, наделяющих арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по истечении срока договора аренды при прочих равных условиях преимущественным перед другими лицами правом на заключение договора аренды на новый срок (ст.621 ГК). Как следствие этого арендатор транспортного средства в отличие от арендатора по обычному договору аренды ни при каких условиях не вправе требовать перевода на себя прав и обязанностей арендатора по ДАТС, заключенному арендодателем с другим арендатором по истечении срока действия прежнего договора.

2) ДАТС должны быть заключены в письменной форме независимо от их срока и стоимости передаваемого в аренду имущества (ст.633,643 ГК). К ним не применя-ются правила о  государственной регистрации права  аренды недвижимого имущест-ва, предусмотренные п.2 ст.609 ГК. Это важно, поскольку определенные транспорт-ные средства: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические транспортные средства - являются в силу закона (ч.2 п.1 ст.130 ГК) недвижимым имуществом. По общему правилу сделки с недвижимым имуществом, в частности договор аренды недвижимости, требуют  госрегистрации (ст. 164,609ГК).

3) Обязанностью  арендатора в течение всего  срока действия аренды транс-портного средства является поддержка сданного в аренду транспортного средства в надлежащем состоянии, включая осуществление как текущего, так и капитального ремонта. По общему правилу обязанность осуществления капитального ремонта сданного в аренду имущества возлагается на арендодателя (п.1 ст.616 ГК).

4) Арендатору  транспортного средства предоставлено  право без согласия арен-додателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, если иное не предусмотрено договором.  Применительно к договорам аренды иного имущества действует противоположное правило, по которому арендатор может передать арен-дованное имущество в субаренду только с согласия арендодателя (п.2 ст.615 ГК).

5) ДАТС обеих разновидностей являются реальными (ч.1 ст.632, ч.1 ст.642 ГК). В то же время в морском праве договор  фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) являются консенсуаль-ными (ст.198,211 КТМ).

6) Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств (ст.641,649 ГК).

II. Аренда транспортного средства с экипажем

Арендодатель, заключивший  договор аренды транспортного средства с экипажем, дополнительно оказывает  арендатору своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации этого автомобиля. Арендодатель в течение всего срока ДАТС с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.

Арендодатель оказывает  услуги по управлению данным автомобилем  и по его технической эксплуатации. Предоставляемые услуги должны обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию имущества в соответствии с целями аренды. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать установленным законодательством и договором аренды требованиям. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации автомобиля, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации автомобиля.

Согласно ст.635 ГК если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель. Если иное не предусмотрено договором, обязанность застраховать транспортное средство, а также ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст.637 ГК). Арендатор должен своевременно вносить плату за аренду. Кроме того, на него, как правило, возлагаются расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля: стоимость топлива, других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст.636 ГК).

Информация о работе Аренда транспортных средств