Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:53, реферат
В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечение обязательности решений субъектов местного самоуправления.
Введение..................................................................................................................3
1. Понятие внешнеэкономических связей...........................................................4
2. Внешнеэкономические связи муниципальных образований.........................5
3. Развитие внешнеэкономических отношений в России на уровне городов.....................................................................................................................9
Заключение........................................................................................................11
Список литературы.............................................................................................12
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Факультет Государственного и Муниципального Управления
Экономика муниципального хозяйства
Реферат на тему: « Внешнеэкономические связи муниципальных образований».
Новосибирск 2013
Содержание
Введение......................
1. Понятие внешнеэкономических
связей........................
2. Внешнеэкономические связи
муниципальных образований.....
3. Развитие внешнеэкономических
отношений в России на уровне
городов.......................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.
В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечение обязательности решений субъектов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления и др.Одно из ключевых понятий местного самоуправления - муниципальное образование.
Муниципальное образование - населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
1. Понятие внешнеэкономических связей
Внешнеэкономические связи
- совокупность направлений, форм, методов
и средств торгово-
Во внешнеэкономических
связях переплетаются воедино
Экономические связи осуществляют субъекты
внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая
деятельность может быть определена как
деятельность субъектов хозяйственной
деятельности разных стран, которая основывается
на взаимоотношениях между ними и имеет
место как на территории страны регистрации
субъекта, так и за ее пределами.
Понятия “внешнеэкономические связи”
и “внешнеэкономическая деятельность”
соотносятся между собой как понятия “форма”
и “содержание”.
2. Внешнеэкономические
связи муниципальных
Проблемы правового регулирования
внешних связей муниципальных образований
и органов местного самоуправления
В настоящее время внешние связи органов
местного самоуправления и муниципальных
образований с иностранными партнерами
регулируются на федеральном уровне Федеральными
законами от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
и от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности», которые содержат отдельные
положения, касающиеся внешнеторговой
деятельности муниципальных образований
и внешнеэкономической деятельности органов
местного самоуправления.
Вместе с тем, правовое регулирование
указанного вопроса носит отсылочный
характер. Закрепляя общее положение о
праве муниципальных образований на осуществление
внешних связей, законодатель устанавливает,
что порядок осуществления этих связей
должен быть урегулирован другим федеральным
законом[3]. Так, например, Федеральные
законы от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» и от 8 декабря
2003 г. 164-ФЗ «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»
устанавливают, что «органы местного самоуправления
в интересах населения в устанавливаемом
законом порядке вправе осуществлять
внешнеэкономическую деятельность», а
также «муниципальные образования осуществляют
внешнеторговую деятельность только в
случаях, установленных федеральными
законами». Однако до настоящего времени
ни один из федеральных законов не урегулировал
порядок осуществления органами местного
самоуправления внешнеэкономической
деятельности.
В этой связи субъекты Российской Федерации
попытались урегулировать пробел федерального
законодательства своими нормативными
правовыми актами.
Так, например, в соответствии с Законом
Пермской области «О международных связях
Пермской области» муниципальные образования
наделялись правом на участие в осуществлении
международных связей с административно-
В настоящее время положения Закона, связанные
с участием муниципальных образований
в осуществлении международных связей,
признаны противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не
подлежащими применению со дня вступления
в силу решения суда.
Закон Нижегородской области "О координации
международных и внешнеэкономических
связей на территории Нижегородской области"
содержит аналогичные нормы, при этом,
наделяя органы местного самоуправления
области правом осуществлять международные
и внешнеэкономические связи и с субъектами
иностранных федеративных государств.
Этим же законом устанавливается порядок
регистрации таких соглашений, а органами
исполнительной власти области осуществляется
координация за международными и внешнеэкономическими
связями органов местного самоуправления.[2]
С учетом того, что аналогичные
нормы признаны Верховным Судом
Российской Федерации противоречащими
федеральному законодательству, недействующими
и не подлежащими применению со дня
вступления в силу этого решения,
то такие нормы, содержащиеся в нормативных
правовых актах других субъектов
Российской Федерации, не подлежат применению
на всей территории Российской Федерации.
Положение о порядке осуществления международных
и внешнеэкономических связей на территории
Пензенской области, утвержденное постановлением
Правительства Пензенской области «О
координации международных и внешнеэкономических
связей на территории Пензенской области»,
которым устанавливается единый порядок
осуществления международных и внешнеэкономических
связей органов исполнительной власти
области и органов местного самоуправления
муниципальных образований области, признано
утратившим силу (постановление Правительства
Пензенской области от 7 февраля 2005 г. №
58). Таким образом, попытки урегулировать
региональными актами пробел федерального
законодательства фактически привели
к его нарушению.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №
131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» конкретизировал, что органы
местного самоуправления вправе осуществлять
международные и внешнеэкономические
связи, но также в порядке, установленном
федеральным законом (пункт 8 части 1 статьи
17). В данном случае норма носит декларативный
характер, поскольку порядок осуществления
таких связей должен быть установлен специальным
федеральным законом федеральным законом.
Существуют и иные проверенные практикой,
формы осуществления внешних связей муниципальных
образований, как побратимские связи городов,
сотрудничество в рамках Ассоциации малых
и средних городов России, Российского
союза исторических городов и регионов
и Союза малых городов Российской Федерации.
Кроме того, Российской Федерацией в 2002
г. ратифицирована Европейская рамочная
конвенция о приграничном сотрудничестве
территориальных сообществ и властей,
которая содержит раздел рамочных межмуниципальных
соглашений, применяемых органами местного
самоуправления приграничных субъектов
Российской Федерации.
Муниципальные образования наряду с другими
хозяйствующими субъектами в рамках законодательства
(статья 11 Федерального закона от 8 декабря
2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»)
могут осуществлять и внешнеторговую
деятельность.
Международные и внешнеэкономические
связи согласно Конституции РФ осуществляют
субъекты Российской Федерации. Что касается
органов местного самоуправления, то осуществление
ими «международных и внешнеэкономических»
связей понимается как часть собственных
полномочий органов местного самоуправление,
т. е. полномочий, в рамках которых решаются
вопросы местного значения. По нашему
мнению, вряд ли осуществление международных
и внешнеэкономических связей органами
местного самоуправления можно отнести
к решению вопросов местного значения,
поскольку «социальное предназначение
местного самоуправления состоит, прежде
всего, в непосредственном обеспечении
жизнедеятельности населения».
Необходимо отметить, что органы местного
самоуправления в решении вопросов местного
значения самостоятельны (статьи 12, 130-132
Конституции Российской Федерации) и осуществлять
координацию со стороны федеральных органов
или органов государственной власти субъектов
Российской Федерации за международными
и внешнеэкономическими связями органов
местного самоуправления не представляется
возможным. Необходимо затронуть и финансово-экономический
аспект этой проблемы. Проводимая реформа
местного самоуправления увеличила число
муниципальных образований (свыше 24 тысяч
по Российской Федерации), однако большинство
из них не имеет достаточной финансовой
базы. Большинство местных бюджетов являются
дотационными, а мероприятия, связанные
с осуществлением внешних связей органов
местного самоуправления (прием иностранных
делегаций и поездки за рубеж), требуют
значительных затрат из местных бюджетов.
3. Развитие внешнеэкономических
отношений в России на уровне
городов
С начала 1990-х гг. качественно изменились
условия внешнеэкономической деятельности
на уровне муниципальных образований.
Некоторые города были открыты для посещения
иностранцев только с 1990 г.; изменились
функции и роль местных органов власти
в системе внешнеэкономических отношений;
трансформировались права предприятий.
Значение городов как субъектов международной
деятельности в последнее время постоянно
увеличивается, органы местного самоуправления
все активнее включаются во внешнеэкономическую
деятельность, поддерживают иностранный
бизнес на своих территориях, помогают
своим предприятиям осваивать внешние
рынки.[4] Среди основных тенденций развития
внешнеэкономических торговых связей
крупнейших городов в последние годы можно
отметить следующие: увеличение внешнеэкономических
и сокращение межрегиональных кооперационных
и торговых связей, связанное с уменьшение
емкости внутреннего рынка в условиях
экономического спада; рационализация
внешних связей под воздействием закона
спроса и предложения и иностранной конкуренции
(на первый план вышли интересы прибыльности
частных и государственных предприятий,
эффективности хозяйственных связей);
повышение доли услуг в сфере внешних
связей и рост импорта туристических,
коммерческих и финансовых услуг; ухудшение
структуры экспорта, связанное с уменьшением
доли экспорта машин и оборудования и
увеличением экспорта сырья и конструкционных
материалов; увеличение роли иностранных
инвестиций в экономике городов; рост
внешнеэкономических связей, реализуемых
через транснациональные и многонациональные
корпорации.
Можно отметить следующие,
достаточно общие для городов проблемы,
связанные с реализацией внешних функций
городов. Общей проблемой экспортеров
городов является отсутствие доступа
к информации о потенциальных рынках сбыта;
не всегда оптимальна структура экспорта
и импорта; недостаточно широко представлена
география внешнеэкономических связей;
не полностью используются возможности
всех форм внешнеэкономических связей
(преобладает торговля продукцией) и т.
п. Для решения этих и иных возникающих
проблем, для оптимизации внешнеэкономических
связей городов возникает необходимость
разработки программ, концепций внешнеэкономических
отношений города. Такие программы являются
организационной основой муниципальной
политики в области развития внешних связей
города, определяющей стратегию выбора
приоритетных направлений развития внешних
связей и обеспечивающей их реализацию.
Возможными направлениями подобных программ
могут являться следующие: координация
и регулирование деятельности органов
местного государственного управления,
муниципальных предприятий, учреждений
и организаций в области внешнеэкономических
и межрегиональных связей; развитие и
поддержание деловой активности через
систему взаимодействия городских структур,
предпринимателей и субъектов хозяйственной
деятельности города и иностранных партнеров;
совершенствование форм и методов поддержки
предприятий и организаций города всех
форм собственности в вопросах развития
международных и межрегиональных связей;
оказание информационных и консультативных
услуг; создание позитивного имиджа города
за рубежом; проведение маркетинга и продвижение
города на международном уровне; формирование
приемлемого в условиях существующего
законодательства инвестиционного климата;
увеличение объема, интенсивности и совершенствование
структуры имеющихся связей; существенное
расширение контактов с органами местного
самоуправления зарубежных стран, в том
числе ближнего зарубежья; налаживание
взаимодействия с муниципальными образованиями
России, государственными органами и общественными
организациями в осуществлении международных
связей и внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Муниципальное образование - населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
Как показывает анализ
Список литературы
1.Конституция РФ. — М., 2007
2. Федеральный закон от
6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в
3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.
164-ФЗ «Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности»
4. Стратегия внешнеэкономических связей
в России в условиях глобализации (сценарий
до 2025 года)
5. Балабанов И.В. Внешнеэкономические связи: уч. пособие для студ. вузов /.- М.: Финансы и статистика, 2007.
Информация о работе Внешнеэкономические связи муниципальных образований