Государственное регулирование деятельности железнодорожного транспорта в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

Проблема роли государства в управлении экономикой приобретает в настоящее время особое значение. Усиление или ослабление роли государства являются одним из характерных моментов трансформации развитых стран в направлении постиндустриального общества. Государство должно осуществлять в нем функции макрорегулятора экономических, социальных, экологических и других процессов как внутреннего, так и международного характера, основного института, выражающего и реализующего национально-государственные интересы.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………………………3
2.Закон РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"……………………………….5
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………5
2.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА……………………………………………………………………………………………….9
3.Государственное регулирование естественных монополий на жд транспорте……...16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

Статья 10. Приобретение, проектирование, строительство, реконструкция и  содержание объектов железнодорожного транспорта

1. Проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.

2. Проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов, приобретение контейнеров, электропоездов (вагонов) для перевозок пассажиров в пригородном сообщении, строительство жилых домов и объектов непроизводственного назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.

Проектирование, строительство, реконструкция, приобретение и содержание указанных объектов железнодорожного транспорта могут осуществляться за счет средств федерального бюджета  в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными целевыми программами.

 

 

 

 

 

 

 

3.Государственное регулирование естественных монополий на жд транспорте

В качестве основных особенностей правового регулирования естественных монополий на железнодорожном транспорте можно выделить следующее необходимое  условие обеспечения эффективного функционирования товарных рынков: соблюдение баланса интересов субъектов  естественных монополий и пользователей (потребителей) их услуг. Необходимость  осуществления государственной  политики по отношению к естественным монополиям на железнодорожном транспорте обусловлена рядом обстоятельств: рассматриваемые хозяйствующие  субъекты в силу своего естественно-монопольного положения имеют возможность  определять характер хозяйственных  правоотношений, навязывать правила  игры своим экономически и юридически более слабым контрагентам. Получение  субъектами естественных монополий  значительных управленческих и коммерческих свобод в процессе реформирования железнодорожного транспорта требует создания действенной  системы государственного участия  и контроля разработки мер защиты интересов пользователей услуг железнодорожного транспорта и всего общества в целом.

 

Роль субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте в современной структуре российской экономики чрезвычайно высока. Железнодорожный  транспорт является основой транспортной системы России, основным, а в  некоторых случаях и единственным видом транспорта, осуществляющим массовые перевозки грузов и пассажиров. Вместе с тем анализ состояния железнодорожного транспорта и тенденции его развития показал, что в данной отрасли  имеется ряд проблем, требующих  принятия государственно-правовых мер  по их решению [1]. Это, прежде всего, необходимость  привлечения инвестиций, укрепления основных фондов материально-технической  базы, повышения качества оказываемых  услуг, обеспечения баланса интересов  естественных монополий на железнодорожном  транспорте, совершенствования системы  государственного регулирования. Эти  и многие другие факторы обусловили необходимость структурного реформирования железнодорожного транспорта.

 

Действующее законодательство в области регулирования естественных монополий в целом создает  правовые условия для становления  и развития данной отрасли согласно целям реформирования. Однако анализ норм законодательства выявляет наличие  правовых пробелов и несоответствий в сфере правового регулирования  субъектов естественных монополий  на железнодорожном транспорте. В  связи с этим необходимо восполнить эти пробелы и устранить правовые коллизии между нормами законодательства. Так, субъект естественной монополии определяется в законе как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров.

 

Однако данное определение  не соответствует нормам специального законодательства и создает необоснованные дискриминационные условия в  сфере железнодорожного транспорта, нуждаясь в расширении в части  отнесения к субъектам естественной монополии на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей (ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИНФРАСТРУКТУРЫ).

 

В настоящее время в  отраслевом законодательстве не определены понятия «железнодорожные перевозки» и «услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта». Их отсутствие не позволяет корректно определить сферы деятельности субъектов естественных монополий, относящихся к естественно-монопольной  сфере, что в свою очередь создает  избыточное присутствие государства  в области регулирования железнодорожного транспорта и сдерживает развитие конкуренции  в этом сегменте экономики.

 

Правовой статус субъекта естественной монополии на железнодорожном  транспорте характеризуется возможностью с существенными ограничениями  участвовать в гражданском обороте, осуществлять коммерческую деятельность. Ограничения основных гражданских  прав и вменение специфических обязанностей, отличающих субъектов естественных монополий от других участников гражданского оборота, обусловлены высокой экономической, социальной значимостью услуг, оказываемых  субъектами естественных монополий. Применение принципа императивности и требования публичности, предъявляемые к договорам  с участием субъектов естественных монополий, обеспечение недискриминационных условий на рынке услуг железнодорожного транспорта составляют особенности правового статуса субъекта естественной монополии на железнодорожном транспорте.

 

Исключение возможности  распространения правового режима естественной монополии на индивидуальных предпринимателей на железнодорожном  транспорте в случае законного осуществления  ими соответствующих видов деятельности необоснованно. Иное означало бы, что  в отношении физического лица, производящего естественно-монопольный  товар или оказывающего естественно-монопольную  услугу, изначально, по определению не могут быть распространены меры государственного регулирования и контроля за субъектами естественных монополий. Тем самым создаются дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности одних субъектов по сравнению с другими, а также правовая коллизия между законом о естественных монополиях и отраслевым законодательством в области железнодорожного транспорта. Последнее рассматривает индивидуального предпринимателя в качестве полноценного и равноправного участника правоотношений в области железнодорожного транспорта и в сферах, относящихся к естественно-монопольным.

 

Приобретение хозяйствующим  субъектом правового статуса (правоспособности) естественного монополиста является сложным юридическим составом, состоящим  из следующих элементов:

признание вида деятельности в качестве естественно-монопольного;

фактическое осуществление  субъектом такого вида деятельности (железнодорожные перевозки, услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования);

легальность (правомочность) деятельности, подтвержденная учредительными документами, лицензиями, сертификатами;

включение федеральным органом  исполнительной власти по регулированию  естественных монополий хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте.

 

Оценивая структурное  реформирование железнодорожного транспорта в Российской Федерации [2], можно  сделать вывод, что реформа направлена на вертикально интегрированную  схему обособления имущества  железнодорожного транспорта. Созданное  ОАО «РЖД» — коммерческая организация, главными целями деятельности которой  являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых  железнодорожным транспортом, а  также извлечение прибыли. ОАО «РЖД»  сохраняет свои позиции в отношении  естественно-монопольных сетей и  не лишается права действовать в  потенциально конкурентных областях. Анализ европейского опыта реформирования естественных монополий на железнодорожном  транспорте позволяет сделать вывод, что вектор реформирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации  совпадает с германской и французской  моделью [3].

 

Основными методами государственного регулирования естественных монополий  на железнодорожном транспорте являются ценовой и неценовой. Эмпирический подход позволяет в качестве основного  метода государственного регулирования  естественных монополий на железнодорожном  транспорте выделить ценовой метод. Анализ приемов и методов правового  регулирования позволяет сделать  вывод о превалировании императивных способов воздействия в сфере  железнодорожного транспорта.

 

Необходимо особо отметить роль ФСТ России [4] в процессе публично-правового  регулирования субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте, поскольку одной из основных ее задач  является формирование эффективной  ценовой (тарифной) политики, адаптированной к условиям рыночной экономики, совершенствование  государственного ценового регулирования, предусматривающее разработку и  принятие новых подходов к формированию цен (тарифов) на железнодорожном транспорте общего пользования.

 

Процесс ценообразования  является одним из важнейших инструментов публично-правового регулирования  естественных монополий. Система ценового (тарифного) регулирования субъектов  естественных монополий на железнодорожном  транспорте базируется на Прейскуранте № 10-01 [5], являющемся нормативно-правовым актом. В Прейскуранте № 10-01 реализуется  императивный публично-правовой метод  государственного регулирования ценообразования  в естественно-монопольной сфере  железнодорожного транспорта. Прейскурант  определяет базовый уровень тарифов  на услуги субъекта естественной монополии  на железнодорожном транспорте.

 

Второй способ ценообразования  — гибкая тарифная политика. Он используется Правительством России и ОАО «РЖД»  для приспособления тарифной политики на железнодорожном транспорте к  состоянию конъюнктуры и спроса на услуги. Применение понижающих и  повышающих коэффициентов к базовому тарифу позволяет железным дорогам  реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре на перевозимые грузы. Дифференциация провозной платы  в зависимости от расстояния позволяет  поддерживать объемы перевозок и  доходов по основным грузам на стабильном уровне.

 

Лицензирование, стандартизация и сертификация деятельности субъектов  естественных монополий на железнодорожном  транспорте являются одной из форм публично-правового воздействия  на них естественных монополий на железнодорожном транспорте [6]. Сферы  деятельности, отнесенные к естественно-монопольным, требуют специального разрешения компетентного государственного органа. При регулировании естественных монополий на железнодорожном транспорте механизм лицензирования, стандартизации и сертификации выполняет важную функцию, выражает сочетание публичных интересов всего общества и частных интересов субъектов естественных монополий. Лицензирование на железнодорожном транспорте выступает в качестве способа государственного санкционирования допуска конкретных субъектов к участию в гражданском обороте. Лицензирование их деятельности имеет правообразующее значение [7].

 

Сертификация является формой подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В качестве специальной  цели сертификации выступает удостоверение  соответствия продукции, процессов  производства, перевозки или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров. В целях  предупреждения вреда окружающей среде  и здоровью граждан на технологические  объекты и оборудование, используемые субъектами естественных монополий  на железнодорожном транспорте, разрабатываются  государственные стандарты. Проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация и ликвидация объектов, вовлеченных  в естественно-монопольные виды деятельности на железнодорожном транспорте, должны осуществляться в соответствии с утвержденными стандартами, нормативно-техническими актами, строительными нормами и  правилами [8].

 

Частноправовое регулирование  деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте заключается в имущественных  основах деятельности субъектов, договорных особенностях и их ответственности  за нарушение законодательства о  естественных монополиях.

 

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий  и его эффективность неразрывно связаны с правовыми формами  организации имущества железнодорожного транспорта. Имущество, с помощью  которого функционирует субъект  естественной монополии на железнодорожном  транспорте в качестве единого производственного  комплекса, состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных  и централизованно управляемых  производственных и иных объектов. Необходимо рассматривать единые технологические имущественные комплексы субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте не в качестве предприятий, а в качестве сложной вещи. В связи с этим необходимо распространение в отношении комплексов имущества, на основании которого действует субъект естественной монополии на железнодорожном транспорте, правового режима сложной вещи путем внесения соответствующих изменений в ГК РФ [9].

 

Особенности договорных отношений  субъектов естественных монополий  на железнодорожном транспорте выражаются в институтах договора перевозки, относящегося к числу гражданско-правовых договоров  об оказании услуг [10], и договора между  перевозчиками и владельцами  инфраструктуры железных дорог об оказании услуг по использованию инфраструктуры, также относящегося к указанной  категории договоров.

 

Ограничения принципа свободы  заключения договора в гражданском  законодательстве допускаются нормами  права [11]. С помощью установления таких норм достигается баланс интересов  между субъектами естественных монополий  на железнодорожном транспорте и  пользователями их услуг. Договоры, заключаемые  потребителями с субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте, относятся к разряду публичных, являются для последних обязательными.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности железнодорожного транспорта в Российской Федерации