Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа
Проблема роли государства в управлении экономикой приобретает в настоящее время особое значение. Усиление или ослабление роли государства являются одним из характерных моментов трансформации развитых стран в направлении постиндустриального общества. Государство должно осуществлять в нем функции макрорегулятора экономических, социальных, экологических и других процессов как внутреннего, так и международного характера, основного института, выражающего и реализующего национально-государственные интересы.
1.Введение…………………………………………………………………………………………………3
2.Закон РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"……………………………….5
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………5
2.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА……………………………………………………………………………………………….9
3.Государственное регулирование естественных монополий на жд транспорте……...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..22
Статья 10. Приобретение, проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта
1. Проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
2. Проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов, приобретение контейнеров, электропоездов (вагонов) для перевозок пассажиров в пригородном сообщении, строительство жилых домов и объектов непроизводственного назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Проектирование, строительство,
реконструкция, приобретение и содержание
указанных объектов железнодорожного
транспорта могут осуществляться за
счет средств федерального бюджета
в случаях, предусмотренных
3.Государственное регулирование естественных монополий на жд транспорте
В качестве основных особенностей
правового регулирования
Роль субъектов естественных
монополий на железнодорожном транспорте
в современной структуре
Действующее законодательство
в области регулирования
Однако данное определение
не соответствует нормам специального
законодательства и создает необоснованные
дискриминационные условия в
сфере железнодорожного транспорта,
нуждаясь в расширении в части
отнесения к субъектам
В настоящее время в
отраслевом законодательстве не определены
понятия «железнодорожные перевозки»
и «услуги по использованию инфраструктуры
железнодорожного транспорта». Их отсутствие
не позволяет корректно определить
сферы деятельности субъектов естественных
монополий, относящихся к естественно-
Правовой статус субъекта
естественной монополии на железнодорожном
транспорте характеризуется возможностью
с существенными ограничениями
участвовать в гражданском
Исключение возможности
распространения правового
Приобретение хозяйствующим
субъектом правового статуса (правоспособности)
естественного монополиста
признание вида деятельности в качестве естественно-монопольного;
фактическое осуществление субъектом такого вида деятельности (железнодорожные перевозки, услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования);
легальность (правомочность) деятельности, подтвержденная учредительными документами, лицензиями, сертификатами;
включение федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте.
Оценивая структурное
реформирование железнодорожного транспорта
в Российской Федерации [2], можно
сделать вывод, что реформа направлена
на вертикально интегрированную
схему обособления имущества
железнодорожного транспорта. Созданное
ОАО «РЖД» — коммерческая организация,
главными целями деятельности которой
являются обеспечение потребностей
государства, юридических и физических
лиц в железнодорожных
Основными методами государственного
регулирования естественных монополий
на железнодорожном транспорте являются
ценовой и неценовой. Эмпирический
подход позволяет в качестве основного
метода государственного регулирования
естественных монополий на железнодорожном
транспорте выделить ценовой метод.
Анализ приемов и методов правового
регулирования позволяет
Необходимо особо отметить
роль ФСТ России [4] в процессе публично-правового
регулирования субъектов
Процесс ценообразования
является одним из важнейших инструментов
публично-правового
Второй способ ценообразования — гибкая тарифная политика. Он используется Правительством России и ОАО «РЖД» для приспособления тарифной политики на железнодорожном транспорте к состоянию конъюнктуры и спроса на услуги. Применение понижающих и повышающих коэффициентов к базовому тарифу позволяет железным дорогам реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре на перевозимые грузы. Дифференциация провозной платы в зависимости от расстояния позволяет поддерживать объемы перевозок и доходов по основным грузам на стабильном уровне.
Лицензирование, стандартизация
и сертификация деятельности субъектов
естественных монополий на железнодорожном
транспорте являются одной из форм
публично-правового
Сертификация является формой
подтверждения соответствия объектов
требованиям технических
Частноправовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте заключается в имущественных основах деятельности субъектов, договорных особенностях и их ответственности за нарушение законодательства о естественных монополиях.
Регулирование деятельности
субъектов естественных монополий
и его эффективность неразрывно
связаны с правовыми формами
организации имущества
Особенности договорных отношений субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте выражаются в институтах договора перевозки, относящегося к числу гражданско-правовых договоров об оказании услуг [10], и договора между перевозчиками и владельцами инфраструктуры железных дорог об оказании услуг по использованию инфраструктуры, также относящегося к указанной категории договоров.
Ограничения принципа свободы заключения договора в гражданском законодательстве допускаются нормами права [11]. С помощью установления таких норм достигается баланс интересов между субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте и пользователями их услуг. Договоры, заключаемые потребителями с субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте, относятся к разряду публичных, являются для последних обязательными.