Источники хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и незапрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Хозяйственное право: сущность, предмет, основные категории……3
2. Источники хозяйственного права………………………………………….4
3. Проблемы систематизации предпринимательского законодательства……6 Заключение………………………………………………………………………8
Нормативно-правовые акты…………………………………………………10
Список использованных источников……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Среди подзаконных, регулирующих предпринимательские  отно- шения, нормативных актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Указы Президента не могут противоречить Конституции и федеральным законам РФ. В случае их противоречия действует норма Конституции, законы РФ. Указы Президента как средство регулирования предпринимательских отношений применя -ются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками предпринимательско- го права. Постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ.

В противном  случае постановление Правительства  РФ может быть отменено Президентом  РФ в соответствии с п. 3 ст. 115 Консти- туции РФ. Акты правительства в точном смысле их регулятивных воз- можностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.

В ряде источников предпринимательского права стоят  акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действу- ющих непосредственно в экономической сфере (например, антимоно- польных органов и др.).

Местные органы власти и управления также могут  издавать нормативные акты хозяйственно-правового  содержания, опираясь на Конституцию РФ и соответствующие законы.

Статья 73 Конституции  РФ предусматривает возможность  регу- лирования субъектами РФ отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных ст. 71-72. Главные регулирующие возмож- ности территориальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды. Так, например, район вправе определить правила пользования природны- ми ресурсами, правила пользования водозаборными сооружениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципаль- ных предприятий и муниципального имущества (ст. 55 п. 7, 11, 16 Закона “О местном самоуправлении”) и др.

Советское и  современное российское законодательство о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов никогда не было кодифицировано.

В настоящее  время основной массив нормативных  актов составляют акты министерств  и ведомств, а законами и указами  урегулированы далеко не все вопросы  предпринимательской деятельности.

Для современного законодательства о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов характерны следующие тенденции:

 

  1. Многие предписания законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Сами по себе правильные слова ничего в экономике страны изменить не могут. Для их реализации необходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.

 

  1. В законодательстве существует часто употребляющийся термин “ответственность”. Можно назвать три значения этого термина: а) как синоним обязанности; б) сознание долга перед обществом, государством, людьми, побуждающее выполнить возложенные на хозяйственный орган или должностное лицо обязанности; в) юридическую ответственность, основанием возникновения которой является правонарушение.

Однако разработчики проектов законодательных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о “персональной ответственности”.

 

  1. Значительное число актов законодательства о предприни-мательской деятельности, хотя и содержит слова “право” и “обязанность”, но создает лишь видимость правового регулирования. Если акт не обеспечен механизмом его реализации, то на практике его применить затруднительно.

 

  1. Если при подготовке законопроектов ведомственные интересы сказываются на качестве разрабатываемых документов, то ведомственное засилье в подготовке решений Правительства РФ проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства РФ с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждениям и организациям которые являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.

 

 

  1. Не только наличие правового регулирования, но в ряде случаев и его отсутствие могут дать определенную информацию. Дело в том, что просматривается тенденция к затягиванию выполнения поручения о подготовке некоторых правовых актов.

 

  1. Для законодательства о предпринимательской деятельности, как и для всего современного российского законодательства, характерна декларативность (заявления от имени государства, правительства, торжественное провозглашение основных принципов и т.п.). Между тем все зарубежные страны перешли от абстрактной формы права к более казуистичной. Казуистика - рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться согласно нормам права.

 

 

  1. Девальвация (снижение, уменьшение содержания) законов РФ, регулирующих хозяйственную деятельность, происходит из-за наличия в них большого количества отсылочных и бланкетных норм, то есть норм, предоставляющих государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.п.

 

3. Проблемы систематизации предпринимательского законодательства

 

Многообразие  нормативных актов, издаваемых в  области предпринимательских отношений, большое число органов, имеющих  право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта. Система - множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Системообразующий акт по предпринимательскому праву необходим, чтобы:

-сделать законодательство этой сферы обозримым и удобным для практического применения;

-создать стройную и взаимоувязанную иерархию актов, в которой можно было бы, исходя из основных решений, получить точные данные об окончательном, детальном решении вопроса в подзаконном нормировании;

-в иерархии нормативного регулирования выдерживать требования последовательного соответствия актов нижестоящего ранга актам вышестоящих органов;

-за счет создания общей части хозяйственного законодательства обеспечить не только единство правового регулирования в его особенных ответвлениях, но сэкономить нормотворческий материал, в котором принципиальные положения не нуждались бы в повторении в каждом подразделении особенных частей хозяйственного законодательства.

Такие проблемы, естественно, могут быть решены только на основе кодификации хозяйственного законодательства, создания Хозяйственного кодекса РФ. Кодификация (в отличие  от инкорпорации - включение в свой состав, присоединение) означает систематизацию (приведение в систему, расположение в определенном порядке, установление определенной последовательности) законов государства по отдельным отраслям права.

Надо учесть опыт бессистемного, фрагментарного регулирова- ния хозяйственных отношений в условиях административно-команд- ной системы. Правовой конгломерат был необходим той системе для огромной и мелочной регламентации деятельности звеньев, функцио- нирующих не на экономической, а на директивной базе. В то же время директивное управление исключало применение принципа законности по вертикали. Оно не было нужно властвующей бюрократии. Закон- ность требовалась лишь в горизонтальном взаимодействии юриди -ческих лиц.

Сегодня нет  причин, которые давали бы основания  настаивать на дуализме (двойственности) регулирования. Необходим единый подход к хозяйствованию и в горизонтальных, и в вертикальных отношениях воздействия государства на рынок. Поэтому нужно преодолеть наследие прошлого в этой области и сосредоточить усилия не на расщепленном гражданско-административном варианте регулирования, а на создании единого системообразующего акта - Кодекса.

Предпринимательское право регулирует разнообразные  отно- шения по осуществлению хозяйственной деятельности. Многочислен- ные нормы и институты предпринимательского права едины и тесно связаны между собой. В этом единстве каждая хозяйственно-правовая норма, каждый институт занимают определенное место. Логически последовательное и внутренне согласованное расположение хозяйственно-правовых норм и институтов составляет систему пред- принимательского права.

Система отрасли  права устанавливается на основании  объективно сложившихся норм и институтов отрасли.

Вопрос о  системе и структуре предпринимательского права является дискуссионным и  в правовой литературе излагается по-разному. В настоящее время система предпринимательского права, исходя из анализа ее нормативно-правового массива, складывается из двух частей: 1) общие положения, к которым относится правовое регулирование всех видов осуществления и руководства предпринимательской деятельностью; 2) положения, касающиеся правового обеспечения отдельных сторон хозяйственного механизма (производственная, предпринимательская деятельность, снабжение и сбыт, инвестиции, транспорт и связь, финансирование, кредитование и др.).

 

 

Заключение

Подводя итоги  работы, можно сделать вывод, что  опыт правоприменительной, научно-исследовательской, педагогической работы свидетельствует, что предпринимательское право - и как подотрасль гражданского права, и как учебная дисциплина - вызывает трудности в восприятии и применении. И связано это в первую очередь с тем, что оно включает в себя в качестве научной дисциплины совокупность норм гражданского, бюджетного, налогового и других отраслей законодательства. Единство противоположностей - вот общая характеристика предпринимательского права. Но при всем многообразии форм закрепления норм предпринимательского права в российском законодательстве отсутствуют общие акты, касающиеся свободы предпринимательства, гарантий и защиты прав предпринимателей. Даже понятие «предприниматель» до сих пор не определено в российском праве.

Предпринимательская деятельность является предметом гражданского законодательства (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Предпринимательское  право - это, во-первых, специальная, обособленная часть гражданского права, особенности которой проявляются в каждой из четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации. Во-вторых, предпринимательская деятельность регулируется не только и не столько Гражданским кодексом Российской Федерации, но и другими федеральными законами, которые, например, устанавливают специальные режимы предпринимательской деятельности и к которым нормы ГК РФ не применяются. В первом случае, при анализе правового положения акционерного общества, наряду с общегражданскими категориями проявляются особенности его как субъекта предпринимательской деятельности, а во втором - применение норм Гражданского кодекса Российской Федерации исключено.

Характер деятельности коммерческих организаций, обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, обусловливает отношение к предпринимательскому праву не как к отдельному блоку норм, выделенных в Гражданском кодексе РФ, а как к целому массиву - предпринимательскому законодательству, объединяющему нормы из различных отраслей права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных нормативных правовых актов 

 
1. Конституция РФ от 12 декабря  1993 г.

2. Гражданский  кодекс РФ. Ч. 1. От 30 ноября 1994 г.

3. Гражданский  кодекс РФ. Ч. 2. От 26 января 1996 г.

4. Уголовный  кодекс РФ. От 24 мая 1996 г.

5. Кодекс законов  о труде РФ. От 9 декабря 1971 г. (с  изменениями и дополнениями на 15 августа 1999 г.)

6. Федеральный  закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» от 16 сентября 1998 г.

7. Закон РФ  «Об образовании» в ред. от 13 января 1996 г.

8. Федеральный  закон «Об основах государственной  службы в РФ» от 31 июля 1995 г.

9. Закон РФ  «О занятости населения в РФ»  в ред. от 17 июля

1999 г.

10. Основы законодательства  РФ «О нотариате» от 11 февраля

1993 г.

11. Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 г.

12. Постановление  Пленумов Верховного Суда РФ  и Высшего

Арбитражного  Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» от 1 июля 1996 г. № 6/8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Список использованной литературы

 

1. Большой юридический  словарь. Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д.

Зорькина, В. Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 2005. - VI, с.

530-531.

2. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право. 2009. №

6. С. 19-26.

3. Жилинский С. З. Правовые основы предпринимательской деятельности (предпринимательское право): курс лекций. - М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА*М. 2008. С. 35-81.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. Под ред. О. Н. Садикова, - М.: “Контракт”, ИНФРА-М. 2007. С. 71-74

5. Круглова Н. Ю. Хозяйственное право. - М.: Русская Деловая

Литература, 2008. С. 62-67.

6. Лапин М. С., Лапин С. М. Предприниматель без образования юридического лица: практическое пособие. - М.: ИНФРА-М,

2009. С. 5-73.

7. Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право. 2007. № 3.

С. 72-80.

8. Полонский Ю. Д. Предприниматель без образования юридического лица. - М.: Изд-во «Ось-89», 2009. С. 3-149.

Информация о работе Источники хозяйственного права