Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 09:35, контрольная работа
Цель данной работы – охарактеризовать источники хозяйственного права в отрасли связи. Задачи работы:
1. Дать характеристику источникам и конституционным основам хозяйственного права;
2. Привести характеристику основных положений ФЗ «О связи», как одного из источников правового регулирования в отрасли связи.
Теоретическую и нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция РФ, ФЗ «О связи», научные публикации в периодической печати, посвященные теме исследования, а также материалы официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи РФ).
Введение 3
1. Источники и конституционные основы хозяйственного права 4
2. Федеральный закон «О связи» как один из источников хозяйственного права в отрасли связи 7
Заключение 14
Список литературы 15
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынка
Контрольная работа
по предмету: «Правовое регулирование отраслей»
на тему: «Источники хозяйственного права»
Выполнил: ____________________
группа ____________
Проверил: ______________________
2012
Содержание
Вхождение России в рыночные отношения предопределило необходимость особого правового регулирования отношений, являющихся предметом гражданского права, возникающих между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами или с их участием.
В условиях рыночной экономики, при которой отсутствует диктат государственной собственности на средства производства, а товарно-денежные связи между субъектами экономики подчиняются законам рынка, основным субъектом хозяйственной деятельности выступает предприниматель.
Отношения, регулируемые гражданским правом, участниками которых являются специальные субъекты гражданского права – предприниматели, составляют в настоящее время предмет хозяйственного (предпринимательского) права.
Цель данной работы – охарактеризовать источники хозяйственного права в отрасли связи.
Задачи работы:
1. Дать характеристику источникам и конституционным основам хозяйственного права;
2. Привести характеристику основных положений ФЗ «О связи», как одного из источников правового регулирования в отрасли связи.
Теоретическую и нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция РФ, ФЗ «О связи», научные публикации в периодической печати, посвященные теме исследования, а также материалы официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи РФ).
Под источником права в общем значении понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. В конкретном значении источником права являются именно эти акты, содержащие правовые нормы1. Для каждой отрасли права важно определить, в каких актах содержится отраслевое регулирование. Для хозяйственного права эта задача тем более важна, поскольку в основе хозяйственного законодательства не было и нет системообразующего акта и законы хозяйственной сферы представляют собой неупорядоченный ряд актов, принимаемых различными государственными органами вне какой-либо системы. Установление круга источников хозяйственного права осложнено и научными представлениями о данной отрасли, ее системе, субъектах и т.п.
В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:
- акты федеральных органов;
- акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления;
- акты органов бывшего СССР;
- международные акты.
Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а) Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства;
б) Акты Федерального Собрания Российской Федерации:
- федеральные конституционные законы; федеральные законы;
- акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
- указы, распоряжения Президента Российской Федерации; постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты министерств и других центральных органов;
- приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации:
- конституции, уставы субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации: указы, распоряжения президентов (губернаторов);
- постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;
- нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации
Акты органов местного самоуправления – нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
- распоряжения;
- решения.
После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству.
К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся:
- законы СССР;
- указы Президиума Верховного Совета;
- постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
- приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.
Нормы международных актов имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании хозяйственных отношений чрезвычайно высока.
Предпринимательское (хозяйственное) законодательство постоянно развивается, что определяется условиями переходного периода. Становление и развитие предпринимательства требует разработки и юридического закрепления новых форм ведения хозяйственной деятельности. Будучи в принципе необходимым, такое положение иногда затрудняет ведение предпринимательской деятельности, для которой нужна стабильная юридическая база.
Вместе с тем некоторые принципиальные положения нормативного правового регулирования хозяйственной деятельности остаются неизменными. К ним, в частности, относится то, что предпринимательское (хозяйственное) законодательство является в основном единым для всей страны, нормы предпринимательского права содержатся, как правило, в федеральных законах и иных нормативных актах. Это соответствует конституционному положению о том, что в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).
Федеральный закон «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003 года заменил собой ранее действовавший Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ, с целью внесения корректировок в правовое регулирование, учитывающих происшедшие в данной области изменения и позволяющие создать условия для дальнейшего устойчивого развития сферы связи, ослабляющие степень административного давления, обеспечивающие гармонизацию российского законодательства с международными нормами, действующими в сфере связи.
Преамбула определяет основную идею Федерального закона: установить правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях. Однако ни в преамбуле, ни в других главах Закона не определяется сам предмет Закона. Не определив понятие «связь», законодатель предоставил широкие возможности для его толкования.
В третьей статье определена сфера деятельности Закона. Закон распространяется на три основные группы отношений: создание и эксплуатация всех сетей и сооружений связи, использование радиочастотного спектра, оказание услуг связи.
Четвертая статья указывает, что законодательство Российской Федерации в области связи состоит из федеральных законов, нормативных правовых актов Президента России, Правительства России и федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время функции нормотворчества федеральных органов исполнительной власти, в основном, выполняют федеральные министерства.
Положения статьи 5 Закона устанавливают многообразие форм собственности, а также подчеркивают, что изменение форм собственности на сети и средства связи не должно ущемлять или ухудшать право граждан и юридических лиц на пользование услугами связи.
Статья 6 касается организации деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи.
Статья 11 «Федеральная связь» открывает главу 3 Закона «О связи». Законодатель относит к федеральной связи все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации, т.е. определяет федеральную связь через субъекты деятельности. При этом единая сеть электросвязи и сеть почтовой связи России составляют материально-техническую основу федеральной связи. В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации федеральная связь отнесена к ведению Федерации, а все организации и государственные органы отнесены к федеральной связи, что означает, что регулирование связи может осуществляться исключительно на федеральном уровне.
Статья 12 раскрывает понятие «единая сеть электросвязи». Следующие четыре статьи Закона раскрывают содержание каждой из сетей единой сети электросвязи России.
Статья 16 посвящена сетям связи специального назначения. Они предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Статья 18 декларирует право операторов на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования с заключением соответствующих договоров между операторами. Услуги присоединения оказываются в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обратимся теперь к главе 5 Закона «О связи», которая носит название «Государственное регулирование деятельности в области связи». Пунктом 1 статьи 21 Закона определены субъекты, уполномоченные осуществлять государственное регулирование. В частности, Правительство России определяет полномочия федерального исполнительного органа в области связи. Таким органом является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, образованное 12 мая 2008 года Указом Президента Российской Федерации № 724.
Минкомсвязь России занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в следующих сферах:
Минкомсвязь России выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи.
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В статье 27 Закона установлены наиболее общие, принципиальные положения организации государственного надзора за деятельностью в области связи.
Функции по надзору возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи (и ее территориальные органы), которая находится в ведении Минкомсвязи России.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.03.2009 г. утвержден перечень проверок за соблюдением требований в области связи, а также этим постановлением утвержден перечень проверок лицензирования в области связи.
Статья 28 Закона «О связи» устанавливает, что отношения между пользователями услугами связи и операторами связи строятся на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. При этом под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. По своему характеру договор об оказании услуг связи является возмездным.
Пунктом 1 указанной статьи установлено общее правило, в соответствии с которым тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Законом о связи и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. В условиях рыночных отношений именно такой подход должен быть основным.
Пунктом 2 указанной статьи установлено государственное регулирование тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования поручено установить Правительству России.
Государственное регулирование тарифов на услуги связи должно обеспечить баланс интересов операторов связи и потребителей услуг связи, поэтому, с одной стороны, должны быть созданы операторам связи условия для развития и модернизации средств и сетей связи, компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием регулируемых услуг связи (тарифы на услуги связи должны полностью возмещать экономически обоснованные затраты и включать нормативную прибыль), с другой – должны быть обеспечены удовлетворение платежеспособного спроса на услуги связи, защита интересов пользователей услуг связи от необоснованного повышения тарифов.
Статья 29 Закона вводит лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи. Из этой нормы следует, что безвозмездное оказание услуг лицензированию не подлежит. Ряд последующих статей посвящены лицензированию в области связи.
Статьей 44 Закона установлены основные положения по регулированию оказания услуг связи, в том числе определены субъекты отношений и особенности этих отношений.
Статья 45 устанавливает особенности оказания услуг связи по договорам, стороной (пользователем) в которых являются граждане.