Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:16, контрольная работа
Предмет настоящего исследования нормы гражданского отечественного законодательства, регулирующие правовые отношения ликвидации коммерческих организаций.
Целью исследования является определение действующего законодательства и хозяйственной практики отношений, возникающих в ходе ликвидации коммерческих организаций, рассмотрение основных теоретических вопросов, касающихся правопреемства, выявление пробелов в законодательстве и предложение, в рамках возможного, некоторых рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
Цель работы определить правовые акты, регулирующие процесс ликвидации коммерческих организаций, а также основания ликвидации и рассмотреть порядок и последствия ликвидации коммерческих организаций.
Введение……………………………………………………………………………....3
Ликвидация коммерческих организаций …………………………………….4
Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой
организации ………………………....................................................................8
Порядок ликвидации коммерческих организаций.…………………………10
Заключение…………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
организации ……………………….....................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В условиях экономических преобразований, проводимых в России, процессы ликвидации коммерческих организаций приобретают все большее значение. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, для периода первоначального накопления капитала, в который вступила российская экономика, характерны процессы перераспределения капитала и собственности. Во-вторых, ликвидация является основным средством проведения политики разгосударствления и приватизации. В-третьих, становятся все более актуальными процедуры банкротства, продажи предприятий-должников. В-четвертых, проблема защиты имущественных интересов кредиторов (в первую очередь граждан) стала уже не юридической и даже не экономической, а политической проблемой. В-пятых, в настоящее время уже можно говорить о наличии в России обширного законодательства, регулирующего создание, деятельность и прекращение различных форм коммерческих организаций. И в условиях рыночной экономики завершающий этап жизни коммерческой организации приобретает весьма существенное значение.
Предмет настоящего исследования нормы гражданского отечественного законодательства, регулирующие правовые отношения ликвидации коммерческих организаций.
Целью исследования является определение действующего законодательства и хозяйственной практики отношений, возникающих в ходе ликвидации коммерческих организаций, рассмотрение основных теоретических вопросов, касающихся правопреемства, выявление пробелов в законодательстве и предложение, в рамках возможного, некоторых рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
Цель работы определить правовые акты, регулирующие процесс ликвидации коммерческих организаций, а также основания ликвидации и рассмотреть порядок и последствия ликвидации коммерческих организаций.
1. Ликвидация коммерческих организаций
Ликвидация коммерческих организаций в отличие от реорганизации влечёт их прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация коммерческих организаций может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация коммерческих организаций осуществляется по решению их учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами.
В данном случае перечень оснований ликвидации коммерческой организации, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации, является примерным. В частности к ним относятся:
Принудительная ликвидация коммерческой организации решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации. В иных правовых актах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут. К ним относятся:
Требование о ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).
Органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации коммерческой организации не могут.
Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно не занимается её ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителей коммерческой организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации её учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Требования кредиторов, не удовлетворённые из-за недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд. А также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Ликвидация коммерческой организации считается завершённой, а коммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
2. Обязанности лица, принявшего
решение о ликвидации
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка о реестре юридических лиц, открытом для заинтересованных лиц.
Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящей с ним в отношениях имеет возможность узнать о ликвидации еще до официального опубликования.
Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами статьи 63, 64 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (часть 2 пункт 3 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (пункт 24 Постановления Пленумов ВС Российской Федерации и ВАС Российской Федерации № 6/8).
Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, в случаях, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий (пункт 22 Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур" (Ведомости Российской Федерации, 1992 года № 25, статья 1419) и пункт 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" (СЗ Российской Федерации, 1994 года № 6, статья 592); в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала – пункт 4 статьи 21 Закона об акционерных обществах.
К ликвидационной комиссии переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица. Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.
3. Порядок ликвидации юридического лица
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.