Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа
В специальной юридической литературе имеются различные подходы к определению налога. Так, например, Ф.Аквинский (1225-1274 г.г.) определил налоги как «дозволенную форму грабежа». Шарль Монтескье же с полным основанием полагал, «что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той части, которую оставляют им».
Налог как правовая категория (понятие, юридические
признаки, значение, содержание, функции) 2
Понятие, значение и основные функции налогов
и сборов 2
Виды налогов и сборов в РФ 8
Заключение 11
Список литературы 12
Социально-
Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
Стимулирующая функция.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию -- изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -- фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись -- регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах -- это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело -- как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами -- путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная
или перераспределительная
Последняя
функция налогов -- стимулирующая. С помощью
налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический прогресс, увеличение
числа рабочих мест, капитальные вложения
в расширение производства и др. Действительно,
грамотно организованная налоговая система
предполагает взимание налогов только
со средств, идущих на потребление. А средства,
вкладываемые юридическим или физическим
лицом в развитие освобождаются от налогообложения
полностью или частично. У нас это правило
не выполняется. Стимулирование технического
прогресса с помощью налогов проявляется,
прежде всего, в том, что сумма прибыли,
направленная на техническое перевооружение,
реконструкцию, расширение производства
товаров народного потребления, оборудование
для производства продуктов питания и
ряда других освобождается от налогообложения.
Эта льгота, конечно, очень существенная.
Во многих развитых странах освобождаются
от налогообложения затраты на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы. Делается
это по-разному. Указанное разграничение
функций налоговой системы носит условный
характер, так как все они переплетаются
и осуществляются одновременно.
Налоги можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по субъекту налога:
а) с физических лиц (налог на доходы физических лиц);
б) с организаций (налог на прибыль, налог на имущество организации);
в) общие;
2) по объекту налогообложения:
а) поимущественные;
б) подоходные;
в) на операции;
г) на действия;
3)
по форме возложения
а) прямые (обращены непосредственно к доходам и имуществу налогоплательщиков; в них юридические и фактические налогоплательщики совпадают в одном лице);
б) косвенные (в них
юридические и фактические
4)
по назначению –
5) по порядку установления:
а) федеральные (ст. 13 НК РФ);
6) региональные (ст. 14 НК РФ);
в) местные (ст. 15 НК РФ).
В соответствии со ст. 12 НК РФ существуют следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 21 НК РФ.
Федеральные налоги являются основным видом налогов в РФ и играют ведущую роль при формировании федерального бюджета РФ.
Федеральные налоги подразделяются на три основные группы:
1)
платежи, полностью
2) платежи, регулирующие доходы бюджета, т. е. полностью или в определенной доле передаются в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты (например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы);
3)
платежи, имеющие целевую
Согласно положениям, закрепленным в ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:
1)
налог на добавленную
2) акцизы (гл. 22 НК РФ);
3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
5) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
6) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);
8) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).
Налоговым кодексом РФ могут устанавливаться специальные налоговые режимы, которые предусматривают федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговый кодекс РФ также определяет порядок установления таких налогов и порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12 НК РФ).
К региональным налогам относятся:
1)
налог на имущество
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (абз. 2 п. 4 ст. 12 НК РФ).
Согласно ст. 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Земельный
налог и налог на имущество
физических лиц устанавливаются
НК РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов поселений
(муниципальных районов), городских
округов о налогах и
Местные
налоги в городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются
НК РФ и законами указанных субъектов
РФ о налогах, обязательны к уплате на
территориях этих субъектов РФ, если иное
не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Местные
налоги вводятся в действие и прекращают
действовать на территориях городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга в
соответствии с НК РФ и законами указанных
субъектов РФ (абз. 4 п. 4 ст. 12 НК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
В
данной контрольной работе я рассмотрела
основные вопросы налогового законодательства,
понятие, значение и структуру, а также
мною были сформулированы признаки, понятие,
сущность, функции и виды налогов и сборов
РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.