Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 17:17, доклад

Краткое описание

Перевозка грузов занимает центральное место в деятельности транспортных организаций. В связи с этим в системе транспортных договоров в качестве основного выделяется договор перевозки грузов, который детально урегулирован транспортным законодательством.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ; ср.: ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК РФ, ст. 67 КВВТ РФ).
По своей юридической природе он относится к двусторонним договорам, заключаемым в пользу третьего лица - грузополучателя, за исключением

Вложенные файлы: 1 файл

груз.docx

— 31.62 Кб (Скачать файл)

Перевозка грузов 
 
Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов 
Перевозка грузов занимает центральное место в деятельности транспортных организаций. В связи с этим в системе транспортных договоров в качестве основного выделяется договор перевозки грузов, который детально урегулирован транспортным законодательством. 
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ; ср.: ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК РФ, ст. 67 КВВТ РФ). 
По своей юридической природе он относится к двусторонним договорам, заключаемым в пользу третьего лица - грузополучателя, за исключением случаев, если последний совпадает в одном лице с грузоотправителем. Договор перевозки грузов сконструирован по модели реального договора, поскольку он регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику. 
Договор перевозки груза является возмездным и в большинстве случаев носит публичный характер (ст. ст. 426, 789 ГК РФ). Для признания его публичным договором необходимо соблюдение условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. Во-первых, перевозка грузов должна осуществляться транспортом общего пользования. В качестве таковой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Во-вторых, перевозчик должен быть включен в опубликованный в установленном порядке перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования. 
Публичный характер договора перевозки означает, что перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена работ и услуг, а также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, если законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. 
Субъекты обязательства по перевозке грузов 
Субъектами обязательства по перевозке грузов являются перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель. 
Многолетние дискуссии о субъектном составе договора перевозки грузов породили среди специалистов разнообразные точки зрения по поводу правовой природы договора перевозки грузов. В их основе лежит различное понимание правового положения грузополучателя как участника правоотношений, складывающихся в процессе перевозки грузов. Отметим наиболее значимые мнения по данной проблеме. 
1. В.А. Егиазаров рассматривает грузополучателя в качестве равноправной стороны договора перевозки грузов наряду с грузоотправителем и перевозчиком и, соответственно, делает вывод о том, что он является трехсторонним договором, в котором все его участники имеют равные права [3. С. 75]. 
2. По мнению Б.И. Пугинского, "...по правовым основаниям возникновения обязательство по перевозке груза является не договорным, а составным. Оно образуется из договора и сделки принятия грузополучателем доставленного груза. Последняя, будучи волеизъявлением грузополучателя, носит односторонний характер, однако проистекающие из нее права и обязанности распространяются на грузополучателя, перевозчика и грузоотправителя" [10]. 
3. Самой распространенной в юридической литературе является концепция договора в пользу третьего лица, одним из выразителей которой является В.В. Витрянский: "...положение грузополучателя по российскому транспортному праву может быть объяснено только через конструкцию договора в пользу третьего лица, где получатель груза выступает в роли третьего лица, в пользу которого грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки груза" [11. С. 293, 294]. (См. также: [12, 13].) 
Не менее острой является научная дискуссия о правовом положении транспортных организаций, не участвовавших в заключении договора перевозки грузов, но являющихся участниками их транспортировки, а также вступающих в правоотношения с грузополучателями по поводу выдачи грузов, прибывших в пункт назначения. 
1. Наибольшую поддержку в литературе находит концепция "единого перевозчика", согласно которой все соперевозчики, участвующие в транспортировке груза, представляют собой единого перевозчика, который и является стороной договора перевозки. Первый перевозчик выступает от имени всех последующих перевозчиков, по сути, на началах представительства (см., например: [3. С. 79; 14]). 
2. Сторонники другой точки зрения считают, что "...у промежуточных транспортных организаций с заключением договора не возникает в отношении отправителя и получателя ни прав, ни обязанностей", в отличие от первого перевозчика, имеющего договор с грузоотправителем, и последнего перевозчика, вступающего в правоотношения с грузополучателем. В то же время промежуточные перевозчики, не будучи стороной договора перевозки, заключаемого с грузоотправителем, выполняют свою часть обязательств по перевозке, возложенных в соответствии с договором перевозки на перевозчика, принявшего груз к перевозке. (См.: [15].) 
3. Согласно третьей точке зрения правовое положение транспортных организаций может быть объяснено исходя из того, что они выступают в роли третьих лиц, на которых должником (первым перевозчиком) возлагается исполнение обязательства, вытекающего из заключенного им договора перевозки [11. С. 301]. 
Оформление договора перевозки грузов 
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Такой документ удостоверяет факт приема груза к перевозке и одновременно является формой договора перевозки груза. 
На железнодорожном транспорте основным перевозочным документом является транспортная железнодорожная накладная, которая состоит из четырех листов: (1) оригинала накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); (2) дорожной ведомости, которая составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и всех участников перевозочного процесса (остается у перевозчика на станции назначения вместе с распиской грузополучателя); (3) корешка дорожной ведомости (остается у перевозчика на станции отправления); (4) квитанции о приеме груза (остается у грузоотправителя на станции отправления). В транспортной накладной указываются грузополучатель, станции отправления и назначения, наименование и масса перевозимого груза, тип вагонов (контейнеров) и другие условия договора перевозки грузов. 
Важным перевозочным документом, оформляемым на станции отправления, является вагонный лист, который имеет доказательственное значение при рассмотрении дел, связанных с утратой, недостачей, повреждением грузов. Вагонный лист составляется на каждый груженый вагон и содержит перечень всех грузов, погруженных в данный вагон, сведения о наложенных пломбах, времени подачи вагона под погрузку и выгрузку и об их окончании. При любой перегрузке грузов в другой вагон вагонные листы пересоставляются. 
На автомобильном транспорте перевозка грузов оформляется транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов. Транспортная накладная служит документом учета товарно-материальных ценностей и составляется в четырех экземплярах: (1) для списания товарно-материальных ценностей организации, отпустившей груз (грузоотправителя); (2) для оприходования товарно-материальных ценностей организацией, получившей их; (3) для расчетов автотранспортного предприятия с заказчиком (является приложением к счету за перевозку этих товарно-материальных ценностей); (4) для учета транспортной работы (прилагается к путевому листу). 
Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной должна устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. В настоящее время данная форма не установлена, а действуют требования к заполнению грузовой авианакладной, утв. распоряжением Минтранса России от 29 августа 2001 г. N НА-334-р "Об объявлении стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 "Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации". Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. 
Значительные отличия в оформлении договора перевозки груза имеются на морском транспорте. Так, при линейном судоходстве перевозчик обязуется вступить в договор перевозки груза на объявленных им условиях по линейному коносаменту с каждым, кто к нему обратится. При этом коносамент не является формой договора морской перевозки. Он выдается после заключения такого договора в любой простой письменной форме. Коносамент является доказательством наличия договора морской перевозки, ценной бумагой, а также служит распиской в приеме груза к перевозке. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, заполняемые грузоотправителем и перевозчиком. Существует несколько разновидностей коносамента (например, сквозной, долевой, служебный). В международных морских перевозках альтернативой коносаменту может служить морская накладная. 
 
Основные права и обязанности сторон по договору перевозки грузов 
Одна из основных обязанностей перевозчика заключается в доставке груза в пункт назначения, указанный в транспортной накладной или коносаменте, - на железнодорожную станцию, в порт, иное место нахождения получателя груза. При этом транспортное законодательство допускает возможность изменения пункта назначения или получателя перевозимого груза в процессе перевозки. Например, согласно ст. 31 УЖТ РФ, по письменному заявлению грузоотправителя или грузополучателя перевозчик может переадресовывать перевозимые грузы с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. В этом случае оформляются новые перевозочные документы и взимается соответствующий сбор. 
Обязанностью перевозчика является соблюдение сроков перевозки. По общему правилу перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). Однако транспортные уставы и кодексы содержат лишь общие правила о сроках доставки (ст. 152 КТМ РФ, ст. 109 ВК РФ, ст. 76 КВВТ РФ), отсылая регулирование сроков к правилам перевозок и договорам. Исключение составляет УЖТ РФ, в котором детально регламентирован порядок исчисления таких сроков, а также имеется отсылка к Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (ст. 33). 
По общему правилу в обязанности перевозчика входит обеспечение сохранности перевозимого груза с момента его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения (ст. 67 КВВТ РФ, ст. 150 КТМ РФ). В то же время правила распределения бремени негативных последствий, вызванных несохранностью груза, различаются в зависимости от вида транспорта и специфики грузов. 
Так, при железнодорожных перевозках погрузка грузов в вагоны и выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), на них же возлагается обязанность предоставлять необходимые для погрузки и крепления приспособления, а также устанавливать их при погрузке или снимать при выгрузке. Поэтому в случае несохранности груза по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя), перевозчик не будет нести ответственность (ст. 95 УЖТ РФ). 
При морской перевозке размещение груза на судне производится под контролем капитана судна, на него же возлагается обязанность по предотвращению причинения вреда грузу, поэтому ответственность за правильное размещение и крепление груза на судне несет перевозчик. 
Особо выделяются обязанности по сохранности грузов, перевозимых в открытом железнодорожном подвижном составе, а также насыпью или навалом. На морском транспорте специально регулируются отношения, связанные с перевозкой палубных грузов. 
Исполнение обязательства по перевозке груза завершается в пункте назначения выдачей груза управомоченному на его получение лицу (получателю), которая отнесена к обязанностям перевозчика перед грузоотправителем и получателем груза. При этом перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах. Грузополучателю принадлежит право требования к перевозчику выдать доставленный груз. 
В то же время в транспортных уставах и кодексах (кроме КТМ РФ) закреплено не только право, но и обязанность грузополучателя принять от перевозчика доставленный груз, в том числе незаказанный (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 111 ВК РФ, п. 3 ст. 79 КВВТ РФ, ст. 15 УАТ РФ). Ряд авторов рассматривают эту обязанность в качестве пережитка советского транспортного законодательства и отмечают, что указанная правовая конструкция противоречит ГК РФ и принципам международного права, в частности принципам построения Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19 мая 1956 г.) в отношении определения правового положения грузополучателя [11. С. 433; 16]. 
Указанный подход основан на том, что на грузополучателя нельзя возложить безусловную обязанность принять груз по договору между грузоотправителем и перевозчиком, поскольку он не участвует в его заключении. Только после того, как грузополучатель выразит перевозчику намерение воспользоваться своим правом на получение груза по договору перевозки, у него возникают обязанности, предусмотренные транспортным законодательством в отношении грузополучателя. Если же грузополучатель не обращается к перевозчику с требованием о выдаче груза, несмотря на направленное уведомление о прибытии груза в его адрес, он не может иметь обязанности в качестве участника правоотношений по перевозке. В этом случае в отношении доставленного груза должен применяться правовой режим, установленный для невостребованных грузов. 
Перевозчик и грузополучатель должны совершить ряд иных действий по оформлению выдачи груза. Например, в определенных законодательством случаях перевозчик на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан проверить состояние, массу и количество груза. Факты несохранности грузов удостоверяются записями в перевозочных документах, а в случае разногласий между транспортной организацией и грузополучателем (грузоотправителем) - актами установленной формы. Для удостоверения различных обстоятельств оформляются коммерческий акт, акт общей формы, другие акты, предусмотренные правилами перевозок грузов на соответствующем виде транспорта. 
Оформление выдачи груза по перевозочным документам с выдачей грузополучателю накладной под расписку в дорожной ведомости называется раскредитованием перевозочных документов. Документальным подтверждением оформления выдачи груза признается подпись уполномоченного лица грузополучателя в дорожной ведомости. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами перевозок грузов на соответствующем виде транспорта. 
Грузополучатель обязан внести плату за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи. По общему правилу указанные платежи вносятся грузоотправителем до момента приема к перевозке или отправления грузов, если иное не предусмотрено транспортным уставом или кодексом, а также соглашением сторон (ст. 30 УЖТ РФ, ст. 75 КВВТ РФ). При этом перевозчик вправе при несвоевременном внесении платежей не подавать транспортное средство под погрузку следующей партии груза и не исполнять свои обязательства по перевозке уже принятого груза. 
Окончательные расчеты за перевозку грузов и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. 
Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки грузов 
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ст. 793 ГК РФ). При этом соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Эти общие правила об ответственности перевозчиков касаются всех видов перевозок на любом виде транспорта. 
В то же время в транспортных уставах и кодексах имеются различия при регулировании сходных отношений в сфере ответственности за нарушения обязательств по перевозкам. Например, в соответствии со ст. 123 ВК РФ перевозчик имеет право заключать соглашения с грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными кодексом или международными договорами Российской Федерации. 
Ответственность перевозчика всегда носит ограниченный характер. Она установлена законодательством либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза), либо в форме исключительной неустойки (например, за просрочку его доставки). Определение транспортными уставами и кодексами ограниченного размера ответственности в обязательствах по перевозкам соответствует положениям п. 1 ст. 400 ГК РФ об ограниченной ответственности. Причем действие принципа ограниченной ответственности в обязательствах по перевозкам грузов распространяется не только на нарушения, за которые такая ответственность непосредственно предусмотрена транспортным законодательством или соглашением сторон, но и на все нарушения любых условий договора перевозки. 
Перевозчик несет ответственность за неподачу транспортного средства для перевозки грузов в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а грузоотправитель - за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. 
Ответственность перевозчика наступает за нарушение установленного срока доставки груза. Конкретные меры и условия ответственности перевозчиков за просрочку доставки грузов детализированы в транспортных уставах и кодексах. Например, за просрочку доставки грузов перевозчик, по вине которого допущена просрочка, уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 УЖТ). 
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В этом положении ст. 796 ГК РФ заложен принцип безвиновной ответственности перевозчика. 
К сожалению, в транспортных уставах и кодексах (ст. 118 УЖТ РФ, ст. 168 КТМ РФ, ст. 118 КВВТ РФ) устанавливаются перечни обстоятельств, наличие которых автоматически освобождает перевозчика от ответственности за несохранность перевозимых грузов с возложением бремени их опровержения на грузополучателя (грузоотправителя), что не соответствует ст. 796 ГК РФ. 
Анализируя указанные противоречия, ряд авторов полагают, что у судов есть все основания при разрешении споров, связанных с несохранностью перевозимых грузов, руководствоваться общим правилом ст. 796 ГК РФ и не применять положения транспортных уставов и кодексов, предусматривающие автоматическое бездоказательное освобождение перевозчиков от ответственности [11. С. 488; 17]. 
Ответственность грузоотправителя перед перевозчиком может наступить за невыполнение принятой заявки, искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о грузах, задержку транспортного средства при погрузке, отправление запрещенного для перевозки груза, просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику за перевозку груза, и по иным основаниям, предусмотренным транспортными уставами и кодексами. В отличие от ответственности перевозчика такая ответственность является полной, а не ограниченной. Виды договоров в сфере перевозки грузов 
Транспортная деятельность характеризуется очевидной спецификой в зависимости от вида транспорта, объемов и различий в перевозочных процессах. Это порождает разнообразие в правовом регулировании исходя из вида перевозок грузов и позволяет выделить особенности используемых там видов договоров. В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, можно классифицировать договоры перевозки грузов по видам транспорта: договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор воздушного чартера, договор морской перевозки грузов, договор перевозки грузов по внутренним водным путям, договор автомобильной перевозки грузов. 
ГК РФ обеспечивает только базовую унификацию правового регулирования в сфере перевозок. Положения гл. 40 ГК РФ в большинстве случаев содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам, отражающим специфику отдельных договоров в сфере транспортной деятельности. 
Например, договор автомобильной перевозки грузов, обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК РФ, также характеризуется особенностями, отраженными в УАТ РФ и Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом. Во-первых, в отличие от других видов транспорта, где грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, по договору автомобильной перевозки грузов перевозчик самостоятельно должен подать грузоотправителю автомобили под погрузку. Это означает, что перевозочный процесс начинается на территории грузоотправителя. Во-вторых, транспортная накладная не является единственной формой договора перевозки груза. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца или перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, может осуществляться на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. В-третьих, на автомобильном транспорте запрещается осуществление перевозок грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, который служит для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. 
Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ РФ): реальный договор перевозки груза по коносаменту и консенсуальный договор фрахтования (или чартер). Последний также используется при воздушных и автомобильных перевозках (ст. 104 ВК РФ, ст. 18 УАТ РФ). По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК РФ). С помощью договора фрахтования, как правило, оформляются отношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, уголь, древесина, зерно и т.п.), объема которых достаточно для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания). 
В транспортной деятельности особо выделяется перевозка грузов разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), которая характеризуется особенностями по сравнению с содержанием обычных договоров перевозки груза. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении определяется соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта и согласно ст. 788 ГК РФ должна регулироваться специальным законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, который до настоящего времени не принят. До вступления в силу такого федерального закона будут действовать отдельные нормы, содержащиеся в некоторых транспортных уставах и кодексах. 
Так, перевозка грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушном сообщении регламентируется гл. V УЖТ РФ, а перевозка грузов в водно-воздушном и водно-автомобильном сообщении регулируется правилами разд. XI КВВТ РФ. При этом действует следующее правило: при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда в качестве первого перевозчика, принимающего груз от грузоотправителя, выступает железнодорожный перевозчик, применяются правила УЖТ РФ, а если первым перевозчиком является организация внутреннего водного транспорта, следует использовать нормы КВВТ РФ. На практике также применяются старые Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г., с изм. от 30 ноября 2000 г.). 
В КТМ РФ особого раздела о перевозках грузов в прямом смешанном сообщении нет. Эти отношения регулируются лишь отдельными нормами КТМ РФ и общими правилами морской перевозки грузов. ВК РФ и УАТ РФ вообще не содержат норм о смешанных перевозках. В связи с этим применяется общее правило о том, что, если в транспортном уставе или кодексе не предусмотрены нормы, регулирующие перевозочный процесс на данном виде транспорта, применяются подходящие положения иных кодексов, уставов, тарифных руководств, правил, регулирующие перевозки грузов транспортом соответствующего вида. 
Имеющиеся нормы о прямом смешанном сообщении на различных видах транспорта в основном идентичны. Однако имеются и различия. 
Так, общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их всеми видами транспорта, участвовавшими в перевозке, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов. При этом согласно ст. 75 УЖТ РФ в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза. Данные положения существенно разнятся с нормами КВВТ РФ. 
В соответствии с п. 1 ст. 109 КВВТ РФ в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет не перевозчик, выдавший груз, а та транспортная организация, по вине которой допущена просрочка. 
Следует обратить внимание на то, что транспортные кодексы и уставы не регулируют ряд вопросов, имеющих значение при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении. Например, в транспортных уставах не детализируются правила перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, недостаточно полно урегулирована перевозка массовых и штучных грузов. 
Груз может быть принят к перевозке в прямом смешанном сообщении от любого и до любого пункта (железнодорожной станции, морского и речного порта, автомобильной станции, аэропорта и т.д.), открытого для проведения операций по перевозкам грузов, что подтверждается включением в специальные перечни. 
Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.). Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. 
Бесперебойная и эффективная перевалка (перемещение) грузов с одного вида транспорта на другой, например при перевозке грузов в смешанных сообщениях, возможна только при согласованной работе всех перевозчиков в транспортных узлах - пунктах, где стыкуются железнодорожные, автомобильные, воздушные и водные пути. Такая координация обеспечивается заключением узловых соглашений между транспортными организациями, в которых определяются условия работы железнодорожных станций, портов, автостанций и т.д. 
Транспортные уставы и кодексы, а также правила перевозок грузов не раскрывают понятия узлового соглашения. В юридической литературе узловое соглашение определяется как "...гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (железнодорожные станции, порты, пристани) обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой на основании обязательных технологических правил с целью продолжения процесса доставки груза" [3. С. 143]. Содержание узловых соглашений сводится к взаимным правам и обязанностям транспортных предприятий разных видов транспорта, направленным на организацию их работы по подаче транспортных средств под погрузку или выгрузку, принятию грузов, их перевалке на другой транспорт контрагента. Поэтому узловые соглашения по их правовой природе относят к разновидности организационных транспортных договоров. 
Порядок перевалки грузов устанавливается узловым соглашением по каждому перевалочному пункту. Такие требования содержатся, например, в КВВТ РФ и Правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Поэтому заключение узлового соглашения является обязательным. Если один из контрагентов уклоняется от его заключения, другая сторона на основании ст. 445 ГК РФ вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также потребовать возмещения убытков, причиненных таким уклонением. Разногласия между сторонами по отдельным условиям узловых соглашений могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда. В этом случае условия узлового соглашения, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 ГК РФ). 
Отношения по централизованному завозу (вывозу) грузов на станции железных дорог, в морские и речные порты (на пристани), в аэропорты организациями автомобильного транспорта оформляются организационными договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов. Порядок организации централизованных перевозок грузов, а также права и обязанности транспортных организаций при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов в настоящее время детально регулируются ведомственными нормативными актами, утвержденными еще в советское время, - правилами и типовыми договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов, которые действуют в части, не противоречащей ГК РФ. В качестве существенных условий в договорах на централизованный завоз (вывоз) грузов предусматриваются: объемы перевозок и сроки доставки грузов в соответствии с согласованным сторонами графиком; меры по обеспечению сохранности грузов; обязанности по своевременному выполнению погрузочно-разгрузочных работ; условия расчетов за перевозку грузов и за выполнение экспедиционных работ; взаимная ответственность сторон. Обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке 
Процессу перевозки грузов предшествуют подача перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявление грузоотправителем соответствующего груза, предназначенного к перевозке. Это предполагает надлежащее исполнение перевозчиком обязательств по подаче транспортных средств в согласованный срок и в необходимом количестве, технически исправных и пригодных для перевозки соответствующего груза. С другой стороны, грузоотправитель обязан предъявить груз в согласованном объеме и подготовить его к перевозке: упаковать, обеспечить тарой, осуществить надлежащую укладку и крепление груза на подвижном составе и т.п. Такие обязательства сторон договора перевозки груза могут осуществляться как разово, так и на систематической основе. 
Согласно ст. 791 ГК РФ основаниями возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке могут быть принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя, договор перевозки или договор об организации перевозок. 
Для осуществления систематических перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). По своей юридической природе этот договор относится к числу организационных. 
В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. На автомобильном транспорте договор о систематических перевозках грузов именуется годовым, на речном транспорте - навигационным, а на воздушном транспорте - специальным договором. 
На железнодорожном транспорте одними из разновидностей договоров об организации перевозок являются договоры об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и договоры о подаче и уборке вагонов. Эти договоры направлены на урегулирование отношений перевозчика и владельца или пользователя подъездного железнодорожного пути необщего пользования по поводу эксплуатации принадлежащего владельцу подъездного пути или принадлежащих пользователю складских и иных помещений, расположенных в пределах подъездного пути, а также осуществления операций по отправлению и получению грузов и связанных с ними погрузочно-разгрузочных работ. Заключение указанных договоров является обязательным для обеих сторон. Споры по разногласиям, возникшим при их заключении, могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30). При этом необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. 
Поданная грузоотправителем и принятая перевозчиком заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может являться самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза тогда, когда действия сторон осуществляются не во исполнение заключенного между ними договора об организации перевозок грузов. В этом случае подача грузоотправителем заявки (заказа) представляет собой оферту, а ее принятие перевозчиком - акцепт, что влечет заключение договора о подаче транспортных средств и предъявлении груза к перевозке. 
Обязательные реквизиты заявки (заказа) на перевозку грузов, порядок их оформления, подачи и принятия регламентируется транспортными кодексами и уставами, а также правилами перевозки грузов. Например, на железнодорожном транспорте заявки на перевозки грузов представляются грузоотправителем перевозчику не менее чем за десять дней до начала перевозки в прямом железнодорожном сообщении. Срок на рассмотрение перевозчиком заявки составляет два дня.

Организация заключила договор с перевозчиком. Исполняя свои обязательства, перевозчик предоставил транспорт в назначенный срок. Однако никакого груза не было. Перевозчик сообщил грузоотправителю о том, что транспорт предоставлен. Через некоторое время грузоотправитель предоставил груз. Однако поскольку транспорт все это время не использовался, перевозчик потребовал оплатить простой, от чего грузоотправитель отказался. В адрес грузоотправителя была направлена претензия, в которой помимо указания на факт несвоевременного предоставления груза было указано, что в случае неоплаты простоя перевозчик будет вынужден обратиться за защитой своих прав в суд. Только после этого грузоотправитель оплатил простой транспорта, признав, что им были нарушены условия договора.

Периодически грузоотправители забывают еще и о том, что они обязаны информировать перевозчика о количестве груза. В принципе, ни один перевозчик не станет предоставлять транспорт, не зная, сколько груза необходимо перевезти. Именно поэтому, если заключается договор на несколько перевозок, грузоотправитель должен перед каждой отправкой груза сообщить перевозчику количество груза. Обычно это оформляется заявкой на конкретную перевозку. Иногда в договорах прописывают, что такая заявка должна быть направлена перевозчику в разумный срок, позволяющий подготовить и предоставить транспорт. Однако гораздо лучше определить в договоре, когда именно направляется заявка. Например: «Грузоотправитель обязан непозднее трех дней до даты отправки груза направить перевозчику заявку, в которой будут указаны место погрузки, количество груза, а также маршрут перевозки». Основные права перевозчика: право на получение вознаграждения и своевременное информирование грузоотправителем относительно маршрута перевозки и характера (а также количества) груза. В том случае, если от грузоотправителя не поступит информация (или она будет неполной) о грузе, перевозчик имеет право отказаться от перевозки до предоставления всех необходимых данных. Обязанности перевозчика также напомнят нам о правах грузоотправителя. Так, перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения. Выше мы говорили о действиях перевозчика в случае непредоставления грузоотправителем информации о грузе. Однако законодательством предусмотрено, что перевозчик обязан сначала обратиться к грузоотправителю с просьбой о предоставлении ему необходимой информации. Если договор заключен не с перевозчиком, а с экспедитором, последний должен (если это указано в договоре) получить документы на груз, проверить его количество и пр.

 


Информация о работе Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов