Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:08, контрольная работа
Цель работы – изучить АО как юридическое лицо.
Задачи работы:
1. Изучить правовою литературу по данной тематике.
2 Раскрыть основные характеристики АО.
3. Выявить особенности создания и управления АО.
Введение
Глава 1 Характеристика АО.
1.1 Источники правового регулирования.
1.2 Отличительные черты АО.
1.3 Имущественные отношения в АО.
Глава 2 Особенности создания и управления АО.
1.1 Учредители АО и его создание.
1.2 Документальное оформление АО.
1.3 Проблемы корпоративного управления АО.
Заключение
Единственным учредительным документом АО выступает устав. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона об АО в нем должны содержаться следующие сведения: полное и сокращенное фирменные наименования общества; место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа); размер уставного капитала; структура и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества; иные положения, предусмотренные законодательством. Устав общества должен содержать также сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»).
Правовая природа устава юридического лица - дискуссионная проблема вот уже несколько столетий. Она не разрешена до сих пор. В цивилистической литературе высказано несколько точек зрения: 1) устав как договор либо правовой феномен, основанный на договоре или содержащий в себе договор (элемент договора); 2) устав как локальный нормативный акт; 3) устав как правоприменительный акт. Н.В. Козловой высказана точка зрения, согласно которой устав является корпоративной сделкой.
Договорная концепция устава не принята ни судебной практикой, ни современными исследователями. То же самое можно сказать в отношении устава как сделки. Кроме того, последнее не дает возможности придать ему хотя бы относительную автономность как правовому акту. Против устава как правоприменительного акта свидетельствует надындивидуальный характер положений, содержащихся в нем. Представляется, что устав является локальным правовым актом, который, при наличии в нем норм, имеет нормативный характер, что позволяет применять его как подзаконный нормативный акт.
Учредители заключают между собой в письменной форме договор о создании АО, к котором, согласно п. 5 ст. 9 Закона об АО, должны определить порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. При необходимости учредители вправе включить в свой договор любые условия, не противоречащие закону.
Из п. 5 ст. 9 Закона об АО следует, что договор о создании общества не признается учредительным документом общества. По своей правовой природе он относится к договорам простого товарищества, в котором двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать для достижения цели, не противоречащей закону. Поэтому неисполнение договора о создании АО может повлечь обязанность нарушителя возместить причиненные другим участникам убытки в полном объеме. Кроме того, преследуя общую цель создания АО, учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, в которые они вступили ради достижения этой цели. АО согласно п. 3 ст. 10 Закона об АО может рассматриваться как правопреемник учредителей по их обязанностям, связанным с созданием общества, только в том случае, когда общим собранием акционеров действия учредителей будут одобрены.
В случае учреждения общества одним лицом для создания АО достаточно его волеизъявления, выраженного в виде самостоятельного документа - решения, которое должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты (п. 5 ст. 9 Закона об АО).
Создание нового АО возможно путем реорганизации уже существующего АО в форме слияния, разделения и выделения, а также путем преобразования в АО общества с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», производственного кооператива (п. 5 ст. 26 ФЗ «О производственных кооперативах»), унитарного предприятия (п. 1 ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
При создании нового АО путем реорганизации уже существующего общества либо производственного кооператива основополагающее значение имеют следующие документы.
1.
Решение общего собрания
Согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В соответствии с существующей практикой в состав передаточного акта и разделительного баланса включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Минфином РФ порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации).
При реорганизации АО в форме выделения и разделения решением общего собрания реорганизуемого общества утверждается также вопрос о создании нового общества (обществ). При выделении решением общего собрания в качестве альтернативы конвертации акций может быть предусмотрено распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретение акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом (п. 2 ст. 19 Закона об АО).
Правовая природа решений общего собрания о реорганизации законодательно не определена. Ряд современных отечественных исследователей придерживаются мнения о его сделочном характере, поскольку, на их взгляд, решение общего собрания представляет собой волеизъявление юридического лица, направленное на установление правовых отношений по поводу реорганизации. С точки зрения ряда юристов, само решение действительно отвечает всем признакам сделки, так как носит субъективный характер. Однако положения, утверждаемые решением общего собрания, связаны с волей юридического лица лишь косвенно, имеют в своей основе нормы закона, описывающие процедуру реорганизации, и, следовательно - объективный характер. Это позволяет считать их самостоятельными правовыми актами, которые при наличии в их составе норм могут выступать в качестве локальных нормативных актов.
При реорганизации АО в форме слияния решением общего собрания каждого реорганизуемого общества утверждается договор о слиянии, заключенный обществами, участвующими в этом процессе. В договоре должны быть определены порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества; может быть установлен порядок голосования на совместном общем собрании акционеров (п.п. 2 и 3 ст. 16 Закона об АО). Требования к содержанию договора о слиянии устанавливаются и в Указе Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера».
Договор
о слиянии нельзя считать договором
простого товарищества, поскольку, как
справедливо отмечает Б.П. Архипов,
«целью участников простого товарищества
является совместная деятельность без
образования юридического лица, в то время
как договор о слиянии изначально заключается
для создания нового лица». Представляется
верным вывод о том, что есть все основания
причислить его к непоименованным гражданско-правовым
сделкам.
2.
Устав, утверждаемый
решением общего собрания
реорганизуемых (при
слиянии) либо вновь
создаваемого общества (обществ) (соответственно
- при выделении и разделении).
Создание АО путем преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в порядке приватизации оформляется иными документами, перечень которых установлен Законом о приватизации. Преобразование в порядке приватизации возможно только на основании утверждаемого правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере приватизации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год8, а также принимаемого органами, указанными выше, решения об условиях приватизации федерального имущества (ст. 6 Закона о приватизации).
В соответствии со ст. 7 Закона о приватизации прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных ГУЛ, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году, указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Прогнозный план (программа) ежегодно разрабатывается Правительством РФ в соответствии с установленным порядком и утверждается им.
Решение об условиях приватизации ГУП в соответствии со ст. 14 Закона о приватизации принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества Правительством РФ, Министерством имущественных отношений РФ либо по поручению Министерства - его территориальным органом. В нем должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации имущества; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии с Законом о приватизации; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия; иные необходимые для приватизации имущества сведения. Тем же решением утверждается устав, в котором должны быть учтены требования Закона об АО и особенности, определенные Законом о приватизации.
Прогнозный план (программа) приватизации не признается нормативным правовым актом, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к актам такого рода, в частности, не имеет соответствующего обозначения". В процедуре правового регулирования создания АО он имеет значение юридического факта - административного акта, который детализируется и конкретизируется другим административным актом - решением об условиях приватизации.
На основании и в соответствии с решением об условиях приватизации составляется передаточный акт, в котором определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП, а именно, все виды подлежащего приватизации имущества, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства ГУП по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права; сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ГУП. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ГУП, а в случае создания ОАО путем преобразования ГУП - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций (ст. 11 Закона о приватизации).
Государственная регистрация АО осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон о регистрации). В ст. 12 этого Закона содержится перечень документов, необходимых для государственной регистрации АО созданного путем учреждения: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа; в) учредительные документы юридического лица; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
При регистрации АО, созданного в результате реорганизации, необходимы следующие документы (ст. 13 Закона о регистрации): а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии или присоединении; д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины.
Информация о работе Правовые основы деятельности акционерного общества