Регулирование рынка бытовых услуг населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить проблему и специфику развития сферы бытового обслуживания. Объектом исследования является предприятие химической чистки. Предметом исследования - сфера бытовых услуг. Задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме, сопоставление теоретического материала об основных тенденциях формирования бытовых услуг. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике
1.1 Понятие, сущность и классификация бытовых услуг
1.2 Федеральная концепция основных направлений развития бытового обслуживания в Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния рынка бытовых услуг населению в национальной экономике.
2.1 Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг.
2.2 Органы государственной власти, регулирующие рынок бытовых услуг.
2.3 Анализ структуры и динамики регулирования рынка бытовых услуг в Российской Федерации.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка бытовых услуг в Российской Федерации.
3.1 Проблемы рынка бытовых услуг населению в Российской Федерации.
3. 2 Перспективы развития рынка бытовых услуг населению.

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

 

 

 

Экономический факультет

Кафедра «Экономики народного хозяйства»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики»

 

на тему: Регулирование рынка бытовых услуг населению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель______________________

                                                                                           должность

__________________________________

                                                           Ф. И. О.                           подпись               

Студент___________________________

                                                                                   курс, группа

__________________________________

                                                    Ф. И. О.                     подпись

 

 

 

 

г. Н. Новгород, 2006 г.


Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике

1.1    Понятие, сущность и классификация бытовых услуг

1.2 Федеральная концепция основных направлений развития бытового обслуживания в Российской Федерации

Глава 2. Анализ текущего состояния рынка бытовых услуг населению в национальной экономике.

2.1 Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг.

2.2 Органы государственной власти, регулирующие рынок бытовых услуг.

2.3 Анализ структуры и динамики регулирования рынка бытовых услуг в Российской Федерации.

Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка бытовых услуг в Российской Федерации.

3.1 Проблемы рынка бытовых услуг населению в Российской Федерации.

3. 2 Перспективы развития рынка бытовых услуг населению.

 

Заключение

 

 


Введение

 

 

Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к ним могут быть отнесены услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д. Бытовое обслуживание населения – часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности. В современных условиях бытовое обслуживание, располагавшее в прошлом кустарными мастерскими, стало отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной материально-технической базой – промышленными предприятиями, производственными объединениями и комбинатами бытового обслуживания, имеющими высокопроизводительные машины и механизмы. Оно приобретает всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Целью курсовой работы является изучить проблему и специфику развития сферы бытового обслуживания. Объектом исследования является предприятие химической чистки. Предметом исследования - сфера бытовых услуг. Задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме, сопоставление теоретического материала об основных тенденциях формирования бытовых услуг. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы


Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике.

1.1    Понятие, сущность и классификация бытового обслуживания

В настоящее время российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы своего дела. Увеличивается число организаций бытового обслуживания.

Объем рынка бытовых услуг в России оценивается в 400-500 млн. долларов США (по данным игроков рынка). В 2011 году рост рынка составил 5,9%

Российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы - 63%, юридические лица - 23% и физические лица - 13%

Другая специфичная черта российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях. В ряде случаев предприятия бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход. Это, в конечном счете, часто приводит к перепрофилированию предприятий.

Лидирующее положение на российском рынке бытовых услуг занимает Москва. Объем реализации бытовых услуг в Москве в 2011 году составил порядка 40 миллиардов рублей. В период с 2005 по 2011 год в отрасль бытовых услуг в Москве привлечено порядка 15 миллиардов рублей инвестиций. На столичный рынок приходится пятая часть всего объема бытовых услуг на российском рынке. По отдельным сегментам рынка бытовых услуг доля Москвы существенно больше, чем пятая часть, так, в сегментах услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также ритуальных услуг, доля столицы составляет 40% от общероссийского объема потребления, в сегменте услуг химической чистки и крашения - 44%, в сегменте прачечных - 47%. В среднем, каждый москвич тратит на бытовые услуги 3330 рублей в год, что в 3 раза больше, чем средний россиянин.

Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных .

В соответствии с неравномерностью спроса на бытовые услуги среди населения с различным уровнем дохода одними из основных тенденций производства бытовых услуг на современном этапе выступают: снижение предложения по целому ряду бытовых услуг в связи с приватизацией и перепрофилированием предприятий, а также в некоторых случаях «вымывание» услуг, производимых по ценам, доступным для малодоходных слоев населения, и увеличение предложения услуг для населения с высокими доходами.

 Характеристика отдельных видов бытового обслуживания населения

1  Услуги парикмахерские

Эта сфера бытового сервиса, в которой количество предприятий, работников и оборот услуг постоянно растет. Срок окупаемости вложенных средств в парикмахерскую составляет не более 2 лет.

В связи с этим привлекательность сферы услуг парикмахерских достаточно высока для предпринимателей и инвесторов. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские, в основном салоны красоты, даже в отдаленных районах.

2  Химическая чистка одежды, услуги прачечных

Для этого вида услуг особенно актуальна проблема ценовой доступности. Химическая чистка одежды - это наиболее материалоемкое и энергоемкое производство, требующее дорогостоящего, технически сложного оборудования, применения химикатов, в основном зарубежного производства, что формирует высокую себестоимость услуг.

Кроме того, техническое перевооружение предприятий химической чистки требует значительных финансовых вложений, для чего необходимы доступные кредитные средства.

Для предприятий химической чистки актуальны также проблемы развития сети приемных пунктов в шаговой доступности, совершенствования технологических процессов и нормативной базы, подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров, обладающих специальными знаниями и навыками.

3  Фотоуслуги

Наибольшим спросом у населения пользуются услуги по изготовлению фото на документы, проявке пленок и изготовлению любительских фотографий.

Тенденции развития фотоуслуг в настоящее время таковы, что отдельные виды услуг исчезли или резко сократились, другие стремительно развиваются. Вытеснение таких услуг, как изготовление художественной фотографии, портретов, фотокерамики обусловлено рядом объективных причин: обязательное наличие значительных производственных площадей, особые санитарные требования, отсутствие высококвалифицированных специалистов, сложная технология изготовления фотокерамики (свинцовое напыление, эфирные обработки, обжиг и т.д.).

4  Услуги ломбардов

Особенностью развития данного вида услуг на современном этапе является то, что ими все чаще пользуются предприятия малого бизнеса.

Сложности с получением кредитов коммерческих банков вынуждают предпринимателей обращаться к более простым схемам залогового финансирования.

В числе негативных тенденций развития данного вида услуг - наличие нелегального рынка скупки драгоценных металлов и камней, связанного с отменой лицензирования данного вида деятельности.

5  Услуги проката

На сегодня наиболее востребованы услуги по прокату дорогостоящих товаров краткосрочного (сезонного) использования: туристическое снаряжение; свадебные, карнавальные костюмы; сложная бытовая техника, автомобили и т.п. В перспективе именно в этом направлении возможно дальнейшее развитие услуг проката.

У определенной категории потребителей (студенты, проживающие в общежитиях, гости столиц, прибывающие в город на срок до 1 года и снимающие жилье, новоселы-молодожены, не имеющие возможности приобрести все необходимое, и т.п.) продолжает сохраняться потребность в услугах проката предметов домашнего обихода (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.п.).

6 Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов

Опыт показывает, что в сложившихся условиях наиболее эффективно работают сервисные центры, имеющие техническую базу для ремонта всего спектра бытовой техники: от кофемолки до холодильника, посудомоечных машин, телевизоров и музыкальных центров, в том числе сервисные центры при торговых центрах.


1.2    Федеральная концепция основных направлений развития бытового обслуживания в Российской Федерации

Настоящая Федеральная Концепция основных направлений развития бытового обслуживания в Российской Федерации определяет политику, приоритеты, цели и задачи развития сферы бытовых услуг на долгосрочный, до 2025 года, период. Концепция рассматривает вопросы государственного регулирования только одного из секторов потребительского рынка - сферу бытового обслуживания населения.

Снижение рентабельности предпринимательской деятельности  сферы обслуживания на фоне  повышения цен  на материалы, оборудование и запасные части, рост тарифов энергоресурсов и коммунальных услуг, дефицит квалифицированных кадров - в своей совокупности принуждают предприятия бытовых услуг повышать стоимость предоставляемых услуг, что снижает их привлекательность  для всех категорий потребителей. Уменьшение прибыли непосредственно отражается на объемах оборотных средств. Хозяйствующие субъекты бытового обслуживания  отказываются от модернизации производства,  сворачивают долговременные инновационные проекты. Отмечается стремление части хозяйствующих субъектов к перепрофилированию на более прибыльные и экономически привлекательные виды деятельности или прекращению предпринимательской деятельности, что,  в свою очередь,  осложняет ситуацию на рынке труда. Падение престижа труда в сфере бытового обслуживания, на фоне невысоких размеров заработной платы, увеличивает отток квалифицированных кадров в другие отрасли экономики.

Отсутствие государственной политики и актуального федерального законодательства, направленного на регулирование деятельности в сфере бытового обслуживания населения на современном этапе развития экономики, привело к тому, что субъекты Российской Федерации формируют собственные нормативно-правовые базы, существенно различающиеся друг от друга при решении одних и тех же задач. Условия комфортности проживания населения в одних регионах противопоставляются условиям в других, и, как закономерный результат, ведет к возникновению неравенства и  усилению социальной напряженности. В сфере бытового обслуживания населения увеличиваются  различия в качестве и объемах оказываемых бытовых услуг, как на уровне субъектов Федерации, так и внутри, на уровне муниципальных образований. Региональное законодательство не решает должным образом  вопросы перспективного планирования и прогнозирования,  стратегического развития видов и форм оказания бытовых услуг. В данной ситуации, региональное законодательство ориентировано на реализацию  краткосрочных или среднесрочных планов по обслуживанию населения. При таких обстоятельствах сфера бытового обслуживания населения рассматривается региональными властями как «второстепенное» и поддерживается по «остаточному» принципу. В свою очередь, предприниматели, осуществляющие деятельность в форме предоставления бытовых услуг, не могут рассчитывать на перспективное и стабильное  развитие  собственного бизнеса.

Информация о работе Регулирование рынка бытовых услуг населению