Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:33, курсовая работа
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Сущность, состав и структура жилищной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях . . . 13
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы. . . .19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
При втором подходе приоритет
отдается структурной перестройке
хозяйственных отношений в
Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры:
Как следует из этого перечня целевых установок, особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.
Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл.1. Отметим, что ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:
5 баллов – полное
соответствие стандартам
4 балла – соответствие
стандартам качества по
3 балла – выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла – невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл – полное
несоответствие стандарту (
Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.
Основным вопросом реформирования жилищной системы в настоящее время является обоснование приоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указанием последовательности их осуществления.
Таблица 1
Стратегические цели и целевые показатели реформирования жилищной сферы (количественные значения приняты условно)
Цель |
Целевой показатель |
Значение целевого показателя |
Примечание | ||
2000 г. |
2003 г. |
2008 г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Повышение уровня жилищной обеспеченности населения |
Уровень жилищной обеспеченности, кв.м. общей площади на жителя |
17,8
|
19,5
|
22 |
Норма составляет 22-24 кв.м.(в европ.городах 40-60 кв.м.) |
2. Повышение качества жилья |
Качество жилья, баллы |
2,0 |
2,5 |
3,5 |
Качество жилья определяется экспертно по принятым стандартам |
3. Повышение качества работ и услуг в ЖКХ |
Качество работ и услуг, баллы |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
В соответствии со стандартами |
4. Снижение производственных издержек |
Степень снижения издержек, % |
- |
20-30 |
40-60 |
По отношению к базовому периоду |
5. Снижение рас-ходов бюджета на содержание ЖКХ |
Степень снижения бюджетных затрат, % |
- |
30-40 |
60-80 |
По отношению к базовому периоду |
6. Смягчение для населения нега-тивных послед- ствий реформи- рования |
Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к доходу семей |
16 |
20 |
25 |
В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ |
7. Повышение уровня
техниче-ского и санитар-ного
содержания жилищного фонда гор |
Уровень техниче-ского и санитарного содержания жилищ-ного фонда, баллы |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
Определяется экс-пертно по специи-альной шкале, раз-работанной на нормативной основе |
8. Повышение качества коммунальных услуг |
Качество услуг для населения: - воды; - газа; - электричества; - тепла |
3 4 3 3 |
3,5 4,5 3,5 3,5 |
4,0 4,5 4,0 4,0 |
Определяется экс-пертами в соот-ветствии с дейст-вующими норма-ми и стандартами |
9. Обеспечение потребностей населения в воде |
Уровень обеспечен-ности населения во-дой, л/чел. в сутки |
300 |
220 |
180 |
Фактическое потребле-ние воды в европ. горо-дах – 140-160 л/чел./сутки |
10. Обеспечение потребностей населения в электроэнергии
|
Уровень обеспечения потребностей населе-ния в электроэнергии, кВт-час/чел./мес |
60 |
80 |
100 |
обеспеченность населе-ния электроприборам определяет рост объе-мов электроэнергии |
Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без их глубокой проработки эффективность реформирования и последующего развития жилищной сферы будет крайне низка. Поэтому кратко остановимся на некоторых обеспечивающих мероприятиях.
Организационно-методическое
обеспечение предусматривает
Правовое обеспечение предусматривает разработку и принятие на уровне города и выход с законодательной инициативой на более высокий уровень управления пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых условий для реформирования и развития жилищной системы. В их число целесообразно включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о минимальных социальных стандартах и др.
Важнейшей подсистемой является финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи с этим необходимо разработать программу перехода жилищного хозяйства на принципы самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения.
Необходимым условием организации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищно-коммунального обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов развития ЖКХ.
Содержание программы реформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка механизма их реализации.
Основными этапами разработки программы являются следующие.
На первом этапе целесообразно обратить внимание на содержание и важнейшие аспекты жилищной проблемы на данной территории. Формирование данного раздела программы целесообразно начать с характеристики состава, структуры и уровня благоустройства жилищного фонда района. При этом определяется размер жилищного фонда и его распределение по принадлежности, формам собственности, уровню капитальности, срокам постройки и по техническому состоянию.
Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышения качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местного самоуправления.
Прогнозирование развития жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и централизованного финансирования.
На следующем этапе разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.
Далее рассматриваются вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального комплекса города.
Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городах сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.
В то же время проведение указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы.
Следует отметить недостаточную комплексность проведения реформы. Основное внимание в ней уделено реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросы регулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определены организационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактически не создана.
Отметим также неготовность экономико-управленческих служб государственных жилищных организаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической политики, формированию современной системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов.
Значительная часть
населения города также психологически
не готова к реализации реформы и
необходимости повышения
Заключение
Более 80% семей России,
проживающих в многоквартирных
домах, являются не покупателями, а
лишь потребителями жилищно-
Информация о работе Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы