Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственное судопроизводство должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь в условиях равенства участников хозяйственного процесса перед законом, признания за каждым права на защиту его прав и законных интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом, гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон, а также с соблюдением других принципов правосудия. Однако не все принятые судами судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, действительным обстоятельствам дела и юридическим взаимоотношениям сторон спора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора..……………………………………………….

5
2. Надзорные инстанции…………………………………………………………..
6
3. Поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора.
7
4. Право на обращение с жалобой в порядке надзора………………………........
8
5. Порядок производства по поступившим жалобам………….……………..….
10
6. Принесение протеста в порядке надзора (порядок, поводы и основания)…..
7. Порядок и пределы рассмотрения дела по протесту в надзорной инстанции…………………………………………………………………………...
8. Полномочия надзорной инстанции……………………………………...........
9. Постановление экономического суда надзорной инстанции………………....
12

14
15
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
18
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы………..

Вложенные файлы: 1 файл

КР ХПроцесс.docx

— 58.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Рег. №_________

_______________

         (дата)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени П.М. МАШЕРОВА»

 

Юридический факультет

 

КАФЕДРА ГРАЖДАСКОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

 

 

 

Тема: ПРОИЗВОДСТВО ПО РАССМОТРЕНИЮ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: «Хозяйственный процесс»

 

 

 

 

 

Работа __________________

 

Выполнила:

к защите

 

студентка группы 54-З

«____» ___________ 20__ г.

 

Свербеева

________________________

 

Татьяна Анатольевна

(подпись)

 

№ з/к 1111011326


 

 

 

 

 

 

 

Витебск 2014 г.

 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

  3

1. Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора..……………………………………………….

 

5

2. Надзорные инстанции…………………………………………………………..

  6

3. Поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора.

  7

4. Право на обращение с жалобой в порядке надзора………………………........

8

5. Порядок производства по поступившим жалобам………….……………..….

10

6. Принесение протеста в порядке надзора (порядок, поводы и основания)…..

7. Порядок и пределы рассмотрения дела по протесту в надзорной инстанции…………………………………………………………………………...

8. Полномочия надзорной инстанции……………………………………...........

9. Постановление экономического суда надзорной инстанции………………....

 12

 

14

15

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

18

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы………..

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Хозяйственное судопроизводство должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь в условиях равенства участников хозяйственного процесса перед законом, признания за каждым права на защиту его прав и законных интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом, гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон, а также с соблюдением других принципов правосудия. Однако не все принятые судами судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, действительным обстоятельствам дела и юридическим взаимоотношениям сторон спора.

Сегодня обязательным элементом права на судебную защиту признается возможность обжалования судебных постановлений. Система обжалования является, как правило, двухступенчатой. Данное правило известно в мировой практике под названием «принцип контроля, единства и развития права» и включает в себя: право на апелляцию, предполагающее возможность пересмотра дела по существу судом второй инстанции, и право на кассацию – проверку законности решения. В этой связи процессуальное законодательство предусмотрело институты пересмотра и проверки правильности вступивших в законную силу судебных актов (надзорное производство).

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами хозяйственного процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений судов, рассматривающих экономические дела.

Производство в суде надзорной инстанции как исключительная стадия хозяйственного процесса по исправлению ошибок, допущенных рассматривающими экономические дела нижестоящими судами первой, апелляционной, кассационной и, в ряде случаев, надзорной инстанции, одновременно является одним из самых актуальных и дискуссионных институтов.

Теоретическую основу работы определили труды следующих ученых-процессуалистов: С.В. Борико, Л.Н. Завадской, И.И. Мартиновича,                 М.Н. Пастухова, В.С. Каменкова, В.В. Жандарова, С.В. Лунева и других.

Цель работы – выявить особенности стадии пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных постановлений как важнейшей гарантии исправления судебных ошибок, восстановления нарушенных прав и законных интересов участников хозяйственного процесса.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. раскрывается сущность и значение стадии надзорного производства;

2. обозначаются надзорные инстанции Республики Беларусь относительно принятых рассматривающими экономические дела судами судебных постановлений;

3. определяются поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора;

4. конкретизируются субъекты, имеющие право на подачу надзорной жалобы, принесение протеста;

5. раскрывается порядок производства по поступившим жалобам, порядок и пределы рассмотрения дела по протесту в надзорной инстанции;

6. отмечаются полномочия надзорных инстанций, имеющих право пересматривать в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты;

7. рассматривается постановление суда надзорной инстанции и порядок его принятия и другие.

Методы исследования: метод общенаучного диалектического познания, формально-логический, метод сравнительного и комплексного анализа.

 

  1. Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора

 

Ошибки, допускаемые судом первой инстанции, по общему правилу должны исправляться судом кассационной инстанции. Вместе с тем по ряду причин судебные решения и определения могут оказаться незаконными или необоснованными и после пересмотра их в кассационном порядке. Как правило, это бывает вследствие того, что, во-первых, незаконные либо необоснованные судебные акты не всегда обжалуются (опротестовываются) в кассационном порядке (как показывает практика, только 6–7%); во-вторых, судом кассационной инстанции иногда не исправляются ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу; в-третьих, некоторые судебные акты не подлежат обжалованию в кассационном порядке (решения и определения Верховного Суда Республики Беларусь, решения районных (городских) судов по жалобам на действия избирательных комиссий).

В механизме судебной защиты в качестве неотъемлемого компонента присутствует устранение судебных ошибок и после вступления постановления суда в силу. В соответствии с ХПК судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены либо в порядке надзора (ст. 300–318 ХПК), либо по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 319–324 ХПК).

Таким образом, пересмотр дел в порядке надзора – это самостоятельная стадия хозяйственного процесса, на которой возможен пересмотр вступивших в законную силу судебных актов судов, рассматривающих экономические дела, первой, апелляционной и кассационной инстанций, как один из способов защиты прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан.

Важнейшей задачей данного института является обеспечение строгого и неуклонного применения и толкования такими судами норм материального и процессуального права, единообразного и правильного применения законов и других нормативных актов, исправление судебных ошибок на основании имеющихся в деле материалов.

  1. Надзорные инстанции.

 

Надзорными инстанциями в системе судов Республики Беларусь, рассматривающих экономические дела, согласно статье 302 ХПК являются:

  • Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в отношении постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • Президиум Верховного Суда Республики Беларусь в отношении судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Если рассмотрение конкретного дела в надзорной инстанции данного суда, рассматривающего экономические дела, по объективным причинам невозможно он направляет представление и дело вышестоящему должностному лицу для решения вопроса о принесении протеста в вышестоящую надзорную инстанцию.

Статьей 301 ХПК определен круг должностных лиц, по протесту которых могут быть пересмотрены вступившие в законную силу судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, в порядке надзора, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Протесты в порядке надзора вправе приносить:

  • Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

 

  1. Поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора

 

Поводами к истребованию дела, а также принесению протеста являются жалобы лиц, указанных в статье 303 ХПК, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по иным основаниям. Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители вправе истребовать дело и принести протест на судебные постановления по делу по иску (заявлению) прокурора, предъявленному им в целях защиты государственных и общественных интересов, без наличия жалобы лиц, указанных в статье 303 ХПК. Основаниями для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления.

При наличии вышеперечисленных поводов и оснований к истребованию дела для проверки в порядке надзора, решение об истребовании дела в письменной форме направляется в экономический суд, вынесший обжалуемое судебное постановление, который в пятидневный срок со дня его получения должен направить истребуемое дело в Верховный Суд Республики Беларусь или Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

Вместе с тем, в ряде случаев и при наличии поводов к истребованию дела и принесению протеста должностное лицо, имеющее на это право, может принять решение об отказе использования данного права: 1) из жалобы в порядке надзора и представленных документов видно, что изложенные доводы не могут повлечь отмену судебного постановления; 2) причины пропуска срока подачи жалобы или неподачи кассационной жалобы (протеста) неуважительны.

Настоящее решение оформляется соответствующим требованиям части 9 статьи 308 ХПК письмом имеющего право принесения протеста в порядке надзора должностного лица и не может быть обжаловано иным указанным в статье 301 ХПК должностным лицам.

  1. Право на обращение с жалобой в порядке надзора.

 

В соответствии с частью первой статьи 303 ХПК право на подачу жалобы в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления экономических судов (далее - жалоба) имеют как лица, участвующие в деле, так и лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.

В связи с этим следует иметь в виду, что не участвующие в деле лица, права и законные интересы которых нарушены судебным постановлением, вправе знакомиться с материалами дела на основании письменного заявления, с указанием номера дела, даты принятия судебного постановления, а также нарушенных вступившим в законную силу судебным постановлением прав и законных интересов.

Согласно части второй статьи 300 ХПК жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Срок подачи жалобы исчисляется со дня вступления судебного постановления в законную силу, который определяется по правилам, предусмотренным статьей 204, частью 5 статьи 281, частью 5 статьи 298, частью 5 статьи 318 ХПК. 

Срок подачи жалобы исчисляется:

- на судебное постановление, которым спор (дело) разрешен по существу, не отмененное (не измененное) последующими судебными постановлениями, - со дня вступления его в законную силу;

- на судебное постановление об отмене (изменении) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, - со дня вступления его в законную силу.

Информация о работе Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора