Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 10:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Хозяйственное право"

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по хоз праву.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и методы  прав регулир хоз правоотнош. Хоз право — совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения; отношения, тесно связанные с предпринимательскими; отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности в целях обеспечения интересов государства и общества.Предмет правового регулир хоз деят — сов общ отношений, складыв в процессе хоз деятел и при ее орг-и (регулированию). Предмет включает в себя три сложных группы общ отношений:1) предприним;2) тесно с ними связанные иные, в т. ч. некоммерческие; 3) отношения по гос регул хоз деят в целях обеспечения интересов гос-ва и общ-ва.1. Предприн отношениям — отношения, возник в процессе осущ предприн деятел. Предпр деят — это сам деят юр и физ лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущ ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации др лицам и не используются для собственного потребления. 2. отношения тесно связанные с предприн, не имеющие непосредственной цели извлечения прибыли, складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера по созданию и прекращению деятельности юр лиц ИП, получению ими лицензий, сертификатов. 
3. Отношения по гос регулированию хоз деят в целях обеспечения интересов государства и общества. 
Гос регул хоз деят представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач. Под методом правового регулирования хоз деятел понимается совокупность конкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общ отношения, складыв в процессе осущ этой деятельности. Возникновение в процессе осущ хоз деятельности двух качественно отличных групп общественных отношений (частно-правовых (горизонтальных: «субъект хозяйствования» — «субъект хозяйствования») и публично-правовых (вертикальных: «субъект хозяйствования» — «государственный орган») позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования хоз деятельности, таким образом, будут являться способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов. Хозяйственные отношения, с одной стороны, подвергаются воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотношения, определение прав и обязанностей на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров, с другой стороны — способами, характерными чертами которых являются властеотношения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормативных правовых актах обстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.

 

2. Принципы регулир хоз деят. Хозяйственное право — сов правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения; отношения, тесно связанные с предпринимательскими; отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности в целях обеспечения интересов государства и общества. В основе нормативного регулирования предпринимательской деятельности лежат основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в системе хозяйственного законодательства - принципы. Традиционно систему принципов правового регулирования хозяйственной деятельности образуют: 1) принцип свободы предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 13 Конституции государство предоставляет всем без исключения право на осуществление хоз и иной деятельности, кроме запрещенной законом. 2) принцип юридического равенства форм собственности. В соответствии со ст. 13 Конституции государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Отсюда принцип равенства правового статуса субъектов хозяйствования. 3) принцип гос регул хоз деят. Данный принцип нашел отражение в ч. 4 ст. 14 Конституции, в соот с которой гос-во осущ регул экон деят в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию гос и частной экон деяте в соц целях. 4) принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Соблюдение данного принципа — необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпр деят, поскольку конкуренция — это основа, стержень рынка и важнейший элемент хоз деят. В связи с этим задачей гос-ва стала ее защита посредством антимонопольного закон-ва. 5) принцип законности. Являясь общеотраслевым, данный принцип в отношении предпр деят рассм в двух аспектах. С одной стороны, осущ предпр деят должно проходить в строгом соотв с требов закон-ва, а с другой — деят уполномоченных гос органов по регул этой деят также должна соотв указ требованиям.

 

3. Источники  хоз закон-ва. Значение источников  хоз права в рег хоз отнош. Источник права – способ официального закрепления правовых норм. Основным источником права в РБ является НПА. В соответствии со ст.1 закона «О НПА РБ», НПА – официальных документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа либо на референдуме, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение. Хоз закон-во— это совокупность нормативных правовыхактов, нормы которых регулируют хоз отношения. Систему хозяйственного законодательства составляют:1) Наибольшее значение в правовом регул хоз деят имеет закон, в первую очередь основной закон РБ — Конституция РБ. Ее нормы закрепляют принципы правового регул хоз деят, гарантии предпринимательства, компетенцию гос органов в сфере правотворчества.2) Особое место в хоз законодательстве занимают кодифицированные акты: гражд, налоговый, банковский, инвестиционный, таможенный, хозяйственный процессуальный кодексы. Хоз закон-во в РБ не сосредоточено в едином кодифицированном акте. Исходные понятия и положения хоз закон-ва рассредоточены в значительном количестве закон актов.3) Далее среди источников следует указать нормативные правовые акты Президента РБ, которые принимаются в форме декретов и указов, имеющих обязательную силу на всей территории РБ.

В целях повышения эффек управления гос муществом и гос средствами, дальнейшего совершенствования правового рег порядка реализации бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, отношений в сфере охраны и использования природных ресурсов принят Указ Президента Республики Беларусьот 3 ноября 2005 г. № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере».

4) Постановления  Совета Министров РБ, изданные  в соот с его компетенцией, также относятся к источникам хоз закон.5) Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановленияПленума Верховного Суда РБ), Высшего Хозя Суда  РБ(постановленияПленума Высшего Хозяйственного Суда РБ), Генерального прокурора РБ—нормативные правовые акты, принятые впределах их компетенции по регул общ (в том числе хозяйственных)отношений, установленной Конст РБ и принятыми в соот с ней иными закон актами.6) Значительную роль в регулировании хоз отношений играют НПА республ органов управления и, в первую очередь, органов, действующих непосредственнов экон сфере, в частности, Министерства экономики, Министерства торговли и др. Перечень министерств и комитетов содержится в Указе Президента РБ от 5мая 2006 г., № 289 «О структуре правительства Республики Беларусь».7) Систему хоз законодательства, кроме перечисленных, дополняют также акты Нац банка РБ, решения органов местного управления и самоуправления и др. (ст. 2 Закона РБ «О нормативных правовых актах»).8)Локальные нпа также могут приниматься субъектами хозяйствования в целях регул своей хоз деят.

 

 

4. Хоз правоотношения: понятие и структура. Хоз правоотношение – отношение, которые возникают между 2 и более субъектами и урегулировано нормами хоз законодательства. Структура правоотношения:1)субъекты 2)субъективные права и обязанности 3)объект правоотношения: вещи, денежные средства, ценные бумаги, имущественные права, работы, услуги, охраняемая информация, нематериальные блага, объекты интеллектуальная собственность 4)юридические факты Виды хозяйственных правоотношений: 1)«горизонтальные» - возникают между субъектами хозяйствования 2)«вертикальные» - возникают между субъектами хозяйствования и государственными органами.

 

 

 

 

 

5. Субъекты хоз  деятельности: общее понятие и  основные виды. На закон-м уровне определение понятию «хозяйствующий субъект» дано в ст. 1 Закона РБ в редакции от 10 января 2000 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». «Хозяйствующие субъекты — это физ и юр лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предприн деят или имеющие право ее осуществлять». Известно, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений явл граждане РБ, юр лица РБ, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы РБ. Для того чтобы быть субъектом хозяйствования, необходимо осуществлять предпр деят. Правила, установленные граж закон-м, применяются к отношениям с участием иност граждан, лиц без гражданства, иност и международных юрид лиц иностранных государств, если иное не определено Конституцией РБ и международными договорами (ст. 1 ГК). Субъекты хоз: 1) юр лица – орг-ия, кот имеет в собственности, хоз ведении, оперативном упр-и обособленное имущество, имеет права и обязанности, несет сам полную ответ по своим обязательствам, может быть истцом и ответчиком в суде., ,2) физ лица - К физ.лицам относят граждан РБ, ин граждан, лиц без гражданства. Иностр граждане имеют право заниматься трудовой предпр деят, кот постоянно проживающие на территории РБ занимаются ПД наравне с гражданами РБ, те, которые временно пребывают на территории РБ имеют право заниматься ПД на срок не более срока пребывания на территории РБ. Не имеют права заниматься ПД государственные служащие., 3) РБ и АТЕ- Государство и АТЕ являются особыми участниками правоотношений, поскольку с одной стороны государство регулирует предпринимательскую деятельность, а с другой стороны может быть участником правоотношений. Государство и АТЕ могут быть участниками следующих правоотношений: 1)гос-во м б собств имущества, 2)может быть учредителем юр.лица, 3)м б стороной договора, 4)м б наследн им-ва, 5)м реализ право на защиту нарушенных прав и интересов через гос органы.

6. Орг-я предпр деят (гос регистр, постановка на учет в гос органах, открытие банковского счета, требования законодательства в сфере обеспечения качества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Граждане (физ лица) как субъекты хоз деят. Субъекты хозяйствования – физ.лица и юр.лица, а также иные участники гражданского права, осуществляющие ПД. К физ.лицам относят граждан РБ, иностранных граждан, лиц без гражданства. Иностранные граждане имеют право заниматься трудовой предпринимательской деятельностью, которые постоянно проживающие на территории РБ занимаются ПД наравне с гражданами РБ, те, которые временно пребывают на территории РБ имеют право заниматься ПД на срок не более срока пребывания на территории РБ. Не имеют права заниматься ПД государственные служащие. Для того, чтобы гражданин имел право заниматься предпр деятел ему необходимо обладать общей гаж право-и дееспособн. Правоспос гражданина признается в равной мере за всеми гражданами, возникает с момента его рождения и прекращается со смертью. Но главным признаком, необходимым для приобретениястатуса индивидуального предпринимателя, явл гражд дееспосо (способность своими действиями приобретатьи осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанностии исполнять их), возникает с момента совершеннолетия и при эмансипации. Предпринимателем может быть любой, не ограниченный судом в дееспособности гражданин, достигший18 (в установленных законом случаях 16 –эмансипация, 15 – при вступлении в брак)лет и не занимающий должности в органах гос власти и управления, суда и прокуратуры, не являющийся директором или его заместителем, главным специалистом гос предприятия и в др случаях, предусмотр законодательством. Условия приобр статуса:1 этот статус приобрет в результате гос регистрации гражданина в качестве ИП,2 отдельными видами деят гражданин-предприн может заниматься исключительно на основании спец разрешения уполномоченных органов, выдающих соотв лицензии.3 индивидуальный предприниматель – это плательщик налогов (сборов, пошлин).После получения свидетельства о гос регистрации индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в инспекции Министерства по налогам и сборам в качестве плательщика, т.е. статьна учет в налоговых органах и получить извещение о присвоении учетного номера плательщика налогов, сборов (пошлин) –УНП).4 индивидуальный предприниматель – это плательщик обязательных страховых взносов. Он должен стать на учет в ФСЗН. Документы, необходимые для регистрации и.п.:1)заявление,2)фотографии,3)квитанция об уплате государственной пошлины. В день подачи документов регистрирующий орган рассматривает документы и принимает решение о государственной регистрации и вносит сведения о регистрации в ЕГР. А в течении 5 дней с момента внесения сведений в ЕГР регистрирующий орган предоставляет и.п. документы о постановке его на учет в налоговый орган, органах статистики, органах фонда соцзащиты населения и о регистрации его в Белгосстрахе. Регистрирующий орган не осуществляет регистрацию в случаи предоставления документов не в том регистрирующий орган и в случаи предоставления не всего пакета документов. Ответственность за содержание информации, содержащихся в предоставляемых документах несет предоставляющее лицо. Регистрацию и.п. осуществляют местные исполкомы. Свидетельство о регистрации выдается в день подачи документов. И.п. считается зарегистрированным со дня подачи заявления и внесения сведений в ЕГР.

8. Юр лица  как субъекты хоз деят. Субъекты хозяйствования – физ. лица и юр.лица, а также иные участники гражданского права, осуществляющие ПД. Юр.лицо – орг-я, кот имеет в собственности, хоз ведении, оперативном управлении обособленное имущество, имеет права и обязанности, несет самост полную ответственность по своим обязательствам, может быть истцом и ответчиком в суде. Признаки юр.лица:1)наличие организационного единства (наличие структуры, наличие органов управления, ПВТР, штат работников),2)наличие обособленного имущества (при создании юр.лица учредители передают на праве собственности свое имущество в качестве вклада в уставной фонд организации, при этом собственником этого имущества будет являться созданному юр.лицу, за исключением УП, которое владеет имуществом на праве оперативного управления или хозяйственного ведения),3)самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, 4)сам выступление в гражданском обороте и суде от своего имени – юр.лицо должно иметь фирменное наименование, которое состоит из указание на организационно-правовую форму и наименования юр.лица. До государственной регистрации учредители должны согласовать наименование с регистрирующим органом. Виды юр.лиц:1)в зависимости от цели деятельности: А)коммерческие Б)некоммерческие

Виды коммерческих организаций:1)общества: А)ООО – коммерческая орг-я, уставной фонд которой разделен на вклады учредителей, учредители не несут ответственности по долгам юр.лица. Учредителей может быть 2-50. Устав и учредительный договор – учредительные документы. Б)ОДО – коммерческая организация, уставной фонд которой разделен на вклады, учредители которой несут солидарно-субсидиарную ответственность по долгам юр.лица. Учредителей до 50.Устав и договор – учредительные документы. В)акционерные общества: 1)ЗАО 2)ОАО. Учредительный документ – устав. 2)товарищества: А)полное товарищество – коммерческое юр.лицо, учредители которого обязаны заниматься предпринимательской деятельностью от имени юр.лица и несут солидарно-субсидиарную ответственность по долгам юр.лица. учредителями могут быть коммерческие организации или и.п. учредительный документ – учредительный договор. Б)коммандитное товарищество – наряду с полными товарищами есть товарищи-вкладчики, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность в рамках суммы вклада. Учредительный документ – учредительный договор. Учредители – юр.лица и физ.лица.

3)УП (унитар предпр) – создается только одним лицом, УП не является собственником имущества, а принадлежит на праве хоз ведения. Учредительный документ – устав. Бывают частные и республиканские.4)производственный кооператив (артель). Учредительный документ – устав. Учредителей – не менее 3, которые несут долевую ответственность по долгам юр.лица. Уставной фонд делиться на паи.5)КФХ. Учредительный документ – устав. Виды некоммерч ог-й: обществ орг-и, религиозные орг-и, благотвор и иные фонды и т д. Документы, необходимые для регистрации: 1)заявление 2)учредительные документы (без нотариального удостоверения, в 2 экземплярах и электронная копия) 3)квитанция об уплате государственной пошлины 4)выписка из торгового реестра страны происхождения (для иностранных юр.лиц) 5)паспорт с переводом на русский или белорусский язык (для иностранных учредителей). Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания (п.3 ст.45 ГК), а оно признается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.47 ГК). Дееспособность юридического лица возникает одновременно с правоспособностью. Она осуществляется органами юридического лица, действующими в пределах прав, предоставленных им позакону или уставу (положению).

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"