Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:17, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Существует несколько подходов к понятию «хозяйственное право» (ХП). 1. ХП – не отрасль права, а комплексное законодательство, включающее нормы гражданского и административного права. 2. ХП (предпринимательское право) – самостоятельная отрасль права, имеющая своим предметом регулирования правоотношения с участиемпрофессионального предпринимателя.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

 
25. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА, ЗАНИМАЮЩЕГО ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

В Российской Федерации  гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусмотрен свод правил, обеспечивающих поддержку конкуренции как главной движущей силы рынка и подавляющих монополистические тенденции в борьбе за получение прибыли в обход нормальных рыночных взаимоотношений сторон.

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Доминирующее  положение на товарном рынке – исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монополия – доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.

Признаки:

1. Исключительность положения хозяйствующего субъекта в том, что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара.

2. Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах: назначение продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса.

3. Явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен.

4. Исключительное право. Оно может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

Монополия может  возникнуть на рынке в силу различных  обстоятельств. Исходя из этого, выделяют три основных вида монополий:

1) при временной монополии один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товара (предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию);

2) государственная монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и в основном носит фискальный характер (например, государственная монополия на импорт или экспорт отдельных видов товаров);

3) естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов (предприятия электро-, водо– и газоснабжения, телефонная служба).

 
26. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Недобросовестная  конкуренция на товарных рынках – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Субъектами  регулирования являются лица, участвующие в процессе монополизации на рынке или оказывающие непосредственное влияние на монополизацию: хозяйствующие субъекты (группа лиц), занимающие доминирующее положение на рынке (или владеющие долей более 35 %), участвующие в соглашениях (согласованных действиях) по ограничению, недопущению или устранению конкуренции; федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти и управления.

Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в т. ч.:

•  изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

•  навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;

•  создание условий, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

•  создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

•  нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

•  установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; и т. д.

Запрещается заключение соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к:

а) установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

б) повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;

в) разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); и др.

За нарушения  антимонопольного законодательства субъекты регулирования несут гражданско-правовую, уголовную и административную ответственность.

 
27. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объект  хозяйственной деятельности – то благо, по поводу которого возникает правоотношение и в отношении которого существуют субъективное право и соответствующая ему обязанность.

Виды  объектов: вещи (включая деньги и ценные бумаги), имущество (включая имущественные права); работы и услуги; результаты творческой деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага; информация.

Понятие «имущество» используется для обозначения вещей, в том числе денег и ценных бумаг, а также имущественных прав (ст. 128 ГК РФ). Получение прибыли от пользования имуществом является одной из форм ведения предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ), т. е. имущество – средство для осуществления предпринимательской деятельности. Одновременно обладание имуществом – необходимое условие для занятия предпринимательской деятельностью (отсутствие необходимого имущества может препятствовать получению предпринимателем лицензии на ведение определенных видов деятельности, например для оказания транспортных услуг). Правовой режим имущества – совокупность прав и обязанностей лица в отношении принадлежащего ему имущества.

Виды  имущества. 1. По юридическим основаниям: движимое и недвижимое имущество; оборотоспособное, ограниченно оборотоспособное и изъятое из оборота. 2. По экономическим основаниям: основные и оборотные средства – исходя из степени участия имущества в процессе производства продукции, стоимости и длительности использования; материальные и нематериальные активы – исходя из наличия или отсутствия овеществленной формы имущества и т. д.

Под имущественным правом понимается право лица требовать передачи имущества или иных имущественных благ.

Имущественные права могут быть предметом сделок, в том числе купли-продажи.

Работа или услуга – действия обязанного лица. Работа имеет целью создать овеществленный объект (построить дом). В результате выполнения услуги овеществленного результата не возникает (медицинские, культурные, бытовые, туристические, финансовые и другие услуги).

Результат творческой деятельности (интеллектуальная собственность): произведения литературы, искусства, науки; изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, ноу-хау; исполнительская деятельность актеров, создание фонограмм, постановки кабельного и эфирного вещания.

Нематериальные  блага – блага неимущественного характера. Они лишены экономического содержания, т. е. не имеют стоимостного выражения. К ним относятся: имя, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения и выбора места жительства и пребывания и др.

Информация – сведения, имеющие действительную или потенциальную ценность в гражданском товарообороте, так как она неизвестна третьим лицам и охраняется ее обладателями. Информация является разновидностью нематериальных благ (служебная и коммерческая тайны).

 
28. ДЕНЬГИ, ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ

Деньги являются особым объектом гражданского права. Они могут быть предметом некоторых гражданско-правовых сделок: договоров займа, дарения, кредитных договоров. Чаще всего они являются законным средством платежа в возмездных договорах. Деньги представляют собой движимое имущество и относятся к категории делимых вещей.

Согласно Конституции  и закону о Центральном банке  России рубль – официальная денежная единица (валюта) РФ. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Банк России осуществляет эмиссию наличных денег монопольно.

ГК РФ предусматривает два вида денежных расчетов. При расчетах путем наличных денег средством платежа являются реальные денежные знаки, которые передаются одним субъектом другому за товары, работы, услуги или в иных установленных законом случаях (например, штрафы). При безналичных расчетах используются цифровые записи об обращающейся денежной массе. При этом определенная денежная сумма списывается со счета одного субъекта и зачисляется на счет другого. Возможны и иные формы безналичных расчетов.

Государство проводит политику, направленную на расширение безналичных расчетов. Случаи и порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа определяются законами о Центробанке и о валютном регулировании, а также изданными в соответствии с ними нормативными актами. Согласно указанным актам расчеты в иностранной валюте на территории РФ допускаются только в безналичном порядке и в строго ограниченных случаях. В настоящее время действует Положение 2002 г. Центробанка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Согласно ФЗ 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Иностранная валюта – это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с ФЗ о валютном регулировании к внутренним ценным бумагам.

Внутренние  ценные бумаги – это:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ; б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

 
29. ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ОСОБЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВА

Ценной  бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

С передачей  ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

В случаях, предусмотренных  законом или в установленном  им порядке, для осуществления и  передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

Виды  ценных бумаг: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Права, удостоверенные ценной бумагой, могут  принадлежать:

1) предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);

2) названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага);

3) названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).

Лицо, выдавшее ценную бумагу, и все лица, индоссировавшие ее, отвечают перед ее законным владельцем солидарно.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"