Скуратов Владимир Геннадьевич
Вопросы к экзамену
по курсу «Хозяйственный процесс»
для студентов 5 курса юридического,
заочного (сокр) факультета
- Хозяйственное процессуальное право
как отрасль права.
- Понятие и стадии хозяйственный процесс
- Принципы хозяйственного процессуального
права.
- Хозяйственные процессуальные
отношения.
- Хозяйственные суды Республики
Беларусь, апелляционные, кассационные
и надзорные инстанции хозяйственных
судов.
- Правовой статус судей хозяйственных
судов. -
- Хозяйственные суды областей.
- Правовое положение Высшего хозяйственного
суда Республики Беларусь.
- Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного
суда.
- Должностные лица хозяйственного
суда. -
- Подведомственность дел хозяйственному
суду: понятие, значение, виды.
- Общие правила подведомственности
дел хозяйственному суду.
- Разграничение подведомственности
дел между общими и хозяйственными судами.
- Понятие, виды и общие правила подсудности
дел хозяйственному суду.
- Альтернативная, исключительная
и договорная территориальная подсудность.
- Состав и общая характеристика
лиц, участвующих в деле.
- Стороны в хозяйственном процессе.
- Третьи лица в хозяйственном процессе.
- Участие в хозяйственном процессе
прокурора, государственных и иных органов.
- Представительство в хозяйственном
процессе: общая характеристика.
- Полномочия представителей, порядок
их оформления.
- Судебное доказывание.
- Понятие, классификация и оценка
доказательств.
- Объяснение лиц, участвующих в деле,
и свидетельские показания.
- Письменные и вещественные доказательства.
- Экспертиза в хозяйственном процессе.
- Судебные поручения. -
- Понятие, элементы и виды иска в
хозяйственном процессе.
- Предъявление иска и возбуждение
производства по делу (общие положения).
- Форма и содержание искового заявления
и последствия их несоблюдения.
- Отказ в принятии, оставление без
движения и возвращение искового заявления.
- Защита ответчика против иска.
- Обеспечение иска.
- Приостановление и прекращение
производства по делу.
- Оставление иска без рассмотрения.
- Процессуальные сроки.
- Судебные расходы.
- Урегулирование спора в порядке
посредничества.
- Подготовка дела к судебному разбирательству.
- Судебное разбирательство.
- Решение хозяйственного суда.
- Определения суда первой инстанции.
- Немедленное исполнение, отсрочка
и рассрочка исполнения судебного решения.
- Общие положения об отдельных видах
производств в хозяйственном суде первой
инстанции.
- Приказное производство.
- Производство в хозяйственном суде
апелляционной инстанции (общая характеристика).
- Апелляционная жалоба (протест).
- Полномочия суда апелляционной
инстанции.
- Производство в хозяйственном суде
кассационной инстанции.
- Производство по пересмотру судебных
постановлений в порядке надзора.
- Пересмотр судебных постановлений
по вновь открывшимся обстоятельствам.
- Общие правила исполнительного
производства.
- Возбуждение, приостановление,
прекращение исполнительного производства.
- Обращение взыскания на денежные
средства и имущество должника.
- Обращение взыскания на причитающиеся
должнику доходы и иные суммы.
- Распределение взысканных сумм
между взыскателями.
- Производство по делам с участием
иностранных лиц.
- Признание и исполнение решений
иностранных и международных арбитражных
(третейских) судов. -
- Третейские суды и их виды. Третейский
договор. -
- Правовой статус Международного
арбитражного суда при Белорусской торговой
промышленной палате. -
Утверждено на заседании
кафедры
"__" _______ 200 г., протокол
№___
1. Хозяйственное процессуальное
право как отрасль права.
Под отраслью права понимается совок-ть
взаимосвязанных, обособленных юридических
норм, регулирующих при помощи специфического
метода обширный круг общ. отн., обладающих
внутренним единством, качественным разнообразием.
Хоз. процессуальное право – это
самостоятельная отрасль права, представляющая
собой совокупность правовых норм, регулирующих
деятельность хозяйственного суда по
защите нарушенных или оспариваемых прав
и законных интересов юридических лиц,
граждан и иных лиц в сфере предпринимательской
и иной хозяйственной деятельности.
Предметом ХПП является хоз. процесс
(хозяйственное судопроизводство).
Для хозяйственного процессуального
права характерен диспозитивно-императивный метод
правового регулирования. Диспозитивность (волеизъявление
по распоряжению своими материальными
и проц-ми правами) выражается в том, что без инициативы
заинтересованного лица (истца, заявителя),
не м.б. возбуждена практически ни одна
стадия ХПр-са. Хоз. суд не вправе возбуждать
производство по делу без искового заявления,
кассационное производство невозможно
без кассационной жалобы и т.д. В тоже время,
участники процесса вправе совершить
только предусм-е зак-ми актами действия
и в установленной форме. А ХС как орган
гос. власти наделен строго опред. полномочиями
по защите прав и законных интересов участников
процесса, его решения носят обязательный
характер. В этом заключ-ся императивный характер правового
регул-я ХПП,
Систему хоз. процессуального права
составляют нормы, регламентирующие хозяйственное
судопроизводство. Они подразделяются
на общую часть (нормы, входящие в раздел
1 «Общие положения») и особенную часть.(все
последующие разделы ХПК)
Под источниками хозяйственного процессуального
права подразумеваются законод-е акты,
регулирующие порядок судопр-ва в хозяйственных
судах. К ним относятся:
- Конституция РБ – явл-ся первым
по значимости источником ХПП. В ней
ХС отнесены к органам суд. власти, закреплены
основные принципы основные принципы
судопроизводства, порядок назначения
судей ХС и др. основные начала их деятельности.
- Международные договоры РБ. Установлен
приоритет межд. договора РБ перед другими
зак-ми актами: если межд. дог-м РБ предусматриваются
иные правила , чем те кот. сод-ся, например,
в ХПК, то применяются правила межд. дог-ра.;
- ХПК. В нем подробно освещены принципы
судопроизводства ХС, положения о подведомственности
и подсудности споров, состав лиц, участвующих
в деле, приказное производство, порядок
предъявления иска, разрешение споров,
обжалования и пересмотра судебных актов
и др. вопросы процессуальной деятельности
ХС.
- Закон о ХС. Законы, которые помогают
определить подвед-ть споров ХС «Об объектах
находящихся только в собств-ти гос-ва»,
«О хоз. обществах» и т.д. Они регулируют
отношения сугубо в сфере экономики, хозяйствования,
предприним-ва. Одновр-но в них содержаться
нормы, определяющие компетенцию определенных
органов управления коммерческих организаций
(общего собрания, правления, советов и
комитетов). В совокупности с нормами процессуальными
нормы данных законов позволяют разграничить
компетенцию хоз. и общих судов, др. гос.
и иных органов. Законы предусматривающие
особенности рассмотрения отдельных категорий
дел, а также исполнения судебных или
иных актов: Закон «Об экономической несостоятельности
(банкротстве)», «О межд-м арбитражном
(третейском) суде», «О комитете гос. контроля
РБ» и др. В законах рег-ся и др. процессуальные
вопросы, напр., связанные с суд. расходными,
- в Законе «О гос. пошлине».
- Декреты и указы Президента РБ.
Декрет «О совершенствовании хозяйственного
судопроизводства», указ «О создании Службы
судебных исполнителей ХС в РБ»;
- Другие законы РБ, постановления
Правительства, постановления Пленума
ВХС.
Т.о. источники ХПП:
- предст-т собой
систему (включают в себя нормы
организ-е, процесс-е и спец-е);
- отличаются спецификой,
присущей только данной отрасли
права (эконом. составляющая в спорах,
особенности рег-я отношений, связанных
с банкротством юр. лиц и ИП);
- имеют высокую
степень развития и перспективность.
2. Понятие
и стадии хозяйственного
процесса.
Хозяйственный процесс – это форма
деятельности хозяйственного суда по
защите нарушенных или оспариваемых прав
и законных интересов юридических лиц,
граждан и иных лиц в сфере предпринимательской
и иной хозяйственной деятельности.
Хоз. судопроизв-во – совокупность
процессуальных действий по реализации
процессуальных прав и обязанностей хозяйственного
суда, лиц, участвующих в деле, и других
участников процесса.
Под стадией хозяйственного процесса
подразумевается совокупность процессуальных
действий, осуществляемых с целью решения
определенных задач.
Стадии хозяйственного
процесса:
- принятие искового заявления (заявления
или жалобы). Объект – поданное в ХС исковое
заявление (заявление, жалоба) с приобщенными
к нему доку-ми. Задачи - определить подвед-ть,
соблюд-е требований ХПК и др. зак-х актов
к форме и содержанию искового заявления,
подсудность и др. критерии, необходимые
для решения вопроса принимать ли дело
к производству ХС. Субъект – судья или
состав судей ХС, а также лицо, подавшее
иск. заявление. Процесс-е действия – отказ
в принятии иск. заявления или его возвращение
либо возбуждение произв-ва по делу. Процесс-ая
форма – соотв-ее определение.
- подготовка дела к судебному разбирательству.
Задачи этой стадии: 1) разрешение вопроса
о составе лиц. участвующих в деле, и иных
участников процесса; 2) определение зак-ва,
кот. следует руководствоваться, и установление
правоот-ий сторон; 3) определение обстоятельств,
имеющих значение для правильного
разрешения дела4 4) представ-е и истребование
необходимых док-в; 5) установление времени
и места судебного заседания.
- судебное разбирательство. На этой
стадии разрешаются споры и рассматриваются
дела по существу, дается окончательный
ответ на предъявленные требования и представленные
возражения. Разбирательство дела
осуществляется в суд. заседании, которое
завершается вынесение решения или определения
о прекращении производства по делу либо
определения об оставлении иска без
рассмотрения.
- пересмотр судебных актов в кассационной
инстанции. По кассационным жалобам лиц,
участвующих в деле, и кассационным протестам
прокуроров на этой стадии хоз. пр-са проверяется
законность и обоснованность судебных
актов, не вступивших в законную силу.
- пересмотр судебных актов в порядке
надзора. Эта стадия предназначена
для проверки законности судебных актов,
вступивших в законную силу, по надзорным
протестам должностных лиц ХС и органов
прокуратуры.
- пересмотр судебных актов по
вновь открывшимся обстоятельствам.
На этой стадии по заявлениям должностных
лиц, правомочных на принесение надзорных
протестов, судебные акты, вступившие
в законную силу, м.б. отменены, а дело м.б.
рассмотрено по правилам одной из предыдущих
стадий хоз. пр-са при наличии опред. обстоятельств.
- исполнение судебных и иных актов.
Добровольное и принудительное исполнение
суд. актов некоторых других органов, права
и обязанности должника, взыскателя, суд.
исполнителей ХС реализуются на этой стадии
хоз. пр-са.
Помимо стадий хоз. пр-са
ХПК предусм-т также различные виды хоз.
судопроизв-ва.
В зависимости от критериев
можно различить несколько классификаций.
При применении смешанного
способа классификации видов хоз. судопроизв-ва
выделяются: приказное, исковое, произв-во
по делам о банкротстве, производство
по рассмотрению дел об установлении фактов,
имеющих юр. значение, производство по
рассмотрению жалоб на нотариальные действия
или отказ в их совершении. кассационное,
надзорное, о возбуждении дел по вновь
открывшимся обстоят-м, исполнительное
производство.
3. Принципы хозяйственного
процессуального права.
Принципы ХПП – это закрепленные
в нормах права основные исходные положения
ХПП, выражающие наиболее существенные
черты данной отрасли права.
Классификация принципов хозяйственного
процессуального права:
- В завис-ти от источников закрепления
принципы подразделяются на:
- конституционные, т.е.
закрепленные в КРБ или вытекающие
из ее норм: верх-во права, приоритет
общеприз-х принципов межд. права
равенство всех перед законом
и право на равную защиту, право
на юр. помощь, гарантия защиты
прав и свобод каждого компетентным,
независимым и беспристр-м судом в опред-е
законом сроки, незав-ть судей при осуществлении
правосудия, единоличное и коллег-е рассм-е
дел, гласность, состязат-ть и равенство
сторон в процессе, обязат-ть суд. актов
и др. Эту большую группу принципов можно
подразд-ть на общеправовые и прцес-е;
- международно-правовые,
т.е. предусм-е межд. дог-ми РБ и
др. актами межд. публ. права (публичность
и справедливость суд. разб-ва, компетентность,
независимость и беспристрастность
суда и др.). Некоторые из них закреплены
в КРБ и др. законод. актах РБ.;
- непосредственно
хозяйственно-процессуальные –
т.е. закрепленные в ХПК (гос. язык
судопр-ва, диспозитивность, непосредственность,
устность, непрерывность и т.д.).
- В зав-ти от сферы действия
принципы хоз. процесса можно сгрупп-ть в:
- общеотраслевые –
распростр-е свое действие на
всех стадиях и во всех видах
хоз. судопр-ва (гласность, право на
юр. помощь, законность, рав-во всех
перед законом и судом и
др.);
- постадийные - присущие
для опред. стадий хоз. пр-са (рассмотрение
дела неизменным составом суда, непосредственность,
устность и непрерывность).
- По объекту регулирования
принципы принято классифицировать
на:
- организационно-функциональные,
устанавливающие организацию, устройство
системы ХС и одновременно влияющие
на их деятельность;
- функциональные, т.е.
принципы, определяющие процессуальную
деятельность ХС и участников
пр-са. Эта классиф-я носит условный
хар-р, поскольку в одном случае
один принцип выступает как
организ-ый, в др. – как функциональный.
Организационно-функциональные принципы:
- Принцип законности, заключает
в том, что ХС должен строго и неукоснительно
соблюдать порядок разрешения правовых
споров, выносить законные и обоснованные
судебные акты, исполнять их, а также требования
к сторонам и другим участникам процесса
строго соблюдать правила хозяйственного
судопроизводства;
- Приоритет норм и принципов
международного права, если в международном
договоре РБ установлены иные правила,
чем те, которые содержаться в законодательном
акте, то применяются правила международного
договора;
- Принцип осущ-я правосудия
в сфере предпринимательской и иной хозяйственной
(экономической) деятельности только ХС.
ХС как специально созданные для этих
целей гос. органы, осуществляют правосудие
путем разрешения в строго определенном
порядке, споров, возникающих в области
экономич. отн-й. Ни один др. гос. или иной
орган не вправе рассматривать аналогичные
споры в таком же порядке и по таким же
формам. Рассмотрение же отдельных экономических
споров третейскими судами и исп. органами
правосудием не является.
- Принцип единоличного и коллегиального
рассмотрения дел в хозяйственном суде,
т.е. дела в первой инстанции рассматриваются
судьями единолично и в коллегиальном
составе, в кассационных инстанциях ХС
областей и города Минска, а также в надзорных
инстанциях ВХС дела рассматриваются
только коллегиально.
- Принцип независимости судей
хозяйственного суда при осуществлении
правосудия и подчинения их только закону.
Институциональная незв-ть – суды
не должны подчиняться ни законодательной,
ни исполнительной ветвям власти и должны
обладать беспристрастием и независимостью.
Функциональная независимость – сама
процедура осуществления правосудия должна
обеспечивать судьям свободное от чьих-либо
мнений, требований рассмотрение и разрешение
споров, т.ч. и выражение своих убеждений
по делу при совещании судей.
- Принцип равенства юридических,
индивидуальных предпринимателей и физических
лиц перед законом и хозяйственным судом. Лица,
участвующие в деле, при осуществлении
правосудия ХС равны перед законом и хозяйственным
судом. ХС обеспечивает равную судебную
защиту прав и законных интересов всех
лиц, участвующих в деле.
- Гос. язык хоз. судопр-ва
(русский и белорусский). Судопр-во в ХС ведется
на одном из гос. языков РБ. Лицам, уч-м
в деле, не владеющим гос. языками РБ, обеспеч-ся
право знакомиться с мат-ми дела, уч-ть
в проц-х действиях через переводчика,
а также выступать в ХС на ином языке. Судебные
документы (их копии), кот. ХС в соотв. с
зак-м о судопр-ве в ХС обязан направлять
или вручать лицам, участвующим в деле,
д.б. составлены на языке судопр-ва в ХС.
- Принцип гласности (открытое
и закрытое судебное заседание). Разб-во
дела в ХС открытое. Разб-во дела в закрытом
судебном заседании доп-ся, если открытое
разб-во может привести к разглашению
сведений, сост-х гос. секреты или иную
охраняемую законом тайну, содерж-ся в
материалах дела, в т.ч. при удовлетворении
ХС ходатайства лица, участвующего в деле
и ссылающегося на необх-ть неразглашения
таких сведений либо на иные обст-ва, препятствующие
открытому разбирательству. При разб-ве
дела в закрытом судебном заседании присутствуют
лица, участвующие в деле, их представители,
а в необходимых случаях – свидетели, эксперты,
специалисты и переводчики. О разб-ве дела
в закрытом судебном заседании выносится
мотивированное определение. Разбирательство
дела в закрытом судебном заседании ведется
с соблюдением правил судопроизводства
в ХС и с учетом особенностей, предусм-х
зак-ми актами о гос. секретах. Резолютивная
часть судебного постановления всегда
объявляется публично
- Право на юридическую помощь. В
судопроизводстве в хозяйственном суде
юридические лица, индивидуальные предприниматели,
организации, не являющиеся юридическими
лицами, и граждане имеют право пользоваться
юридической помощью адвокатов и иных
представителей в целях защиты своих нарушенных
или оспариваемых прав и законных интересов.
- Обязательность судебных
постан-ий и распоряжений. Вступившие
в законную силу судебные пост-я обязательны
для всех юр. лиц, организаций, не явл-ся
юр. лицами, ИП и граждан и подлежат неукосн-му
исполнению на всей территории РБ. Законные
распоряжения, требования, поручения,
вызовы и иные судебные обращения обязательны
для всех лиц, которым они адресованы.
Неисп-е судебных пост-ий, а равно иное
проявление неуважения к ХС влекут за
собой отв-ть, установленную зак-ми актами.
Обязательность судебного пост-я не лишает
заинт-х лиц, не уч-х в деле, возм-ти обратиться
в ХС в целях защиты своих нарушенных или
оспариваемых прав и законных интересов.
Обяз-ть на территории РБ судебных постановлений
судов иност-х гос-в, межд. арбитражных
(третейских) судов опред-ся зак-ми актами
и межд. договорами РБ.
- Применение норм иностранного
права. В случаях пред-х зак-м, когда
возникает необходимость применения норм
иностранного права, ХС д-н установить
существование и содержание его норм
в соотв. с их толкованием и практикой
применения соотв. иностр. гос-ве. В этих
целях ХС м-т обратиться за содействием
и разъяснением в компетентные органы
и организации в РБ, за границей либо привлечь
специалистов. В качестве таких организаций,
как прав., выступают МИД и его подразделения
(посольства, консульства, торговые представительства
и т.д.)