Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:41, контрольная работа
История любой области научного знания с большей или меньшей степенью убедительности свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими потребностями людей. Не является исключением и становление этнологии как самостоятельной науки.
Становление этнологии как науки 3
Предмет этнологии 7
Методы этнологии 9
Связь этнологии с другими науками 12
Литература 15
Содержание:
Становление этнологии как науки 3
Предмет этнологии 7
Методы этнологии 9
Связь этнологии с другими науками 12
Литература 15
Становление этнологии как науки
История любой области
Наличие их знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, еще в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.
Возникновение
Само название науки, «
(народ) и logos (слово, наука). В
античные времена древние
Вплоть до XIX в. понятие «этнология»
спорадически употреблялось
1830 г. разработал общую
Это название довольно быстро получило широкое распространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX в. стало употребляться в русском языке.
Официальным фактом
В результате многолетних
обсуждений сложилась довольно
разнообразная и пестрая
Середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этиологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территориальной, экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем не похожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и поэтому новая наука пользовалась поддержкой своих правительств. Но в зависимости от политических и экономических интересов правительств развитие этнологии в Англии, Германии,
Франции, Австрии, США имело свои особенности.
Первоначально этнология
Наиболее глубокие традиции наука о народах имела в Германии, где еще в
1789 г. сформировалось научное направление Volkerkunde, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».
Примерно с середины XIX в.
понятия «Volkerkunde» и «
Кроме того, в немецкой науке о народах сложилось еще одно направление, получившее название «Volkskunde» (народоведение) и изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры. Данное направление также сохраняется сегодня в немецкой науке.
Становление этнологии в
англоязычных странах шло
Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии. Появление антропологии как биологической науки о природе человека ученые связывают с выходом в 1596 г. в свет книги О. Гасманна с аналогичным названием. Бурное развитие антропологии происходило в XVIII в. благодаря колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам. В XIX в. в развитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение многочисленных останков первобытных людей. Уже в середине
XIX в. многочисленные исследования черепов и скелетов неандертальцев инициировали задачу реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе антропологии появилось новое научное направление — социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Этим термином он определил свое направление этнологических исследований и его отличие от направления, которым занимался Эдвард Тайлор и которое уже тогда называли культурной антропологией. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским вариантом понятия «этнология». В настоящее время представители английской социальной антропологии ориентируют свои научные интересы на изучение различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций.
Этнология в США возникла
несколько позднее, чем в
(позднее данное направление стало подразумевать любые этнокультурные исследования, т.е. стало американским синонимом понятия «этнология»).
Во Франции процесс
Франции постоянно испытывали
потребность в обстоятельной
и подробной информации об
особенностях образа жизни,
«этнографией» (от греч. etnos — народ и graphien — описание). Это название сохранялось во Франции до конца XIX в., когда была осознана научная неполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Благодаря дополнению этнографических описаний историческими и теоретическими материалами этнография в начале XX в. трансформировалась в этнологию (в настоящее время это название сохраняется).
В России интерес к
XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и т.д. Значительную роль в постановке и решении этнических проблем в русской культуре сыграло движение славянофилов. Исходя из идеи мессианской роли России в мире, они считали своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранение его национальной самобытности.
Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846 г. Русского географического общества. Оно было создано для выполнения не только научных, но и прикладных заданий. В программу общества входило всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов.
Государственные интересы
Азии, Кавказа. Для этого внутри
общества было создано
На рубеже XIX-XX вв. значительный
вклад в развитие
«диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.
В 40-50-х гг. XIX в. русские
ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин
К.Д.Кавелин сформировали
1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык.
Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них
— «народную характеристику».
Сюда же входило описание
Особое место в истории
русской науки о народах
В советский период развития отечественной этнологии особой сферой исследований были межнациональные отношения. Как правило, они изучались на основе статистических данных повседневного поведения и конкретных поступков людей. Так, дружба народов оценивалась по количеству участников представителей различных национальностей в крупных общесоюзных стройках или по количеству межнациональных браков. 6 целом исследования этнических проблем этого периода носили политически-заказной характер и не раскрывали всех процессов этнического развития. Вне поля зрения этнологов того времени оставались кардинальные проблемы этнологии: этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д.
Наконец, на рубеже 70-80-х гг.
XX в. заметным явлением в
В настоящее время основным
научно-исследовательским